Автор Тема: Обсуждение понятия модальность и того, что с ней связано  (Прочитано 12964 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Думаю вот что:
Цитировать
- Определенные требования к голосоведению
Эти требования присутствуют в основном в учебной практике. В реальности же мы имеем огромное количество исключений. Кроме того, если Вы говорите не только о классической гармонии, а о мажоро-минорной ладогармонической функциональной системе вообще¹ :), то на этот пункт не стоит обращать внимания.
¹ - я думаю, что это лучше, ведь большинство признаков такой функциональной гармонии характерны и для джаза (далеко не всего, конечно), и для современной эстрады.
« Последнее редактирование: Февраля 14, 2013, 19:59:36 от rocknrollplayer »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Думаю надо как-то еще упомянуть о гармонических ступенях II III VI и VII как о функциях.... Не только T S -D не только главных. Это явный признак мажора-минора... В других ладах некоторые ступени лада (гармонически)  не функциональны.

А так все досконально отражено... Даже обидно))) Придраться не к чему))))

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Поскольку модальную систему удобно понять через сопоставление с классической функциональной системой для начала попытаемся (надеюсь на сотрудничество) сформулировать характерные черты мажоро-минорной ладогармонической функциональной системы. Система, которая выкристаллизовалась на основе предыдущей модальной системы и как бы заменила, подавила ее на длительное время.

- Натуральный мажор (и гармонический минор).
- Двуладовая система мажоро-минора
- Тяготение вводного тона
- Квинто-квартовая связь аккордов - "гармоническая".
- Преобладающий динамический характер отношений, отвлекающий от красочности
- Три функции S-T-D, главные аккорды в квинтовом расположении от тоники.
- Требование нормативного чередования функций
- Высокая централизация, стремление к тонике. Действие тоники на расстоянии
- Определенные требования к голосоведению
- Терцовая консонансная аккордика
- Альтерации ведут либо к обострению неустойчивости, либо к тональной модуляции.
- Система настолько устойчива (автономна), что для смены (модуляции) требует специальных гармонических средств.
- Ладовая функция диктует форме, а не форма обнаруживает роль аккордов
- Расположение диатонического тритона - целью его тяготений являются важнейшие тоны тонич. трезвучия.
Может потом допишу, если что-то придет в голову.
Кто-нибудь что-нибудь добавит или оспорит?
Может быть, ещё:
- предельно ясный и членораздельный гармонический язык, предсказуемость для слушателя

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Ну коль пошел разговор в таком ключе то можн добавить :
1) Мажор - когда весело
2) минор - когда грустно

))))))

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Дмитрий Малолетов, не смешно.
Возможно, "Действие тоники на расстоянии" = "предсказуемость для слушателя".

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
MrLf,  ----предельно ясный и членораздельный гармонический язык, предсказуемость для слушателя

 По этим критериям нельзя определить ни одного конкретного признака мажора и минора.  Так как предсказуемым (ясным и членораздельным) становится все то, к чему привык и к чему натренирован слух. 

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Так как предсказуемым (ясным и членораздельным) становится все то, к чему привык и к чему натренирован слух.
Не всё становится. Цитата eye, заглавный пост нашей самой шумной темы (который никто не читал почему-то):
Цитировать
Тоникой (финалисом) мог стать (осознаться) любой звук, ввиду отсутствия сильного центра, но ладовые краски присутствовали всегда. Устои и неустои всегда были, но эти базовые "функции" были переменчивы, не было постоянного стремления к одному устою, а было его ретроспективное осознание. В ладу в любом случае работает функция "тоники", но она может переходить со звука на звук, и окончательно становится понятно, что есть тоника, только при завершении движения, поэтому (рассуждая о старинной модальной музыке) говорят, что это не тоника, а финалис.
Так что модальность достаточно "непредсказуема". В отличие от тональности.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Возможно, "Действие тоники на расстоянии" = "предсказуемость для слушателя".
Вообще нормативность оборотов SDT и следование тяготениям приводят к предсказуемости.

Думаю вот что: Эти требования присутствуют в основном в учебной практике. В реальности же мы имеем огромное количество исключений.
Я рассматриваю как бы идеальную систему, поэтому исключения и отступления от правил не рассматриваются.
Цитировать
Кроме того, если Вы говорите не только о классической гармонии, а о мажоро-минорной ладогармонической функциональной системе вообще
Нет, нет в данном случае не описываются все характеристики реальной функциональной Мм системы, а только те, которые относятся именно к "чистой" функциональной системе - для того, что потом по возможности сопоставить их с "чистой" модальной системой.

Определенные запреты в голосоведении, как раз потребность данной функциональной системы. Всякий параллелизм, особенно квинт "противен" классической системе (для этого есть причины) и, наоборот, характерен для модальной - как усиление, утолщение мелодии - то же ленточное голосоведение.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Тональность может иметь две компоненты - функциональность (имеется ввиду классическая триада SDT)  и ладовую красочность - модальность (фоническая функция гармонии), которые вытесняют друг друга и могут иметь (условно) различное процентное соотношение, типа, здесь модальности 100%, а здесь 100% функциональности, а здесь 50:50 или 30:70 - условно. Все это может смешиваться на разных участках даже одного произведения.
Похоже. ))
Цитата: Холопов
Модальные функции находятся в сложных взаимоотношениях с некоррелятивными к ним тональными. Напомним, что первые базируются на принципе звукоряда, вторые — на принципе тяготения к центру, тонике. Поскольку оба принципа не противоречат один другому, то возможны любые пропорции в их сочетании: модальные функции без каких бы то ни было признаков тяготения к тонике, модальные функции с (условно!) «тридцатипроцентной» примесью тональных и так далее; то же и в обратном соотношении.

Оффлайн M-72

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 5
  • GuitarPlayer.Ru fan!
по мнению одного авторитетного теоретика, про блюз так
"Однако я все же считаю, что хоть блюз и произошел от смешения двух систем, доминирует в нем все же тональная составляющая. Действительно, слышна тоника, присутствуют аккорды, а модальный блюзовый лад вполне себе воспринимается как минор с хроматической ступенью. Т.е. в итоге тональность взяла верх. Что и не удивительно, так как тональная система стоит на ступень выше модальной по уровню развития"
И 'музыка функциональна тогда , когда есть одна единственная тоника".
Модальная музыка основана на ладе. И в ладе все ступени равны. Как в этом случае можно говорит о главном центральном тоне?
Кто что считает?
« Последнее редактирование: Октября 23, 2013, 22:31:36 от M-72 »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Цитировать
блюзовый лад вполне себе воспринимается как минор с хроматической ступенью
Для начала скажите, кто этот "авторитетный теоретик".

Оффлайн J.Craft

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 228
Крутая тема,спасибо участникам..

Оффлайн Flamestrike

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 901
Дмитрий Малолетов, в начале темы Вы писали, что существуют функциональные модели, характерные для разных ладов так же, как верчения вокруг T-S-D для мажорно-минорной музыки. Можете привести примеры для нескольких ладов?

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Это обычные мажоро-минорные модели, только с использованием гармонических ступеней диахронических (и даже других) ладов. Например, IV-дорийская в миноре мажорная.  Они выбиваются из чистой функциональности. Поэтому их можно назвать условными для облегчения понимания и просто для системы координат.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Это обычные мажоро-минорные модели, только с использованием гармонических ступеней диахронических (и даже других) ладов.
каких, каких ладов? )