Автор Тема: Небольшие вопросы по элементарной теории музыки  (Прочитано 5399 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн zango Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7168
  • Репутация: +521/-114
  • СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ,
Сейчас начал разбирать учебник элементарной теории музыки Вахромеева и начали возникать небольшие вопросы, помогите пожалуйста найти на них ответы,

1) Сейчас обозначение звукоряда применяется в виде CDEFGAH, а в этом учебнике написано что раньше основной звукоряд начинался с Ля и был такого вида - ABCDEFG где B была Си-бемоль, а ведь это получается фригийский лад, правильно ли я понял что раньше основным ладом был именно фригийский и почему он таковым перестал быть и вся система перестролась под ионийский лад (мажор)? и почему сейчас везде принято ноту Си обозначать B, а не H, хотя по Вахромееву B это Си-бемоль?

2) Что именно темперируется в темперированном строе? как я понимаю это равномерно добавленные полутона разбавляющие основные семь нот натурального звукоряда до 12 полутонов чтобы можно было построить стандартные лады от любой ноты, или это что-то другое?

Оффлайн Rem_

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 588
  • Репутация: +24/-4
  • GuitarPlayer.Ru fan!
    • Мои музыкальные программы
РАВНОМЕРНО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ строй - на гитаре видно, что лады равномерно изменяют длину струны. От открытой струны до середины струны размещены 12 РАВНОМЕРНО уменьшающихся ладов. Вот и всё.

... и добавил:

разрыв шаблона :)
« Последнее редактирование: Февраля 17, 2015, 11:56:28 от Rem_ »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7824/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Про темперацию проще в википедии прочитать.

Что касается B и H, то так исторически сложилось. Историю музыкальной нотации и всяких обозначений можно долго обсуждать, но главное здесь то, что "H" — это всегдда Си, а вот "B" может означать как Си, так и Си-бемоль. Лично мне кажется удобным обозначать чистое Си как "B", а об обозначении "H" просто забыть. Но в разного рода литературе можно встретить что угодно, и надо просто иметь это в виду.

Оффлайн zango Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7168
  • Репутация: +521/-114
  • СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ,
РАВНОМЕРНО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ строй - на гитаре видно, что лады равномерно изменяют длину струны. От открытой струны до середины струны размещены 12 РАВНОМЕРНО уменьшающихся ладов. Вот и всё.

... и добавил:

разрыв шаблона :)

Но что же такое не темперированный строй?

Оффлайн Califf2000

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8431
  • Репутация: +1168/-114
zango, натуральный строй)))

Оффлайн zango Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7168
  • Репутация: +521/-114
  • СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ,
zango, натуральный строй)))
А что такое натуральный строй? правильно ли я понял что это последовательность звуков построенных на делении на натуральные числа, иными словами он начинается условно говоря с До, затем делим на два и получаем До следующей октавы, затем первую ноту До делим на три, и так далее, то есть мы не получаем классическую диатоническую гамму, а ползём вверх только по обертонам, или же я что-то не так понял?

Оффлайн Rem_

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 588
  • Репутация: +24/-4
  • GuitarPlayer.Ru fan!
    • Мои музыкальные программы
натуральный строй - последовательность звуков построенных на делении основной частоты на натуральные числа

Оффлайн zango Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7168
  • Репутация: +521/-114
  • СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ,
натуральный строй - последовательность звуков построенных на делении основной частоты на натуральные числа
А Вы вообще прочитали мой предыдущий пост?

Оффлайн Rem_

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 588
  • Репутация: +24/-4
  • GuitarPlayer.Ru fan!
    • Мои музыкальные программы
В конце поста был знак вопроса. Я скопипастил выражение и немного уточнил его. Получился ответ.

Оффлайн zango Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7168
  • Репутация: +521/-114
  • СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ,
Rem_, Это понятно, но я имел в виду какова последовательность конкретных звуков выраженных нотами в натуральном ряду, как я понял если за точку отсчёта взять Ля первой октавы, то это будет такая последовательность -
Ля 3 октавы (1/1) 440 Гц,
Ля 4 октавы (1/2) 880 Гц ,
Фа 5 октавы (1/3) 1320 Гц
и так далее, так ли это?

Но вот какая незадача, при настройке пианино на частоту 1320 Гц (1318) настраивают Ми 5 октавы, а Фа пятой октавы настраивают на частотут1396,91, это что за ерунда такая получается?

И ещё один момент, струну как единный начальный звук делим на натуральный числа (1,2,3 и т.д.) , а чтобы узнать реальную физическую частоту получаемого звука, надо начальную частоту струны умножать на эти же самые числа.
« Последнее редактирование: Февраля 21, 2015, 02:52:42 от zango »

Оффлайн Rem_

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 588
  • Репутация: +24/-4
  • GuitarPlayer.Ru fan!
    • Мои музыкальные программы
Я не понимаю. На вике забанили? :)
Для гитариста тут скрывается ответ на вопрос "почему не рекомендуют настраивать соседние струны по флажолетам на 5 ладу?" Потому что натуральный флажолет не соответствует идеальной ноте в темперированном строе.
Корень двенадцатой степени из двух. На этот коэффициент постепенно уменьшается длинна струны. Вот из-за чего в современной музыке появляются дробные числа.
« Последнее редактирование: Февраля 21, 2015, 03:02:44 от Rem_ »

Оффлайн Califf2000

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8431
  • Репутация: +1168/-114
zango, вот видел мультимензуры? они как раз выпускаются с целью сохранить по максимуму натуральное звучание нот. 

Оффлайн Rem_

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 588
  • Репутация: +24/-4
  • GuitarPlayer.Ru fan!
    • Мои музыкальные программы
Нет. Длинна каждой струны (на лад) изменяется на корень двенадцатой степени из двух :) и натурального деления тут ни на одной струне нет. Мерять будем?

Оффлайн Califf2000

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8431
  • Репутация: +1168/-114
Rem_, это без меня, мне на гитаре проще играть, чем ее мерить)))

Оффлайн zango Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7168
  • Репутация: +521/-114
  • СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ,
Я не понимаю. На вике забанили? :)
Для гитариста тут скрывается ответ на вопрос "почему не рекомендуют настраивать соседние струны по флажолетам на 5 ладу?" Потому что натуральный флажолет не соответствует идеальной ноте в темперированном строе.
Корень двенадцатой степени из двух. На этот коэффициент постепенно уменьшается длинна струны. Вот из-за чего в современной музыке появляются дробные числа.
Я окончательно запутался, давайте попробуем сформулировать это каким то другим способом,

в вашей таблице приведены интервалы натурального строя, но как они располагаются на нотной записи? так же как и обычные ноты - До, Ре, Ми, фа, Соль, .... и так последовательно в каждой октаве? то есть что равномерно темперированный строй, что натуральный в нотной записи идентичны?

Правильно ли я начинаю понимать что чисто математически обертоны от одного тона не соответствуют другому основному тону и от этого возникают биения при взятии аккордов слышные на слух и"равномерная темперация" это всего лишь равномерное "размазывание" этих несоответствий по всем основным нотам чтобы не было слышно особенно ярких биений при взятии аккордов?

И если моё последнее утверждение верно, то на гитаре мы сами занимаемся "равномерным темперированием" путём продольного движения сёдел?

И тогда возникает ещё один вопрос - выходит что до того как придумали "равномерную темперацию" она была не нужна в силу именно того что музыка была однотоновая без аккордов и соответственно биения не нужно было устранять?
« Последнее редактирование: Февраля 21, 2015, 03:41:36 от zango »