Итак, крамольные мысли.
Зачем вообще нужна теория музыки? В моём понимании, образно: есть двадцать аккордовых последовательностей, которые звучат хорошо. Найти принцип, по которому они составляются, чтобы построить двадцать первую, которая тоже звучит хорошо. Т.е. для того, чтобы сыграть то, что не слышишь изначально. Это звучит крамольно, но если это не так, теория музыки не нужна вообще, принципиально. Нет никакого смысла теоретизировать о том, что можно сделать интуитивно — это пустая трата времени.
Не глупа ли и не надуманна ли музыкальная теория, если негры, не зная нот, играли блюз? Если во все времена огромное количество сочинителей музыки сочиняли её полностью интуитивно? Ответ состоит в том, что яблоко не должно знать закон Ньютона, чтобы упасть на землю.
Откуда берётся новая музыка, как её сочинить? Думаю, нельзя представить себе мелодии, которой никогда не слышал. Эту проблему можно сформулировать и в более общем виде: человек не может представить себе того, чего никогда не видел, т.к. сознание человека развивается от органов чувств, а не наоборот. Скажем, нельзя полноценно представить себе полное отсутствие пространства, бесконечность, отсутствие времени и т.п. Можно только пытаться рассуждать об этом, лихорадочно цепляясь за аналогии. В таком случае, рождение новой мелодии — это либо интуитивное воспоминание смутно запомненного (в собственной интерпретации разумеется, т.е. с "искажениями", подчас огромными), либо теоретические эксперименты. В таком случае, самая первая на свете мелодия — результат "теоретического эксперимента". Кто-то начал делать вид, что зовёт кого-то, ради развлечения. А получилась песня...
... и добавил:
Ещё немного юмора.
Зачем Римскому-Корсакову и Чайковскому потребовалось писать учебники гармонии? Тут есть несколько вариантов...
1) От жуткого безделья, чтобы развлечь скучающий мозг интеллектуальными играми.
2) В помощь глуховатым музыкантам, которые не могут сочинить/аранжировать интуитивно, по слуху. В порядке троллинга, разумеется.
3) Чтобы сделать интеллектуальные костыли всем музыкантам, и самим себе в том числе.