Автор Тема: Обсуждение понятия модальность и того, что с ней связано  (Прочитано 12960 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Да.... Если бы только бедняга-негр на плантации знал про модальность гармонии блюза!!! 

На самом деле в народной музыке (а именно там надо искать корни модальности) все просто... Есть лад и дальше на слух подбираются всякие "аккомпанементы"... Не всегда вертикаль может быть объяснена с точки зрения классической гармонии. Но музыка основана на эмпирических знаниях, теория идет далеко сзади.... То есть она, в отличии от науки (где идет работа головного  мозга, а потом мы видим плоды этой работы), музыка, направлена на сердце (чувство). Сначла она прозвучит, а потом идет анализ и пытаются это как-то объяснить... Если же кто-то пытается бежать впереди паровоза, то есть через головной мозг понять музыку (и гармонию в том числе), то этот путь не даст результата... Будет только набор фраз и терминов, которые никаки образом не дают никакого практического результата.... Ладе наоборот - вредит, так как уводит человека в сторону от решения главных задач....
Однако после того, как звуки на слуху (ладовое и гармоническое мышление), то теория никак не навредит.... Это для тех, кто ищет умные книжки, дабы узнать секреты и попытаться войти в другую дверь.... Через мозги познать область чувств....

Вот разговор про блюз напоминает решение простой школьной задачки, которая попросила решить внучка профессора математики... И он, находясь в своей системе координат, это сделал через "теорию относительности", исписав формулами (которые не знает учительница) всю тетрадь....

Но решение должно быть простым.... А решение это сводится к тому, что нет у негра в голове никихи "дорийских миноров" на "субдоминанту"...  У него есть блюзовый лад и все.... Он поет эти ноты, "в созданной им  системе устойчивых и неустойчивых звуков" (то есть в ладу) и все..... Дальше, если взять гитару и сделать аккомпанемент этого лада, то получатся соотвествующие аккорды...  Анализировать лад вещь сложная, так он принимает черты модальности, а может быть и тональным... С одной стороны мы чувствуем тональность и гармоническую функциональность (T S D), с другой стороны выход за пределы функций, которые могут трактоваться как отклонения или как говорят "выход из тональности"... В джазе так вообще через каждый такт модуляция... Можно сказать, что это почти чистая модальность.... Тем не менее все джазмены играют по цифрованному басу, который показывает гармоническую функциональность и на основе этой функциональности играют свои импровизационные модальности)))).

Таким образом.... Сложность вопроса в том, модальность и тональная функциональность  тесно переплетены... Лично я для себя сделал систему при которой - если я чувствую тональность в музыке (или ее отрезке), то мышление обычное функционально тональное... Все отклонения рассматриваются как альтерация и надстройки.... Если же стоит задача выйти из тональности, то мышление переключается на горизонталь.... То есть гармония подстраивается не под функции, а под звукоряд.... Лучше всего это делать в трио)))) Когда басист играет одну ноту я могу его ноту принять за новый (временный) тональный центр... А если клавишник играет, то уже надо репетировать и договариваться заранее...  (Поэтому Скотт Хендерсон, Гамбале, Хослвордс и другие импровизаторы играют в трио.... )))

Но в блюзе лично я вижу четкую тональную функциональность лада.... Как в мелодии, так и в гаромнии.... Поэтому на джем сейшне первый вопрос, который люди выходя на сцену задают, "Какая тональность?".... А если есть тональность, то это вроде уже и не  модальность (судя по учебникам), так как модальность предполагает возможность взять за тонику другую ступень лада. В то же время в импровизации, в соло (и в голосе тоже) я легко могу это сделать.... И это уже чистая модальность.... Таким образом, тональность и модальность это просто дополнения друг друга.... И разделять гармонию на модальную и классическую, видимо, сейчас не актуально....

Поэтому "современная модальная гармония" это больше относится к музыке, которая построена на симметричных звукорядах, серийных концепциях и других системах.... Вот там уже классический анализ просто неприменим.... Так как зачастую в музыке той (если ее можно так назвать) нет тональности и соответственно и для анализа функциональности нет координат....

А в эстраде (особенно в песенном жанре) все тонально.... И все очень просто.... А теоретическое усложнение идет только от "горя от ума".....
« Последнее редактирование: Февраля 11, 2013, 04:01:06 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #1 : Января 25, 2013, 00:09:36 »
Дмитрий Малолетов, со мной можно всегда на "ты".
И все очень просто.... А теоретическое усложнение идет только от "горя от ума".....
Тему простатизма, "теоретических усложнений с горя" и концепций музыкального мышления негров всё же очень не хотелось бы трогать...
А если есть тональность, то нет модальности (судя по учебникам)...
Судя по учебникам, всё наоборот: модальность и тональность не исключают друг друга и часто перемешиваются в одном произведении. Даже если рассматривать музыку дотональной эпохи, черты тональности она приобретала постепенно.
Поэтому "современная модальная гармония" это больше относится к музыке, которая построена на симметричных звукорядах, серийных концепциях и других системах.... Вот там уже классический анализ просто неприменим.... А в эстраде все тонально....
Заглавный пост этой темы говорит, что в современной "эстраде" далеко не всё тонально. На эту тему я в своё время наспорился так, что уже тошно :D :pozor:. Цель данного топика — не спор. Цель — получить внятный теоретический разбор модального примера. Без такого разбора спор голословен.
« Последнее редактирование: Января 25, 2013, 00:11:25 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #2 : Января 25, 2013, 00:14:02 »
Но в блюзе лично я вижу четкую тональную функциональность лада.... Как в мелодии, так и в гаромнии.... Поэтому на джем сейшне первый вопрос, который люди выходя на сцену задают, "Какая тональность?".... А если есть тональность, то нет модальности (судя по учебникам), так как модальность предполагает возможность взять за тонику другую ступень лада.
Смешной аргумент: "люди выходя на сцену задают, "Какая тональность?"" и из этого делается "глубокий" вывод.
Если взять чисто ладовую композицию, например, So What или какого-нибудь ладового Сатриани,  то про них тоже могут спросить - "какая тональность?".
А еще они же скажут что на первой ступени в блюзе - "доминанта"... И тд.
И вообще, если музыка не атональная, значит она тональная ))).

В данном случае речь об определенной ладовой организации музыки и дело не в теоретиках, а в том, что это дано (видимо, не всем) в слуховых ощущениях. Поэтому гармонически функциональная музыка венских классиков, джазовых стандартов или шансона в целом так сильно отличается от ладового рока (в большей степени британского). Подчеркиваю - на слух! И это вполне поддается объяснению и может быть изучено. Теми, кому это интересно.

Вообще, прежде чем вступать в дискуссию, неплохо было бы понять хотя бы, что здесь в данном случае называется "Тональностью". Отнюдь не звуковысотное положение лада (это к вопросу "какая тональность").

Цитировать
И разделять гармонию на модальную и классическую, видимо, сейчас не актуально....
Не модальную и классическую, а ладовую и функциональную.  Это все равно, что сказать, что изучать и понимать гармонию неактуально. Это всегда актуально для тех, кто чувствует разницу и хочет понять (например) почему совковая попса звучит банально, а зарубежная - часто интересно и необычно.




« Последнее редактирование: Февраля 11, 2013, 04:07:27 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #3 : Января 25, 2013, 02:18:49 »
eye, Вы играете по цифрованному басу?  То есть когда гармония обозначается не аккордами, а гармоническими функциями....
Можете ответить почему это делают джазовые музыканты даже в тех стилях джаза, где идет только ладовая горизонталь и даже нет аккордов (так как два звука всего - бас и саксофон, в примеру)....  Мне просто интересно ваше мнение по этому поводу....

 eye,   Foo Fighters - Learn to Fly  _____ "А как это анализировать с помощью классической тональности?"_____

/Ix   /Vm   /IV   /         /      (Можно рассматривать как мажор с отклонением в минор на доминанте или просто как миксолидийский лад... От системы анализа музыка не поменяется))))

_______Или чего-нибудь такое тоже будем через T-S-D пытаться понять? А ну да, они же сами не понимают, что играют...______

Они прекрасно понимают что играют..... Партии выверены и отрепетированы (хотя они могут и не знать названия ладов, которые используют) ... Это рифф на тонике сверху которого играются разные лады (блюзовый, фригийский и что-то еще)))) Распространенный прием в любой музыке (и в классике в том числе)...  С точки зрения "венских классиков" это обычный педальный тон...

Вся рок и поп музыка (в том числе и британского рока) написана в мажоре и миноре.... (только не с простом виде а с элементами отклонений и полиладовости часто в переплетении мажора и минора).  Вот пример такого переплетения.... Играется такт в мажоре, такт в миноре (условно))))

The Beatles - Free as a bird (LIVE - 1994)


Блюз также тональная музыка, основанная на T - S - D.... Только функциональная гармония джаза (и блюза) оперирует септаккордами....

Примеры настоящей модальности:
Средневековая (очень красивая). Следует заметить, что в музыке нет единого тонального центра. Ладовые тяготения не определены... Это основной элемент модальности...
http://youtu.be/wf1ulwBMkAk

Современная (можно насладиться эволюцией гармонического мышления))))... Чисто теоретически если рассмотреть пример, то в музыке применяется принцип чтобы слушатель не мог уловить функциональность. 

Шёнберг, 6 маленьких пьес op.19 + джазовая импровизация





« Последнее редактирование: Января 25, 2013, 06:10:47 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #4 : Января 25, 2013, 06:32:42 »
Цитировать
eye, Вы играете по цифрованному басу?  То есть когда гармония обозначается не аккордами, а гармоническими функциями....
Играю. Только цифрованным басом на самом деле другое называется. Я так понял, что вы имеете виду буквенно-цифровые обозначения или "цифровки".

Цитировать
Можете ответить почему это делают джазовые музыканты даже в тех стилях джаза, где идет только ладовая горизонталь и даже нет аккордов (так как два звука всего - бас и саксофон)
Буквы сообщают импровизатору необходимую для импровизации (и аккомпанемента) информацию - гармонию, тональность, отклонения, лады, форму и тд. Трактовать их можно по разному - можно увидеть функциональные обороты тональности, а можно представить каждый аккорд своим модальным центром.

Но  импровизация сейчас не имеет отношения к теме, и может только все запутать, потому что кроме реального положения дел (того что в итоге реально звучит) сюда добавляется импровизационная техника, приемы мышления музыкантов, подходы, в которых ипользуется ладовая терминология (ради удобства использования родственных звукорядов) даже там, где  этих ладов нет, а есть Тональность и мажоро-минор.
 Здесь я уже высказывал свое мнение по поводу использования импровизаторами ладов в функциональной гармонии.

Я сначала много понаписал Вам в ответ - возражения и аргументы по каждому пункту, их много... Подумалось, что Вы и читать-вникать не будете.
Как для вас может быть что-то убедительно, если вы пишите про функции TSD в миксолидийском ладу и не понимаете, что такое тональный принцип организации.

Могу только пожелать Вам прояснить для себя понятие тональности (имеется виду то понятие, которое за пределами ЭТМ, так как школьная ЭТМ по умолчанию дает все в рамках господствующей системы - Тональности).
И почитайте, если захотите, о ладовой гармонии - гармонии, основанной на натуральных ладах (а так же о, так называемой, натурально-ладовой гармонии или мелодической  тональности или о монодической гармонии - названий много).

Просто не имеет смысла разговаривать, пока у нас не сложится одинаковая терминологическая база... Вы будете говорить такие вещи, которые с моей точки зрения  :pozor: - (смайл), что мне лучше просто замолчать из огромного уважения к вам, как талантливому музыканту, разностороннему профессионалу, интересному рассказчику, душевному и искреннему человеку, подвижнику, рыцарю гитары и тд.
Однако - Сократ мне друг, но истина дороже.  ???

Можно еще и по другому взглянуть на эту проблему. Для вас это вся эта ладовость - расширенная тональность, а (нео)модальность - это целотон и прочее. Ну, хорошо, пусть будет так.

Это все от разного понимания терминов. Я сформулирую так:
Мы хотим здесь обсудить (а не спорить, что как называется) закономерности гармонии современной популярной музыки, в которой используются ладовые обороты и снижено или отсутствует значение классических функций TSD. Гармонию, в которой почти не используются доминанты, квинтовые соотношения (а если они есть, то идут против тяготений, нарушаются нормативные соотношения), отсутствуют функциональные связи между аккордами, но преобладают мелодические связи ("утолщение мелодии"), задействованы ладовые краски, а не энергия движения, ослаблен тональный центр и велика ладовая переменность...
Короче, такой тип гармонии, который практически не рассматривается в сов.учебниках по гармонии. И широко используется в совр... гм... нашими зарубежными современниками.))

Назовите такой тип гармонии, как хотите. Например, ладовая тональность )

А чтобы понять, почему такой вид гармонии мы позволяем себе называть ладовой (или "модальной" в английском, а не холоповском значении) и как это различается с "гармонической" тональностью, вот один из примеров рассуждений о модальности (Этингер М. Раннеклассическая гармония). Может быть что-нибудь прояснит...
889057-0

... и добавил:

Цитировать
Следует заметить, что в музыке нет единого тонального центра. Ладовые тяготения не определены... Это основной элемент модальности...
Примерно, о таком типе гармонии мы и говорим, только в приложении к современности в "пост тональную" эпоху.
При желании можно там "тональные" центры услышать и тяготения определить. Это же все в нашем сознании.  (попробую доказать)
Просто гармонический ритм непривычен. А Гармонии, как раз такие же ладовые, как в некоторых образцах рока - об этом и речь.

Цитировать
Вся рок и поп музыка (в том числе и британского рока) написана в мажоре и миноре.... (только не с простом виде а с элементами отклонений и полиладовости часто в переплетении мажора и минора).  Вот пример такого переплетения.... Играется такт в мажоре, такт в миноре (условно))))
Это тоже, разумеется широко используется. Но не вся и комбинируется с "ладовыми пирогами". Одно другое не исключает.

... и добавил:

Цитировать
Следует заметить, что в музыке нет единого тонального центра. Ладовые тяготения не определены... Это основной элемент модальности...
Примерно, о таком типе гармонии мы и говорим, только в приложении к современности в "пост тональную" эпоху.
При желании можно там "тональные" центры услышать и тяготения определить. Это же все в нашем сознании.  (попробую доказать)
Просто гармонический ритм непривычен. А Гармонии, как раз такие же ладовые, как в некоторых образцах рока - об этом и речь.
Цитировать
Это основной элемент модальности...
И это не основной элемент модальности. Ладовость может проявляться в разных формах. Она не обязана быть похожей только на те формы, которые Вам кто-то указал, что это модальность. Например, тот же so what или сатриани. Или восточная ладовая музыка, где тоника поддерживается бурдоном, как и в ладовом роке. И органный пункт здесь ни причем - там на выдержанном басу меняется гармония.

Или, что-нибудь, типа этого:
Oceansize : Savant

Или такое (после 7й минуты)
Кстати, ладовые тяготения не определены и нет единого тонального центра:
Dream Theater - Repentance [Full + Lyrics]

Только это все не главное.

Цитировать
Вся рок и поп музыка (в том числе и британского рока) написана в мажоре и миноре.... (только не с простом виде а с элементами отклонений и полиладовости часто в переплетении мажора и минора).  Вот пример такого переплетения.... Играется такт в мажоре, такт в миноре (условно))))
Это тоже, разумеется широко используется. Но не "вся" и это так же комбинируется с "ладовыми пирогами". И, кстати, чередование мажора и минора - это тоже своего рода игра ладовыми красками.
« Последнее редактирование: Февраля 11, 2013, 04:14:04 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #5 : Января 25, 2013, 09:05:59 »
Я прекрасно понимаю о чем вы говорите... Просто вы все что не поддается классическому анализу через TSD относите к модальности.... Появится, например, в доминанте минорный аккорд, и уже что-то непонятное.... А для джазового музыканта это все равно мажор. И все равно танальность,

Я учился не по советским учебникам.... (Классическую гармонию, правда,  сдавал на экзаменах и все забыл)))) Так как практического применения в эстраде (блюз, рок, джаз и все производные стили) это не имеет и сковывает анализ. 

В джазе давно применяется система цифрованного баса... Я не зря спросил, так как именно эта система реально работает на практике. Возможно с точки зрения классика система странная... Моя сестра после консерватории ее не понимает)))) А американцы учатся по ней...

Так вот в цифрованном басу (это не буквенное обозначение аккорда, а гармоническая ступень).   Тональность не важна, главное ступень лада (аккорда) и его категория (пять видов септаккордов)... Понятно, что рассматриваются все 12 ступеней, то есть хроматика, а не только мажор и минор....  Это сейчас долго рассказывать, но данная система дает возможность анализа (и гармонизации) любой музыки, где есть тоника. И все это по этой системе тональная музыка... Любая модальность (в классическом понимании) рассматривается как отклонения, альтерации и надстройки. Главный смысл и атрибут тональной музыки в том, что она имеет единый центр - тонику... Можно играть глиссандо вверх и вниз 10 минут, никто не запрещает, но если басист будет играть ноту "ля", то все эти  "лады" и возякания по грифу пальцем вверх и вниз будет пониматься как тональность "ЛЯ"... В зависимости от терции относительно тоники его можно превратить в минор или мажор... И даже играя симметричные звукоряды но в орпделенном ритме и с разрешением в тонику - все это все равно Ля....

Чарли Паркер, придя подменить рок-н-рольного саксофониста и услышав что надо играть сказал слова: "Какой примитив! Это же всего лишь Си бемоль"... (Посмотрите фильм Bird) То есть все что имеет один тональный центр все это "одна гамма"..... А вот бибоп, который он играл в Майлзом и Дизи  уже в тональности не сыграешь... И последующие стили джаза так и подавно... Вот там уже модальные принципы пошли... Там функционально уже не помыслишь, так как новый аккорд по сути новая тоника со своим "глиссандо".  Услышав эту систему Армстронк назвал это китайской музыкой, а король свинга Бенни Гдмен  будущего короля бибопа Паркера назвал неплохим саксофонистом, но только не джазовым... Это потому что разные принципы организации музыки...  Качественно разные, а не чуть чуть)))) Поэтому  в раннем джазе, поп-музыке, роке, где есть тоника, то все это просто мажоро-минор...  И даже сложные конструкции все равно анализируются через функции мажоро-минора... Хотя далеко за пределами четких функций классической гармонии. 

Повторюсь возможно с точки зрения классического теоретика эта система примитивна, не объясняет многих вещей. Но на практике все именно так играют... Я знаком со Скоттом Хендерсоном. так вот все разговоры о музыке были в области гармонии.... Фирмачи-импровизаторы с утра до ночи учат гармонию - играют разные последовательности и играют на них импровизации и так накапливают багаж.... Потом попадая в ситуацию, он первое - садится на грув, ритм это главное и это первое действие... Второе - оценивается тональность (как высота тоники), третье - анализируется гармония.... И дальше включается накопленный багаж, звук, техника, эмоции и тд.... Конечно все идет от слуха......

Очень было интересно смотреть как Скотт Хендерсон импровизировал играя  с Арсеналом... Было видно, что не играл  эти вещи... Система была такова. Когда слышал тонику и функциональность гармонии играл в нормальных ладах, мелодические пассажи... Цепляя колючие нотнки, дабы не было "пентатоники".... Как только что-то в гармонии не понимал (так как играли то в Арсенале не картошками)))) сразу переходил на симметричные звукоряды, которые подходят в быстром темпе везде.... (Если не очень долго)))) И создавалось впечатление, что чувак просто купается в гармонии и слышит все наперед!!! А на самом деле очень хорошо знает где что играть и в каких гармониях что будет хорошо звучать.... Понятно, что это высший пилотаж.... Сам он говорил мне, что учился у Завинула, которому в гармонии нет равных. Даже помню одно слово, которое он сказал, а я не смог перевести.... Unfuckble man (это про Завинула... Я долго думал как это перевести))))))))
Так вот он играет тоже по тональной функциональности, хотя играет порой вообще непонятные звуки, которые к музыкальным то можно и не отнести)))))

Таким образом, тональная и модальная (лично для меня) - тональная все что имеет тонику (какое-то продолжительное время. ) и рассматривается через призму мажоро-минора относительно тоники. Модальное - все что не имеет четких очертаний тяготений в тонику. Функционально обозначаются только тональные центры, которые могут не иметь связи.  Границы этой модальности  широкие - от средневековых церковных песнопений, которые приятны и чудесны... До полной атональности, 12 ступенной серийности....
С практической точки зрения это работает.... В любом случае как бы ты для себя не систематизировал и не давал объяснения главное слуховой анализ и чувство.... Все остальное вторично..... 

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #6 : Января 25, 2013, 16:45:57 »
Дмитрий Малолетов,
 
Цитировать
Появится, например, в доминанте минорный аккорд, и уже что-то непонятное.... А для джазового музыканта это все равно мажор. И все равно танальность,
Здесь нужен конкретный пример. Если на пятой ступени минор и это джазовый стандарт, то это скорее всего отклонение в IV, например в тональности До, это Gm7-C7-F. Пожалуйста, приведите пример джазовой вещи, минор на пятой ступени.

Цитировать
В джазе давно применяется система цифрованного баса...
Так вот в цифрованном басу (это не буквенное обозначение аккорда, а гармоническая ступень).
Я и не предполагал, что вы можете думать, будто мне неизвестен ступенвый анализ... Вы неточно задали свой вопрос, когда спросили "eye, Вы играете по цифрованному басу? ". Ступеневая запись (по вашему цифрованный бас) используется для анализа гармонии, а играют-то по буквам. Посмотрите какой-нибудь Real Book - там гармония приведена буковками, а не ступенями. Изначально рилбук был сделан на основе листочков музыкантов (поэтому и дизайн у него "рукописный"). Ну или посмотрите на реальные партии - там стоят буковки, а не ступени.
Цитировать
Это сейчас долго рассказывать, но данная система дает возможность анализа (и гармонизации) любой музыки, где есть тоника. И все это по этой системе тональная музыка...

Это смешно, право... вы, что думаете, что я не знаю, что такое ступеневая запись?
Посмотрите, хотя бы тут https://guitarplayer.ru/index.php?topic=84824.msg1515078#msg1515078

Просто традиционная ступеневая запись принятая джазменами несколько ограничена (ввиду простоты функциональных оборотов и в целом упрощения аккордов до основных типов с тоникой в басу - им обращения неважны), поэтому я пропагандирую некий вариант, который описан по ссылке.
Остальное пока не читал...

... и добавил:

Hermit, это оффтоп и разжигание флейма. В разделе "теория" намекать на глупость теории музыки как таковой — это троллинг.

eye, можно удалить два последних поста? Тот, который Вы сейчас читаете, и предыдущий (Hermit'а).
MrLf, по моему он прикалывается

... и добавил:

Цитировать
Любая модальность (в классическом понимании) рассматривается как отклонения, альтерации и надстройки.
Если речь идет об отклонениях и альтерациях, то это как раз тональная система, то что принято в традиционном джазе. Дмитрий, ну не валите все в кучу.

... и добавил:

Цитировать
В любом случае как бы ты для себя не систематизировал и не давал объяснения главное слуховой анализ и чувство.... Все остальное вторично.....
Вот именно.
« Последнее редактирование: Января 26, 2013, 02:57:13 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #7 : Января 25, 2013, 17:05:59 »
eye,  The Police - Wrapped Around Your Finger

Где там ладовая переменность? Эта песня вся в натуральном Ля-миноре  .... Можно диктанты по сольфеджио писать.... ))))

Первая часть на риффе  I - VII.  То есть T - D (седьмая идет как замена доминанты).  Припев по гармонии /VII /    /VI  /     / Или лучше припев рассматривать по до-мажору это D - S (так как есть чувство отклонения в параллельный мажор)

Ни одного дополнительного звука в ладу.... Натуральный минор вся вещь.... В аранжировке есть интересные моменты, но это никак не влияет на функции, так как сыграв эту песню просто под гитару получишь минор без малейших признаков модальности... 

Hermit, А я уже набрался опыта общения..... Даже люди писали в личку и обучали пропускать вские нападки, так как "у нас так принято общаться"....

ПС Запись идет буквами - в цифрованный бас гармонию (на основе букв) переводят сами музыканты. Потому что мыслят функциями. И это дает свободу в модуляциях.

Пример минорной доминанты привели вы в песне выше.... Это простое отклонение в минор.... Вся музыка пропитана мажоро-минором и их чередование анализируется соотвественно. ....

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #8 : Января 25, 2013, 17:23:49 »
Во вложении поста - gp5.
Пойдёт для анализа или нет?
В смысле, годная ли "партитура" в плане ошибок, неточностей и т.п.
Это не партитура, там, например даже гармония припева не сделана. Мелодия тоже перевирается.
Цитировать
Пойдёт для анализа или нет?
Так мне достаточно для анализа аудио-записи и буквенной схемы, поэтому на этот вопрос ответить не могу.

Цитировать
ПС Запись идет буквами - в цифрованный бас гармонию (на основе букв) переводят сами музыканты. Потому что мыслят функциями. И это дает свободу в модуляциях.
Так это и называется анализ. Вы спросили играю ли по цифрованному басу, а не как мыслю.

Дмитрий Малолетов,
Цитировать
Где там ладовая переменность? Эта песня вся в натуральном Ля-миноре  .... Можно диктанты по сольфеджио писать.... ))
Вы не слышите там смену устоя во второй части? Это, конечно, дело личного восприятия, и мы это обсуждали https://guitarplayer.ru/index.php?topic=81312.msg1441370#msg1441370

По моему вся красота этой вещи именно в том , что G становится устоем, в противном случае это было бы банальным Am-G-F. Для вас G - это "бумажная" доминанта, которая никуда не ведет, для меня это ладовая краска, которая дает красивое ладовое звучание гармонии, вовсе не функциональное..



... и добавил:

Цитировать
Hermit, А я уже набрался опыта общения..... Даже люди писали в личку и обучали пропускать вские нападки, так как "у нас так принято общаться"....
Дмитрий Малолетов, то есть вы считаете, что я общаюсь с вами чванливо и допускаю нападки? Тогда давайте прекратим это общение.
« Последнее редактирование: Января 25, 2013, 17:26:10 от eye »

Оффлайн Pitsot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1229
  • unpozorable 8)
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #9 : Января 25, 2013, 17:41:18 »
можно я с просьбой?

хочется узнать, что происходит в About a Girl группы Nirvana с точки зрения тональной гармонии
хотя бы куплетная часть: чередуются аккорды E и G
какая здесь тональность и какие тональные функции у аккордов?

Nirvana - About A Girl (MTV Unplugged)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #10 : Января 25, 2013, 18:07:10 »
хочется узнать, что происходит в About a Girl группы Nirvana с точки зрения тональной гармонии
хотя бы куплетная часть: чередуются аккорды E и G
С точки зрения тональной I- III - в одноименном мажоро-миноре

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #11 : Января 25, 2013, 18:10:45 »
В этой песне (Стинга) во второй части самое обычное отклонение в параллельный мажор.... И как раз создается неустой, толкающий к разрешению в Ля-минор....

Претензии вам не предъявлял... Хотя меня вы выставили тут глухим и не обрзованным неучем, который все свалил в кучу и учился по советским учебникам..... )))) Но я не обижаюсь.... Так как то, что я, благодаря форуму пару раз заглянул в учебники (и советские тоже) и то польза...)))

Кстати,,, У меня есть теоретические труды... Даже напечатанные и выпущенные... В свое время Пифагором я занимался плотно.... Натуральным гармоническим звукорядом, теорией лада.... И даже поехал на Сицилию, в пещеру Пифагора.... Хотелось увидеть место, где слушали "гармонию сфер"....

Но потом, когда стал играть понял, что все изучение гармонии и теории лада должно идти только через слуховой анализ... То есть надо слушать... И закреплять в памяти этот опыт. Опора и мерой ценностей должен стать сам человек. И никто ему не поможет, это собственный эмпирический путь каждого. А систематизировать это в своей голове можно разными способами... Тем более в столько простых формах (имеется ввиду эстрадная музыка, в сложности я не лезу, так как это не мое) Но я все больше убеждаюсь с годами что красота это математика (пропорции).

Pistol Это минорный оборот I - III  В "ми" на пол-тона ниже. В припеве интересная модуляция.... в мажорную ступень (относительно запева) Это дает просветление. Далее через оборот опять в минор и в этот момент становится очень грустно.... Очень классная вещь и очень интересная гармония... Все построено на чередовании мажора и минора....

... и добавил:

То есть не минорный, а блюзовый.... Типичный мажоро-минор.

В их музыке очень часто тонику берут мажорный аккорд, а в мелодии поется минор.... Это блюзовый лад по сути.
« Последнее редактирование: Января 25, 2013, 18:20:59 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #12 : Января 25, 2013, 18:44:10 »
Цитировать
В этой песне (Стинга) во второй части самое обычное отклонение в параллельный мажор....
Дмитрий Малолетов, что вы называете параллельным мажором?
Конечно, G миксолидийский в каком-то смысле параллелен Am эолийскому, но "обычным" это никак не назовешь. Обычный это Am-C.
...а, то есть вы считаете, что сначала Am, а потом D-S в До маж без разрешения в тонику и с нарушением следования функциональной логике?
Ну, если так, то это ваше личное мнение, мои уши с этим не соглашаются. Я там слышу I-bVII.

Цитировать
Хотя меня вы выставили тут глухим и не обрзованным неучем, который все свалил в кучу и учился по советским учебникам.....
Так я сразу и написал "к сожалению тон задан" - помните?
Вы меня тоже здесь пытаетесь "выставить" профаном, хотя у меня тоже есть "теоретические труды" (привет от Руднева). но я здесь не для того, чтобы "меряться" у кого больше. И я тоже не обижаюсь ) Хотя мне этот разговор пока ничего не дал...
PS Советские учебники не так уж плохи, но однобоки. Но это не только у нас.

Цитировать
Тем более в столько простых формах (имеется ввиду эстрадная музыка, в сложности я не лезу, так как это не мое) Но я все больше убеждаюсь с годами что красота это математика (пропорции).
так ладовость это и есть простота - она была до функциональности. Просто речь о том, что анализировать функционально, там где эти функции не работают - не эффективно (по выражению TC).
Даже в классике фригийский оборот (Am-G-F=T-D-S) не объясняют функциями, так как это рудимент модальности (ладовой музыки).

Анализ блюза с точки зрения функций не эффективен (только на основании схожести ступеней), так как приводит к выводам с негативным оттенком, что там нарушено нормативное следование функциям (S-D) (а нет следования - нет и функций) и почему-то на первой ступени "доминанта", что с точки зрения классической функциональной теории невозможно.
В крайнем случае блюз - это уникальное соединение европейской тональной гармонии ("искаженной") и негритянской модальной (ладовой) - это понятно, учитывая, что блюз образовался на стыке культур. Поэтому однозначно его трактовать невозможно. Но он дал некую ветвь полимодального мажоро-минора.
« Последнее редактирование: Января 25, 2013, 18:58:37 от eye »

Оффлайн Pitsot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1229
  • unpozorable 8)
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #13 : Января 25, 2013, 19:10:06 »
Цитировать
Pistol Это минорный оборот I - III  В "ми" на пол-тона ниже. В припеве интересная модуляция.... в мажорную ступень (относительно запева) Это дает просветление. Далее через оборот опять в минор и в этот момент становится очень грустно.... Очень классная вещь и очень интересная гармония... Все построено на чередовании мажора и минора....

... и добавил:

То есть не минорный, а блюзовый.... Типичный мажоро-минор.

В их музыке очень часто тонику берут мажорный аккорд, а в мелодии поется минор.... Это блюзовый лад по сути.

собственно, что интересует - имеет ли смысл рассматривать эту вещь с точки зрения "классической" тональной гармонии?
Вы утверждали выше, что на эстраде всё тонально, так ли это в данном случае?

если модуляция в припеве на мажорную ступень, то это мажорная ступень чего? в ми миноре нет C#, а в мажоре на этой ступени - минорный аккорд, т.е. на мой взгляд этот аккорд плохо вписывается даже в мажоро-минор от ми
или тут смена тональности?

зы: надо было правда назваться Pistol, может даже Sex Pistol :)

... и добавил:

пока читал, что другие написали, забыл самое главное, что хотел спросить

пусть в куплете будет I - III
какую тональную функцию, в смысле TSD, выполняет III, т.е. G?
« Последнее редактирование: Января 25, 2013, 19:18:28 от Pitsot »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #14 : Января 25, 2013, 20:30:01 »
Дмитрий Малолетов, вот эта гармония тональна или модальна?

| Am | Am | F Dm | Am |

|Am Bm | Em | G | G/B Am |

| B | E  | Am G | F (C) |

| Am | Am Am/G| F C | G | Am |

|C(lyd) | C | G | Am | Em Am | D | E | Am ||

пусть в куплете будет I - III
какую тональную функцию, в смысле TSD, выполняет III, т.е. G?
Дело в том, что нет жесткой границей между ладовой и функциональной музыкой. Есть крайние проявления, но есть и общие моменты. Функционально-гармонические лады выкристализовализь на основе модальной музыки.

В тональной музыке так же есть аккорды представляющие ослабленные основные  функции - это медианты.
Они могу быть Mн=TS, ST (в До маж. - Am) и Mв=TD, DT (в До маж. - Em)
Так что здесь просто терцовое соотношение, которое может быть и в тональном обороте и в ладовом.

Представьте Em-G (t-M, или  t-TS), а потом замените минор на мажор.
Целиком вещь сейчас некогда расписывать.

Цитировать
То есть не минорный, а блюзовый.... Типичный мажоро-минор.
Блюзовый мажоро минор не является типичным. Типичный мажоро-минор - это одноименный или параллельный. Блюзовый - политональный (полиладовый) мажоро-минор. То есть на мажор может накладываться минор - звучать одновременно.
А а в одноименном мажоро-миноре аккорды из разных ладов чередуются друг с другом.
« Последнее редактирование: Января 25, 2013, 20:45:26 от eye »