Автор Тема: Почему нотная запись не популярна в лёгкой музыке?  (Прочитано 6121 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
В лёгкой музыке "композитор" неотделим от исполнителя, каждый играет "сам себя", в противном случае — это кавер. В академической музыке труд композитора отделён от труда исполнителя, понятия "кавер" уже нет. Лёгкая музыка, записанная нотами — это учебный материал, академическая — нет. "Промежуточной" формой записи можно считать Lead Sheet — она не совсем учебная, но и не точная, подразумевает "сочинительство" исполнителя.

Отсюда и следует "популярность" нотной записи в академической музыке и её "непопулярность" в лёгкой музыке (поп, рок, народная). То, что композитор передаёт исполнителю, должно быть записано нотами в целях достаточной точности исполнения (это основная цель нотной записи). Там, где понятия "композитор" просто нет (а есть автор-исполнитель в одном лице), нет особой необходимости и в нотной записи.

Есть мнение, что произведения лёгкой музыки могут быть записаны в нотах весьма "условно", т.к. содержат множество нюансов ритма и интонирования (бэнды, свинг, разного рода внутридолевое движение и т.д.), и именно это делает нотную запись неудобной и даже ненужной. Уверен, что это ошибочное понимание, т.к. подобного рода нюансов в академической музыке больше, а не меньше, чем в лёгкой. С одной стороны, многие нюансы на самом деле можно отразить в нотной записи без особых проблем, с другой стороны — понимание стиля необходимо всегда (и в академической музыке особенно), чтобы интуитивно "восстановить" нюансы неотражённые.

Несмотря на то, что для неиспользования нот в лёгкой музыке есть вышеназванные объективные предпосылки, на практике главной "предпосылкой" является повальная безграмотность и лень, т.к. использовать ноты было бы удобно в большом количестве случаев. ИМХО, конечно. Например, записать репертуар собственной рок-группы хотя бы в виде Lead Sheet было бы вполне удобно при внезапной смене состава исполнителей и т.п.

Существует также, на мой взгляд, расхожее заблуждение насчёт "читки с листа". Если на сцене установлен пульт с нотными портянками, можно подумать, что исполнитель увлечённо расшифровывает из закорючек музыку, которую он видит во второй раз в жизни и т.п. Это не так: в большинстве случаев это выучено и задрочено так, как вам и не снилось, а ноты нужны лишь для "поддержания штанов", на случай внезапного склероза. В общем случае "с листа" играется длинное/простое (партия ансамбля и т.п.), а наизусть играется короткое/виртуозное (соло, партия солиста в ансамбле и т.п.). В самом деле, разучивать полностью наизусть второстепенную партию 20-минутного опуса, состоящую в основном из целых нот-картошек, было бы накладно...

Оффлайн Craneg

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1738
  • Yamaha YZF-R1
Ну, да. Если всю попсу записывать в ноты, никаких хранилищ не хватит… А смысл, кому это интересно будет читать?

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
А смысл, кому это интересно будет читать?
а) каверисты, б) смена состава самого коллектива, в) просто в учебных целях.
Кроме того, именно в "попсе" труд композитора таки бывает отделён от труда исполнителя самым отчётливым образом.
« Последнее редактирование: Октября 21, 2016, 22:04:15 от MrLf »

Оффлайн pioneer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2902
Существует также, на мой взгляд, расхожее заблуждение насчёт "читки с листа". Если на сцене установлен пульт с нотными портянками, можно подумать, что исполнитель увлечённо расшифровывает из закорючек музыку, которую он видит во второй раз в жизни и т.п.
То есть,тебе не приходилось видеть пианистов,например,которым ставили ноты "вверх ногами",вытянутые наугад -и чел играл сложные вещи,да еще со всеми нюансами,музыкально? ???

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
То есть,тебе не приходилось видеть пианистов,например,которым ставили ноты "вверх ногами",вытянутые наугад -и чел играл сложные вещи,да еще со всеми нюансами,музыкально? ???
Нет.
Зато приходилось видеть людей, которым нравилось делать всё на шару, и которые на репетиции играют треть нот всегда мимо.


Оффлайн pioneer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2902
Нет.
Тоды ой. ???
Зато приходилось видеть людей, которым нравилось делать всё на шару, и которые на репетиции играют треть нот всегда мимо.
Да таких-в любом ремесле завались! Где бы ни работать,лишь бы-не работать!

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Тоды ой. ???
Человек (особенно пианист) может бойко играть с листа музыку знакомой ему стилистики (особенно учебный репертуар), партии аккомпанемента в дуэтах и т.п. Но всегда есть музыка, которую навалять с листа просто нереально (достаточно современная, например).

Оффлайн pioneer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2902
Человек (особенно пианист) может бойко играть с листа музыку знакомой ему стилистики (особенно учебный репертуар), партии аккомпанемента в дуэтах и т.п. Но всегда есть музыка, которую навалять с листа просто нереально (достаточно современная, например).
Ну в принципе-да. Если чел в "теме",т.е жанр знаком,есть опыт-сыграет.А вот то,что не представляет даже-уже будут буйные фантазии.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
В чем суть дискуссии?
ИМХО сейчас проще сыграть все партии на клавишах, или набрать ноты в любом привычном редакторе, и получить миди.
а дальше тоже кому как удобнее. кто-то прослушал, запомнил, сыграл.
кто-то табы распечатал, кто-то ноты распечатал в удобном для себя ключе и в удобной для себя тональноси (если инструмент траспонируемый труба или саксофон например). Можно не печатать, а играть с экрана. можно послушать сложное место несколько раз.
можно клавиатуру рояльную запустить, будет показывать какую клавишу нажимать если разбирать ноты лень.
В миди можно передать также динамические ньюансы, которые в нотах передать достаточно сложно.
миди имеет все те же возможности, что и ноты плюс еще массу других приемуществ.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
В чем суть дискуссии?
Собрал мысли, разбросанные по нескольким последним флеймам в разных разделах.

миди имеет все те же возможности, что и ноты плюс еще массу других приемуществ.
Не совсем. Например, аппликатура, вокальный текст над нотами.

Ноты, полученные наигрыванием, будут содержать ошибки/неточности, допущенные при наигрывании. Кроме того, будут негодно оформлены в плане голосоведения, например (да и в куче аспектов вообще).

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Собрал мысли, разбросанные по нескольким последним флеймам в разных разделах.
Не совсем. Например, аппликатура, вокальный текст над нотами.
вокальный текст миди формат записывать позволяет. регулярно пользуюсь.
аппликатуры позволяют записывать форматы разных редакторов типа гитарпро которые являются по сути расширенным форматом миди.

Ноты, полученные наигрыванием, будут содержать ошибки/неточности, допущенные при наигрывании. Кроме того, будут негодно оформлены в плане голосоведения, например (да и в куче аспектов вообще).
ну так кто мешает отредактировать наигранные ноты, чтобы звучали как надо и отформатировать по голосам как нужно?
есть редакторы специально для изданий нот в печать.

... и добавил:

а на счет легкой музыки смотрел сейчас передачу голос. у всех музыкантов ноты. даже у ударных и перкуссии.
у кого-то в бумажшом виде у кого-то на экране.
« Последнее редактирование: Октября 21, 2016, 23:27:04 от Taps »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Taps, всё так, но это немного через жёппу в сапоги всегда будет. Ноты лучше всего набирать именно в нотных редакторах (MuseScore, Sibelius, Finale и т.п.), там будет сразу нужное оформление/голосоведение, и мидюшное воспроизведение, кстати (которое там тоже настраивается по многим нюансам).

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Taps, всё так, но это немного через жёппу в сапоги всегда будет. Ноты лучше всего набирать именно в нотных редакторах (MuseScore, Sibelius, Finale и т.п.), там будет сразу нужное оформление/голосоведение, и мидюшное воспроизведение, кстати (которое там тоже настраивается по многим нюансам).
это вам удобнее.
тем кто владеет клавишами на таком уровне, что может с одной двух попыток сыграть партию чтобы там особо не нужно было редактировать ничего тем удобнее через клавиши.
Главное что есть возможность делать и так и так.

Оффлайн Greenorme

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 666
Не понимаю, зачем записывать миди-аудио, которое потом надо корячиться снимать, если можно удобно и наглядно сделать все в визуальном формате.

Вообще в этом плане ужасно удобная штука почему-то нелюбимый многими Гитар про. Там все есть: и ноты и табы и аудио воспроизведение миди. Можно прямо в нем сочинять все партии сразу, прорабатывать аранжировку, а потом рассылать остальным участникам группы для разучивания и правок. Гораздо продуктивнее, чем на ходу делать. Проверено.

Я в группе долго агитировал народ забить в гитар про песни, которые у нас были. Всем было лень и неохота разбираться. В итоге все же заставил. Сразу вскрылись и были исправлены многие нестыковки между партиями, которые на репах в чаде кутежа не были заметны.

Оффлайн Craneg

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1738
  • Yamaha YZF-R1
Greenorme, не подскажешь хороший учебник для Гитар Про 6?