Автор Тема: Обсуждение понятия модальность и того, что с ней связано  (Прочитано 12962 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #45 : Февраля 06, 2013, 01:21:56 »
писал не попробовав как звучит, т.к. на работе )
Ну так попробуйте, можно ведь все, что угодно делать, только надо понимать зачем и что получается.

Оффлайн Ckopnuo

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 488
  • кто научит уму-разуму?
    • Как со мной связаться, telegram
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #46 : Февраля 06, 2013, 16:40:59 »
Можно провести некий эксперимент. Каждый желающий кидает по 2-3 видео с описанием того, где он слышит (поли)модальную гармонию, где функциональную, где смешанную. Так мы поймем кто о чем вообще говорит. Я просто общался уже на подобные темы, так вот понимание и ощущение модальности у всех разное. Причем я заметил сильно разное.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #47 : Февраля 06, 2013, 17:19:08 »
Так мы поймем кто о чем вообще говорит. Я просто общался уже на подобные темы, так вот понимание и ощущение модальности у всех разное. Причем я заметил сильно разное.
А зачем? Что это изменит? Так как есть довольно четкие критерии в большинстве случаев, я ясно представляю, где - что. Работа профессора Сырова подтвердила, что не я один так думаю. Хотя в той работе тоже не все гладко, имхо...

А у кого там какое-то ощущение - меня мало интересует - тема такая, что немного народу понимает на самом деле, о чем речь. Так что не сомневаюсь, что  понимание (или не-понимание) сильно разное.
Дискуссия с Дмитрием Малолетовым это продемонстрировала. При обсуждении проблемы начинаются на уровне терминологии - что такое тональность, гармонические функции и функции вообще, разница между гармоническими ладами и монодическими и тд.
Да что там форумная дискуссия - чтение разных именитых музыковедов (или даже одного - разных лет издания) - показывает, что нет четкого понимания.
А ведь нам надо применить это к тому материалу, с которым мы имеем дело, а не рассуждать абстрактно.
Важно выработать свое понимание, которое подтверждалось бы слуховым опытом, чувствами и практикой.
А здесь имеет смысл скрестить эти понимания, если они есть и проверить на прочность.
« Последнее редактирование: Февраля 07, 2013, 02:59:45 от eye »

Оффлайн TDA

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 69
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #48 : Февраля 07, 2013, 18:51:37 »
 Вопрос о блюзе и касательно звучавших тут авторитетных мнений о том что блюз  и тонален и модален одновременно.

 Ну хорошо, мудрые теоретики проповедуют - в блюзе присутствует модальность. Однако, на практике убеждаешься, что все аккорды совершенно однозначно, по-блюзовому, соотносится с тоникой, которая всегда одна и та же.  Отсюда первый интуитивный вывод, что блюз тональный на 100%. Неужели кто-то действительно слышит модальность в блюзе, а не просто формально понимает ее?

Оффлайн Pitsot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1229
  • unpozorable 8)
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #49 : Февраля 07, 2013, 19:15:29 »
TDA, я не эксперт, но на мой взгляд вопрос плохо сформулирован

во первых путаница с множественным числом
во вторых непонятно, откуда берется вывод, что блюз тонален на 100%, из того что " все аккорды совершенно однозначно, по-блюзовому, соотносится с тоникой"?
что значит "тоника всегда одна и та же"? не меняется на протяжении песни или что?

если блюз тонален в смысле TSD, как объяснить наличие доминантсептакорда на Iй ступени?

Оффлайн Pitsot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1229
  • unpozorable 8)
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #50 : Февраля 07, 2013, 20:59:24 »
насколько я понимаю, тональность не противоречит модальности
т.е. блюз и тонален и модален одновременно
нет тут противопоставления

Оффлайн TDA

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 69
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #51 : Февраля 07, 2013, 21:25:18 »
во вторых непонятно, откуда берется вывод, что блюз тонален на 100%, из того что " все аккорды совершенно однозначно, по-блюзовому, соотносится с тоникой"?
Ну да, а бывает по-другому?

что значит "тоника всегда одна и та же"? не меняется на протяжении песни или что?
Да, именно. Мне это показалось важным указать, так как из предыдущих дискуссий к признакам модальности относилась смена тональных центров (поправьте, плиз, если не так понял). А в блюзе он не меняется на протяжении песни.


если блюз тонален в смысле TSD, как объяснить наличие доминантсептакорда на Iй ступени?
Я не могу точно сказать в каком смысле для меня блюз тонален, но  доминантсептакорд на Iй ступени ничють не смущает.

От противного. Например, на фоне "тоники" E7 можно сыграть в мелодии Ми-Соль-Ля-Си-Ре-Ми. На фоне "субдоминанты" A7 тут же можно сыграть Ля-До-Ре-Ми-Соль-Ля. Это полная копия! Т.е. обыгрывающие звукоряды просто сдвинуты на интервал кварты. А это значит, что A7 мгновенно может стать точно такой же "тоникой". Это ли не признак "100% модальности"? :)

Вас не совсем понял, но практика показывает: если блюз в тональности Е , то тоникой А не станет что поверх не играй.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #52 : Февраля 08, 2013, 09:18:04 »
Уважаемые вновь прибывшие оппоненты и будущие! Очень не хочется ходить по кругу и повторять одно и то же. Поэтому в будущем я больше не буду отвечать на реплики, типа, "а все таки блюз тонален, потому что я слышу там тонику" или "никакой модальности в ладовых композициях нет, потому что мои кореша все-равно называют это тональностью". Лучше просто задавайте вопросы, чтобы понять тему модальности, либо приводите аргументы более высокого порядка.

Сначала  про блюз.

Уже говорилось, что блюз это смесь модальной и тонально-функциональной гармонии.  Тональную составляющую вы услышали - дело за модальной.
Когда не понимаешь, что такое модальность, а знаешь только про тональность, то везде и будешь "слышать" только тональность.

Гармония блюза не основывается на стабильной и централизованной ладовой структуре. Хотя, видимо, и проистекает от гармонии услышанной "модальными" африканцами от "тональных" европейцев. Услышанной, но, что естественно, не воспринятой полноценно, так как это требует определенного культурного багажа.

Основа блюза - блюзовый лад, который модален и монодичен по своему народному происхождению и не может являться источником классических функций, как это есть в случае с натуральным мажоро-минором (изначально даже мажором).

Тоникальность первого аккорда в блюзе обуславливается стабильной формой, а не тональными функциями. Не говоря уж о том, что эта строго фиксированная форма  превращается в "закон" благодаря многократным повторениям в течении уж лет ста. Еще бы не распознать там "тонику"! Любая последовательность из любых аккордов при таких условиях стала бы "функциональной".

Вы  узнаете (ожидаете) там тонику, ориентируясь по форме, а не благодаря классическим SDT. Вы путаете функциональность со стабильностью и автономностью системы. В данном случае систему наполовину модальную.

Читаем об этом у Бершадской - это вполне можно отнести к восприятию "функций" в блюзе:
=============
"...Второй момент, оказывающий воздействие на становление автономности ладовой системы,— это стабилизация некоторых форм ладовой организации, закрепление их на какой-то исторический период в качестве постоянно действующих, повторяющихся отношений вплоть до установления отдельных видов как уже неоднократно упоминавшегося стереотипа. [...]
Стабильность и стереотипность оказывают сильное влияние на автономность действия ладовой системы постольку, поскольку при долговременной повторяемости явления начинает вступать в силу фактор, именуемый в психологии психологической установкой, а в физиологии - динамическим стереотипом и выражающийся в том, что повторяющееся явление заставляет себя ожидать, создает возможность предвидения, предугадывания определенных взаимоотношений.
Стабильность может действовать как общестилевая, эпохальная (например, та же мажоро-минорная система) [или модальный по происхождению блюз - прим.eye] и как частная, местная, непременно возникающая при любой повторности..."
==========

Малые мажорные аккорды, из которых состоит блюз, можно повести куда угодно, любой из них можно превратить в тонику. Если бы не форма, задающая стереотип отношений!

Есть формы блюза, где отсутствует V ("D"), зато всегда есть "плагальный" IV7. Этот аккорд меняет первоначальную структуру лада.
Таким образом, блюз вполне может обходиться без функциональной триады при этом оставаясь блюзом, так как опирается на специфический лад.

С другой стороны Блюз легко адаптируется под функциональную тональность, при этом остается блюзом. А можно превратить блюз в чисто монодическую ладовую мелодию (один голос без гармонии) и при этом он тоже будет блюзом. Все эти "доминантовае" аккордовые структуры имеют ладовое происхождение - это полиладовое прорастание блюзового лада в трезвучную европейскую тональную гармонию. Уберите из блюза блюзовый лад - его модальность и останутся тональные трезвучия с ненормативным следованием функций. А блюза не будет.
=============================

Теперь о недоразумениях, вызванных заблуждением "тональность vs модальность".

Как уже говорилось, модальность не противоречит тональности - тональности в широком понимании. В наше время можно, например, говорить о модальной тональности.

Но когда где-то в статьях модальному противопоставляется тональное (например, у Сырова, да и у Холопова), то под тональным подразумевается не  тональность "вообще", а классический функциональный мажоро-минор. В этом коренное различие, так как система мажоро-минора в свое время сменила модальную, принципиально изменив отношения элементов лада.
И это обсуждение идет по причине того, что в учебниках описывается в основном именно эта классическая мажоро-минорная тональность, основанная на натуральном мажоро-миноре и его функциональности, а не любая тональность "вообще".
То есть разговор идет о том, чтобы отделить (выделить, понять, почувствовать) модальную компоненту тональности от функциональной и понимать различие на уровне звучания. Все.

Блюз никакого отношения не имеет к натуральному мажору-минору, а значит и к его функциональной системе. На основе блюзового лада невозможно выстроить тональную систему наподобие мажоро-минорной с ее SDT.
Вернее имеет, только на уровне соотношений основных тонов - V-I-IV, которые у европейцев ассоциируются с функциями.

Аргумент по поводу тоники - вообще забудьте, ладовые системы, особенно "современные" (наше пост тональное восприятие) тоже имеют устои, которые вы называете тоникой. Или возьмите модальную восточную музыку -индийскую рагу - там тоже есть тоника - бурдон, который не меняется.
Переменность - характерный, но вовсе не обязательный атрибут модальности - скорее потенциальная возможность.

А теперь процитирую Бершадскую:

"Особо зафиксируем внимание на следующем обстоятельстве: во взаимоотношении лада такого типа [тонально-функционального типа - прим.eye] и формы наиболее действенной является функция неустоя. Именно неустой оказывается активным фактором в плане воздействия на форму, устой же в этом отношении более пассивен[...]
...Никакая, даже самая продолжительная остановка на D7 в системе мажоро-минора не способна сообщить этому аккорду устойчивость. Окончание построения на доминанте непреложно оставит ощущение неустойчивости, незаконченности, разомкнутости [...]

Наряду с рассмотренным типом взаимоотношений лада и формы существует и другой, прямо противоположный. В некоторых ладовых системах (как пример можно привести ладовую организацию некоторых форм народной музыки, современной профессиональной музыки, средневековой полифонии) функциональное значение тонов (комплексов) определяется только в связи с ритмоиитонационными условиями их использования и активного воздействия на форму не оказывает. Так, совпадение тона с цезурой, с окончанием фразы легко придает ему устойчивость. [...] [а в блюзе мы имеем эту структуру на всех ступенях и "D7" выпоняет поочередно все три функции в зависимости от того места в форме, где он находится  прим. eye - об этом следущее предложение от музыковеда, далекого от блюза]
В подобных случаях ладовая функция не диктует форме, а сама диктуется формой, обнаруживается только через форму, через ритмоинтонационные условия использования того или иного тона или аккорда.
Такие «вторичные» ладовые системы ["модальные" прим. eye] можно назвать результативными. Отношения их обладают большим потенциалом изменчивости. Они мало устойчивы и, в отличие от автономных, не обладают силой долговременного действия, не способны к осуществлению связей на расстоянии. "

Следющая цитата из Бершадской проясняет причину наших споров и непониманий

"При восприятии таких систем нередко может обнаружиться расхождение в оценке ладовых функций разными субъектами, так как сила жесткого стереотипа в них не действует, и роль интонационно-психологической настройки особенно велика.   Эти факты «разночтений» [...] свидетельствуют лишь, с одной стороны, о роли интонационной установки, а с другой — о колеблющемся, переменно-неустойчивом характере системы."

спасибо, тем кто "асилил"! Мир освещается солнцем, а человек знанием(с).
« Последнее редактирование: Февраля 08, 2013, 10:51:50 от eye »

Оффлайн Pitsot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1229
  • unpozorable 8)
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #53 : Февраля 08, 2013, 15:36:08 »
eye, большое спасибо за просветительскую работу
кажись я начинаю въезжать потихоньку

Оффлайн TDA

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 69
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #54 : Февраля 09, 2013, 00:45:05 »

Основа блюза - блюзовый лад, который модален и монодичен по своему народному происхождению и не может являться источником классических функций, как это есть в случае с натуральным мажоро-минором (изначально даже мажором).


А почему исключены "не классические" функции в ладу? Если TDS не обнаруживается, то все пропало? Почему нельзя договориться и определить блюзовые функции, ведь аналогично движению TDS в блюзе все так же предсказуемо и на своем месте?


Вы  узнаете (ожидаете) там тонику, ориентируясь по форме, а не благодаря классическим SDT. Вы путаете функциональность со стабильностью и автономностью системы. В данном случае систему наполовину модальную.


Почему так важен  инструмент с которым я узнаю тонику, а не сам факт того, что я как и весь белый свет ее узнает и ожидает?

Функциональность всегда присутствует, если имеется логическая связь между аккордами, даже если ее диктует форма а не TDS. Модальность - когда между аккордами нет логической связи (например в "So What"  всего два аккорда, которые не связанны друг с другом логически (функционально)  ) Это мое представление. 
« Последнее редактирование: Февраля 09, 2013, 01:42:57 от TDA »

Оффлайн TDA

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 69
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #55 : Февраля 09, 2013, 01:38:53 »

TDA, там специально обращалось внимание на то, что речь идет не о функциональности в классическом смысле
никто не исключал "неклассические" функции

Если есть функции, значит и вся форма функциональная. Но где же спряталась модальность? 

Оффлайн pioneer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2902
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #56 : Февраля 09, 2013, 02:21:53 »
 :)Всего пока -не осилил..Много букаф... 8)А времени-мало.. ??? По блюзу-насколько я это понимаю...Это что выходит-и нашим и вашим?Пифагоровы штаны,золотое сечение? Как они так смогли,эти негры?? :o

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #57 : Февраля 09, 2013, 02:29:43 »
Я всего лишь пытался сказать, что не надо апеллировать к слуху, доказывая те или иные теоретические построения. Когда говорят, что "это модально, потому что это слышно", это то же самое, что "учение Маркса всесильно, потому что оно верно". Апелляции к слуху - самый нелепый аргумент в теоретических рассуждениях.
Вы ставите невыполнимую задачу - не пользоваться ушами, изучая звуковое искусство. Это все равно, что анализировать полотна художников не прибегая к зрению, а только на основе каких-то теорий.
Я никогда не аргументирую подобным образом: "учение Маркса всесильно, потому что оно верно". Обсуждая модальность можно говорить о переменности, об отсутствии классических функций, ладовых портретах, монодических ладах, тонике или финалисе и прочих вещах, но если докапываться до сути, то всегда упрешся в слуховое восприятие. Меня не убедит никакой анализ, утверждающий "на основе теории", что какой-то аккорд тоника, если я не слышу там тоники. Я больше доверяю своему слуху, а не теории, которая без слуха "что дышло, куда повернул туда и вышло". Зачем она нужна, если не подтверждает наш слуховой опыт?
Конечно, есть и встречное действие, когда теория помогает осознать слуху какие-то звуковые явления. Но опять-таки такое действие теории направлено на слух, а не куда-то в зияющую высь надмевающегося, мудруствующего ума.
Слух - это наша практика. Практика - критерий истины. Теория должна идти от практики и к ней приводить.

Ваша мысль мне понятна - нельзя аргументировать исключительно, типа, "это так, потому что так звучит - разве ты не слышишь?". Нельзя, если это единственный аргумент. Но, как правило, я к такому вопросу прихожу, только когда все аргументы и факты закончились, а оппонент продолжает упираться. Как правило так и есть - он просто не слышит. Но как тогда убедить? Как убедить слепого, что трава зеленая?

Вообще, мы же анализируем звуки, музыку, а не нотный текст. Нотный текст вторичен, чтобы анализировать по нему музыку, его надо обратно озвучить. В противном случае неминуемы ошибки, как если бы слепой рассуждал о живописи на основе трактатов искусствоведов.

Если не опираться на слух, то начинаются абстрактные рассуждения на тему функциональности, типа, "А почему исключены "не классические" функции в ладу?" и "функциональность всегда присутствует".
Это верно, но не по теме. Какие такие неклассические функции? Вы уж называйте их своими именами, а не от противного.
Стоит предложить на практике воспользоваться этими рассуждениями, как оказывается, что это не работает.
Цитировать
Если TDS не обнаруживается, то все пропало?
С чего такой вывод, что тогда все пропало? Это вы сказали - не я, что свидетельствует о вашем неполноценном восприятии того, о чем здесь говорилось.
Мы здесь как раз и говорим о том, что в отсутствии классических функций имеем модальную гармонию, которая имеет свои особенности? закономерности и, если угодно - функции (иные - фонические, но иногда и тональные).
Цитировать
Почему нельзя договориться и определить блюзовые функции, ведь аналогично движению TDS в блюзе все так же предсказуемо и на своем месте?
Да но функции TDS универсальны и работают с любым тонально-функциональным произведеним. Вы хотите придумать функции исключительно для одной гармонической схемы? Как-то это ненаучно и непрактично. Давайте для каждого произведения придумывать свои правила и функции.
Тем более, что нет необходимости придумывать для блюза спец. функции. Все укладывается в комбинацию известных понятий и я писал об этом...

Цитировать
Почему так важен  инструмент с которым я узнаю тонику, а не сам факт того, что я как и весь белый свет ее узнает и ожидает?
Ну так устроен человек, что стремится понять закономерности - этим он отличается от мартышки, которую просто интересует факт наличия "банана в руке". Хотя факт наличия узнавания тоники "всем белым светом", конечно, важен - он и является отправной точкой построения той или иной теории.

Вопрос в том - сможете ли опознать и почувствовать тонику в ином последовании одинаковых малых мажорных аккордов вне блюзовой формы? В логичном, но произвольным - например, по целым тонам. Очевидно нет. Если ее не задать.

Другой вопрос - сможете ли вы идентифицировать музыку, как блюз, если в ней будет 4х3 тактов, блюзовый лад, но иное соотношение ступеней?  Как правило - да.

Еще вопрос - различаете ли понятия устой и тоника?
Видимо, ответ не однозначный. Под тоникой можно подразумевать функцию классической гармонии, тогда это никак не может быть X7, а можно просто устой или  центральный элемент какой либо звуковысотной структуры - тогда это может быть и модальность, и тональность и все что угодно.

Вот есть три аккорда A7-Ab7-G7 - какой из них тоника?
Ответ - можно сделать любой в зависимости от метроритмического положения и протяженности. То есть форма диктует функции.  В классической функциональности это невозможно - там строгая логика, и функции диктуют форму.
И, кстати, эти три хроматических аккорда можно представить блюзом. Тогда и тоника определится.
Теперь вспомним, о чем этот топик. Этот топик не о блюзе, который хотя и интересный и непростой, но частный случай модальности/тональности.
Цитировать
Если есть функции, значит и вся форма функциональная. Но где же спряталась модальность?
Такое впечатление, что у вас все перепуталось в голове..
В любой организации есть функции в широком смысле этого понятия. В модальности тоже.
Модальность спряталась в блюзовом ладу и в отсутствии нормативного следования классическим функциям.
При нарушении нормативного следования ступеней лада или аккордов в соответствии с тяготениями, ладовые функции уходят в той или иной мере в тень и высвобождаются фонические - красочные функции гармонии.
Кстати, отсутствие вводного тона на 7 ступени  (доминантовый вводный тон) - одна из причин, почему в иных ладах невозможно выстроить полноценную функциональную систему.

Цитировать
По блюзу-насколько я это понимаю...Это что выходит-и нашим и вашим?
Ага, а потом еще пишут, что, мол, европеец не так играет блюз, различают - белый блюз, черный блюз.
Но вообще любая народная музыка а массе (настоящая, не эстрадная стилизация, называемая у нас иногда народной музыкой) - модальна, наша в том числе.
« Последнее редактирование: Февраля 09, 2013, 02:52:40 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #58 : Февраля 09, 2013, 11:21:02 »
TDA, В начале темы я тоже был немного в ступоре (в понятиях), но потом разобрался... Просто автор  "eye" понимает под термином "функциональность" исключительно мажоро-минорные гармонические  связи. Это правильно с позиции чистой классической теории музыки. Хотя в общем смысле слова (особенно в рамках данной темы) это поначалу пугает, так как в любом ладу (почти) по вертикали есть своя "доминанта", "медианта" и тоника. То есть функции... Поэтому она в общем смысле вся функциональна.
И я тоже в терминах под модальностью понимал именно современное понимание, то есть "неомодальность", где гармонические "функции" определяются не положением ступени, а "вертикализаций" лада (или звукоряда), где эти функции размыты или их вообще определить невозможно....

С блюзом  у eye есть двоякая трактовка...
Играешь импровизацию в блюзовом ладу или просто по одной минорной пентатонике это будет "модальный" блюз... А когда начнешь обыгрывать функции (или их замены), то это будет уже блюз "функциональный" (джазовый вариант).

Словом, все что не мажор и минор с его точным положением ступеней и хрестоматийным описанием функций это автоматически модальность.

Но вот, например, гармония. /Am D/Dm С/E     /   
В трех тактах три вида минора - натуральный, дорийский, гармонический..... Как анализировать такие гармонии? Лично я всегда считал, что это минор с временным отклонением ("цеплянием") других ладов.

Тoчно также и, например, "Дом восходящего солнца" /Am C/D F/Am E/Am E/ 
Чередование трех миноров. Никогда не думал, что эта гармония модальна, если там зацепили дорийскую ступень... Это просто разукрашенный минор.

MrLf, Гармонические задачи(в рамках анализа аккордовой последовательности, где не имеет важности голосоведение)  решают не по нотам, а по гармоническим ступеням. В крайнем случае по буквенным обозначениям (с пониманием их функций). Естественно, эти функции должны быть на слуху... Что вы имеете ввиду под "нотами"? Партитуру? Клавир? Или буквы/цифры?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #59 : Февраля 09, 2013, 11:40:16 »
Показательный вопрос. Чем они отличаются на слух, интересно? Как вы разграничите эти понятия, пользуясь слухом?
Это разные логические уровни, при чем здесь слух? Если разобраться в логических уровнях, то будет понятно, как это проявляется в восприятии на слух - может быть различие, а можеет и не быть. Сейчас нет времени писать больше.


Цитировать
Слух без теории - что дышло, куда повернул туда и вышло. И этим дышлом тут уже много раз поворачивали, например: "а я слышу в блюзе тонику, и пошли нафиг со своей модальностью".
Ну так там есть тоника, кто ж спорит. Это они слышат и в этом правы. Но они не различают на слух характер функций. То есть слышат только часть - я же написал - тональность услышали, услышьте модальность. У мольного лада тоже есть своя тоника. Но если бы не наглая самоуверенность при своей ограниченности, с ними можно было бы говорить - они что-то слышат. Да, потом должно идти "знают", но этого нет.
Цитировать
Этим дышлом тут так поворачивали, что Вы даже посты некоторые удалили
Удалил не поэтому.
Цитировать
Приведу один качественный вброс в ЖЖ, который мне очень понравился ;D.P.S. Не воспринимайте слишком серьёзно.
Ну, так оно все и есть - это касается первой "исторической" половины поста.
Но выводы сделаны неверные.
Точнее тут надо понять, что имеется под интуитивным сочинением музыки.
Если импровизацию, ритмо-мелодическую сторону,  то вывод неверный, а если форму и гармонию - то, да, не особое у них разнообразие. Только что значит "за них почти всю чёрную музыку придумали белые "? Музыка не ограничивается гармонией, тем более модальная.

На этом удаляюсь на длительное время.