Автор Тема: Небольшие вопросы по элементарной теории музыки  (Прочитано 5401 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7825/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Погодика, уж не хочешь ли ты сказать что в гармонических мажоре и миноре тоже нет функции TSD?
Так я специально не писал слово "натуральный". В гармонических ладах, естественно, TSD есть. Ну, как бы, если для лада уместно слово "мажор" или "минор", TSD есть, иначе — нет.

Хотя, есть учебники (например, Мюллер), где дорийский спокойно называют "дорийский минор" и т.д. Но обычно говорят, что диатонические лады нельзя так называть.

Оффлайн zango Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7168
  • Репутация: +521/-114
  • СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ,
Вот кстати интересный момент,дали эти лады именно как дорийский минор, фригийский минор и т.д., и соответственно рассказали как обозначать общие знаки альтерации. К примеру у миксолиийсского соль мажора не будет никаких знаков альтрации как в до мажоре, а судить о том какая это тональность можно будет ретроспективно посмотрев на несколько первых тактов где как правило чаще всего встречаются устоойчивые ступени.
« Последнее редактирование: Сентября 12, 2015, 23:03:52 от zango »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7825/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Вот кстати интересный момент,дали эти лады именно как дорийский минор, фригийский минор и т.д., и соответственно рассказали как обозначать щие знаки альтерации. К примеру у миксолиийсского мажор иипиче не будеет  никаких знаков альтрации как в до мажоре, а судь о том какая это тональность можно будет ретроспективно посмотрев на несколько первых тактов где как правило чаще всего встрется 1 3 и 5 ступени.
Ну да, знаки альтерации — это "привязка" по альтерации ступеней, с которой ты начал, но вид сбоку:
дорийский — шаг в сторону диезов от минора
фригийский — шаг в сторону бемолей от минора
лидийский — шаг в сторону диезов от мажора
и т.д.

Чтобы определить какая тональность, нужно найти тонику на слух. Если например, знаков при ключе (или просто в тексте) нет, но тоника почему-то Ре, это дорийский. И т.п.

Оффлайн zango Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7168
  • Репутация: +521/-114
  • СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ,
Чтобы определить какая тональность, нужно найти тонику на слух. Если например, знаков при ключе (или просто в тексте) нет, но тоника почему-то Ре, это дорийский. И т.п.
Вот исходя из этого я логически и предположил что если мы нашли тонику, соответственно будет и функция TSD, чисто с математической точки зрения это справедливо если рассматривать эти лады как миноры и мажоры.

Оффлайн Small music tower

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4100
  • Репутация: +948/-27
  • я только учусь
Погодика, уж не хочешь ли ты сказать что в гармонических мажоре и миноре тоже нет функции TSD?

В гармоническом мажоре и миноре используются те же самые функциональные группы T, S, D.

Отличие в логике функционального развития.
В натуральном мажоре типичная логика функционального развития: T-S-D-T.
В натуральном миноре типичная логика функционального развития: T-D-S-T, поскольку главный неустой субдоминантовой группы(6-ая ступень отстоит на пол тона от 5 ступени) более интенсивно тяготеет к разрешению, чем главный неустой доминантовой группы (7-ая ступень отстоит на 1 тон от 1-ой ступени).

В гармоническом миноре, из-за того, что 7-ая ступень повышена и она отстоит на пол тона от тоники, то 7-ая ступень более интенсивно тяготеет к разрешению, чем 6-ая (потому что тяготение к тонике более интенсивное, несмотря на одинаковый интервал в пол-тона). Поэтому функциональная логика гармонического минора следующая: T-S-D(гармоническая)-T.
« Последнее редактирование: Сентября 12, 2015, 23:29:18 от Small music tower »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7825/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Вот исходя из этого я логически и предположил что если мы нашли тонику, соответственно будет и функция TSD, чисто с математической точки зрения это справедливо если рассматривать эти лады как миноры и мажоры.
Вопрос ещё в том, насколько тоника "сильная". "Народные" лады менее централизованы, чем мажоры и миноры, там гораздо легче что-то ощутить временной тоникой и т.п. Когда это так, функции TSD начинают терять своё значение.

Оффлайн zango Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7168
  • Репутация: +521/-114
  • СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ,
Small music tower, Всё, на этом месте мои знания пока заканчиваются, огромное спасибо за информацию и направлению в правильное русло, буду её переваривать и задавать вопросы преподавателям.

А где можно почитать о функциях, так чтобы не поверхностно, а глубоко и со всеми нюансами?

Оффлайн Small music tower

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4100
  • Репутация: +948/-27
  • я только учусь
Small music tower, Всё, на этом месте мои знания пока заканчиваются, огромное спасибо за информацию и направлению в правильное русло, буду её переваривать и задавать вопросы преподавателям.

А где можно почитать о функциях, так чтобы не поверхностно, а глубоко и со всеми нюансами?

Ну,я как бы сам ещё только учусь, поэтому не могу выступать в роли авторитетного советчика.
Но эти вопросы подробно расписаны в учебниках по гармонии.
В учебниках по теории музыки, насколько я смотрел, такие вещи не рассматриваются.
Здесь есть более компетентные участники, которые наверно посоветуют литературу.
Я же здесь стараюсь участвовать по мере сил, для так сказать подержания себя в тонусе в плане теоретического обучения.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7825/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
А где можно почитать о функциях, так чтобы не поверхностно, а глубоко и со всеми нюансами?
Бригадный учебник.

Оффлайн Виолет Поносов

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1970
  • Репутация: +299/-19
    • VarrAmp.com
Дилетантский вопрос, но вроде бы по теме.
Если в свое время переход к равномерной темперации произошел по определенным и вполне понятным причинам, то возможен ли сейчас возврат к натуральной темперации, по крайней мере, в электронной музыке? Задать лад (и при необходимости менять настройку прямо в процессе исполнения) совсем не проблема на современных клавишных инструментах.

Оффлайн Small music tower

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4100
  • Репутация: +948/-27
  • я только учусь
то возможен ли сейчас возврат к натуральной темперации, по крайней мере, в электронной музыке?

А  в чём смысл возврата к натуральной темперации? Для чего это нужно?
Вы уже всё освоили в существующей теории музыки?

Оффлайн Виолет Поносов

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1970
  • Репутация: +299/-19
    • VarrAmp.com
Вроде бы натуральный строй и сейчас используется по факту, например, в хоровом пении (так как все интервалы строятся на слух).
Утверждается, что аккорды до двух знаков при ключе в натуральном строе звучат более консонансно и широко. Остальные, конечно, фальшиво. Но если менять настройку в соответствии с тональностью - возможно, получится новое, более высокое качество музыки? Аудиофилы ищут разницу в типах проводов и использованных компонентов звуковоспроизводящего тракта, музыканты ищут наиболее тембрально богатые инструменты... А тут такая возможность фундаментально улучшить звучание.
Я чисто с технического аспекта сужу, с теорией музыки едва знаком, фрагментарно. Образования не имею.

Оффлайн Small music tower

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4100
  • Репутация: +948/-27
  • я только учусь
Наверно у меня есть склонность к упрощению, поэтому не претендую на истину.
Просто исхожу из того, что вся известная музыка, начиная от классиков европейских и наших, до джаза, рока и попсы - всё написано исходя из равномерно темперированного строя. И проблема творчества, звучания современных музыкантов(желающих быть музыкантами) она скорее не в том, что равномерно темперированный строй мешает (как яйца плохом танцору), а в чём-то другом.

Оффлайн Small music tower

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4100
  • Репутация: +948/-27
  • я только учусь
Отдельную тему не стал заводить, вопрос вполне подходит под сабж.

Вопрос такой. Как с точки зрения теории, называется неполный такт, но не затакт и не последний такт, то есть внутри произведения? Встретил произведение, в котором есть затакт, но внутри есть такт с одной четвертной, который является открывающейся репризой и в конце произведения 2 варианта концовки.
Вроде криминала нет в целом по произведению. Но в ГитарПро, полностью правильно занесённое произведение, вызывает проблему. Во-первых, проверка говорит об ошибке. Во-вторых, при проигрывании, тот самый такт с одной четвертной длится ровно такт (нота играется 1/4, а остаток пауза), что неправильно естественно для произведения.
Как быть?

... и добавил:

Вот нашёл ноты в гугле.
« Последнее редактирование: Ноября 19, 2015, 20:36:20 от Small music tower »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7825/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Small music tower, такие вещи происходят тогда, когда знак репризы ставят в середине такта. Этот "затакт" является частью предыдущего такта, присмотрись. И в первой вольте точно так же "не хватает". Я думаю, это никак не называется, и вообще, не совсем корректный способ записи. Но всё равно, так записывают часто.

... и добавил:

Как быть?
В нотном редакторе или GuitarPro нужно менять размеры тактов. То есть этот такт должен иметь размер 1/4, а предыдущий — 3/4. Чтобы в результате не загромождать визуально, обозначения размеров нужно скрывать. Все эти финты легко делает MuseScore (Finale, Sibelius), делает ли GuitarPro — не знаю.
« Последнее редактирование: Ноября 19, 2015, 21:15:48 от MrLf »