Автор Тема: Почему ступени в музыке такие непопулярные?  (Прочитано 8990 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн pirogok Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Репутация: +24/-1
Больше вопрос мышления, а не записи. Если вы не понимаете, что играете то не важно как вы учили это. В табулатурах вроде есть линейка с длительностью.
Разум не резиновый. Можно понимать то, что ты играешь, но если в конструкции куча костылей и прослоек, то все равно все забудется. Это хорошо видно на примере ниже:
так по боксам или по ступеням вы запоминаете мелодии?
Если по боксам то это мышечная память, которая более долговременная и легко вытаскивается подсознанием.
Если по ступеням, то это осмысленное понимание мелодии которое позволяет легко сыграть эту мелодию в любом боксе в любой тональности, и даже на другом инструменте которым вы владеете на уровне игры гам и понимании какая ступень сейчас звучит.
Скорее что-то гибридное. Есть что-то инстинктивное и подсознательное, когда я вспоминаю мелодию, которую учил два года назад по боксам и ступеням.
По-хорошему нужно провести эксперимент и проделать то же самое с разучиванием мелодии на пианино. Будет ли другое расположение нот на инструменте как-то влиять на память. Но разрываться на два инструмента я не хочу.

Спорный мануал. По своему опыту могу сказать, что сначала нужно дать справку с теорией, разъясняющей суть. Если человек ее не понимает, то эти цифры его еще больше запутают. Они полезны лишь как тест на то, как ты понял теорию.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Спорный мануал. По своему опыту могу сказать, что сначала нужно дать справку с теорией, разъясняющей суть.
Вы же сами предложили записывать музыку ступенями. Правда не показали как это делать. А теперь говорите, что это сомнительный путь, так как ступени требуют знание теории.  ???
Цитировать
Если человек ее не понимает, то эти цифры его еще больше запутают. Они полезны лишь как тест на то, как ты понял теорию.
Вы как ступени представляете, если не цифрами?
 
Тогда остаемся на нотах - получили ответ на свой вопрос? )) :ura1:

Оффлайн pirogok Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Репутация: +24/-1

Чтобы понимать ноты - нужно тоже теорию знать. 

Вообще выше уже упоминалась программа Functional Ear Training. Человек должен понимать, что преимущество ступеней в том, что их можно услышать, в отличии от нот, потому что они представляют собой интервал и звучат примерно одинаково в любой тональности.  Просто нужно немного подзадрочить слух.

И справка о ступенях:



Есть гамма до-мажор: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. Ее формула в виде ступеней: 1-2-3-4-5-6-7-1 или же 1-тон-2-тон-3-полутон-4-тон-5-тон-6-тон-7-полутон-1. Между ми и фа и си-до на клавиатуре нет черных клавиш, потому что между ними полутон. Между белой клавишей и черной клавишей тоже полутон. В виде ступеней: между ступенями 3 и 4, а так же 7 и 1 ничего нет. Понижая 1 ступень на один бимоль, получаем 1b=7, то есть ДоБимоль - это Си.

Применяем на нее формулу, например, минора: 1-2-3b-4-5-6b-7b-1 получаем: до-ре-ми b-фа-соль- ля b- си b-до. Получаем до-минор: 1-тон-2-полутон-3b-тон-4-тон-5-полутон-6-тон-7-тон-1. До-мажор - все белые клавиши. Ля-минор - тоже все белые клавиши.

Так можно транспонировать. Применяем формулу мажора, например, на ре, применяем 1-тон-2-тон-3-полутон-4-тон-5-тон-6-тон-7-полутон-1, получаем: ре-ми-фа#-соль-ля-си-до#-ре или же ре-мажор.

Чтобы каждый раз этим не заниматься: разбираемся в квинтовом круге. Эти 24 гаммы должны сниться в ночных кошмарах. Нужно знать не только знаки альтерации (черные клавиши в гамме), но и какая нота в какой гамме занимает какое место. Например, вторая ступень в ре-мажоре - это нота ми. Нота До в Ля-миноре - это 3b.

У каждой ноты есть свое настроение. У каждой ступени свое настроение. У каждой гаммы свое настроение. Комбинируя все это мы получаем комбинацию настроений.

До - сильная нота, доминирующая. Ре - классическая, строгая, Ми- боевая, военная, Фа- пассивная. Соль - холеричная. Ля - грустная. Си- неустойчивая.
То же самое касается ступеней:1 - сильная нота, доминирующая. 2 - классическая, строгая, 3- боевая, военная, 4- пассивная. 5 - холеричная. 6 - грустная. 7 - неустойчивая.

Рассмотрим мелодию заглавной темы Макса Пейна. Она написана в До-миноре. Нота До придает сильный оттенок, так как Макс Пейн сильный персонаж. Но так как он драматический персонаж - нота до сыграна в миноре, и уже получается сильно-грустный оттенок. Но чтобы макс-пейн совсем не был размазней, в мелодии иногда используется 6 ступень вместо 6b - ступень из дорийского лада: 1-2-3б-4-5-6-7b-1, тем самым придавая мелодии большую строгость, повышая шестую ступень (которая имеет оттенок грусти), превращая ее иногда из 6b в 6.

(нажмите чтобы показать/спрятать)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
pirogok, давайте от болтовни вернемся к означенной теме, которую вы в заголовке и в своем первом посте обозначили так:
Цитировать
Преимущество ступеней перед нотами и табами не я придумал, оно существует давно. Но почему-то весь мир все равно продолжает напирать на ноты
То есть вы противопоставляете ноты ступеням, как-будто одно может заменить другое.
Хорошо, как по этому тексту узнать мелодию Макс Пейна(кто это вообще?):
Цитировать
Рассмотрим мелодию заглавной темы Макса Пейна. Она написана в До-миноре. Нота До придает сильный оттенок, так как Макс Пейн сильный персонаж. Но так как он драматический персонаж - нота до сыграна в миноре, и уже получается сильно-грустный оттенок. Но чтобы макс-пейн совсем не был размазней, в мелодии иногда используется 6 ступень вместо 6b - ступень из дорийского лада: 1-2-3б-4-5-6-7b-1, тем самым придавая мелодии большую строгость, повышая шестую ступень (которая имеет оттенок грусти), превращая ее иногда из 6b в 6.
Вот вы чего-то "рассмотрели" - а где мелодия?
Давайте уж вместо того, чтобы "блистать" в том, о чем вас никто не спрашивал
(нажмите чтобы показать/спрятать)
, запишите мелодию МП ступенями, чтобы я мог ее сыграть и узнать, что это такое.

Оффлайн pirogok Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Репутация: +24/-1

Я же не виноват, что вы не читаете посты в теме. Во-первых, я уже сказал, что нужно потренировать слух в Functional Ear Training, чтобы слышать ступени относительно тоники. Во-вторых, вроде я все понятно расписал еще в начале темы в посте с аппликатурой, но вот специально ради вас запарился. Вроде проверил и нигде не накосячил на ночь глядя.





« Последнее редактирование: Мая 12, 2021, 05:19:59 от pirogok »

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Репутация: +700/-1957
  • Кот ДаВинчи
pirogok, ты же сам рассказывал про костыли, про прослойки в виде нот, и теперь сам же ими пользуешься:

Есть гамма до-мажор: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. Ее формула в виде ступеней: 1-2-3-4-5-6-7-1 или же 1-тон-2-тон-3-полутон-4-тон-5-тон-6-тон-7-полутон-1.

Применяем на нее формулу, например, минора: 1-2-3b-4-5-6b-7b-1 получаем: до-ре-ми b-фа-соль- ля b- си b-до. Получаем до-минор: 1-тон-2-полутон-3b-тон-4-тон-5-полутон-6-тон-7-тон-1. До-мажор - все белые клавиши. Ля-минор - тоже все белые клавиши.

Так можно транспонировать. Применяем формулу мажора, например, на ре, применяем 1-тон-2-тон-3-полутон-4-тон-5-тон-6-тон-7-полутон-1, получаем: ре-ми-фа#-соль-ля-си-до#-ре или же ре-мажор.

Это всё какой-то дикий сумбур - здесь смешались в кучу кони, люди ноты, ступени, интервалы. :pozor:
И зачем рассказывать элементарные вещи про строение гамм, словно это какое-то открытие?


Рассмотрим мелодию заглавной темы Макса Пейна. Она написана в До-миноре. Нота До придает сильный оттенок, так как Макс Пейн сильный персонаж. Но так как он драматический персонаж - нота до сыграна в миноре, и уже получается сильно-грустный оттенок. Но чтобы макс-пейн совсем не был размазней, в мелодии иногда используется 6 ступень вместо 6b - ступень из дорийского лада: 1-2-3б-4-5-6-7b-1, тем самым придавая мелодии большую строгость, повышая шестую ступень (которая имеет оттенок грусти), превращая ее иногда из 6b в 6.

А это всё просто личные ассоциации; каждый будет трактовать это всё по-своему, и к ступеням/нотам это не имеет отношения.

Человек должен понимать, что преимущество ступеней в том, что их можно услышать, в отличии от нот, потому что они представляют собой интервал и звучат примерно одинаково в любой тональности.
1) Услышать можно только музыкальный звук, а не ступень, ноту, или "оттенок грусти".
2) Ступени не "представляют собой интервал" - это разные вещи. (единственное что, так это название ступени обычно совпадает с её интервалом от тоники)
3) Ступени не звучат "примерно одинаково" в разных тональностях. Третья ступень минора и мажора совершенно разная, и она (не только, но в том числе) определяет звучание мелодий и аккордов, её содержащих. Да и ты сам выше писал о дорийской 6.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Скорее что-то гибридное. Есть что-то инстинктивное и подсознательное, когда я вспоминаю мелодию, которую учил два года назад по боксам и ступеням.
Ваше инстинктивное и подсознательное это и есть мышечная память. И качество запоминания не зависит от того нотами или ступенями вы запоминали, а только от количества повторений мелодии при разучивании.


По-хорошему нужно провести эксперимент и проделать то же самое с разучиванием мелодии на пианино. Будет ли другое расположение нот на инструменте как-то влиять на память. Но разрываться на два инструмента я не хочу.
Не надо разрываться на два инструмента. Возьмите любую простую мелодию заученную в одном боксе и сыграйте ее в ваших пяти боксах и в разных октавах.  Если перенос не составит труда, значит вы действительно мыслите ступенями, если будет затык, значит больше мышечная память.

А почему произведение в До миноре а ступени при "ключе" (или как их правильно называть?) в Ля?

« Последнее редактирование: Мая 12, 2021, 09:19:17 от Taps »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Я же не виноват, что вы не читаете посты в теме. Во-первых, я уже сказал, что нужно потренировать слух в Functional Ear Training, чтобы слышать ступени относительно тоники.
 Во-вторых, вроде я все понятно расписал еще в начале темы в посте с аппликатурой, но вот специально ради вас запарился. Вроде проверил и нигде не накосячил на ночь глядя.
Спасибо, наконец-то это приняло конкретный вид.
Вот вы приводите тройную запись ноты-табы-ступени. Я не понял - вы предлагаете такую избыточную запись вместо традиционной?
Ведь вы говорили сначала, что ступени должны использоваться для записи музыки вместо нот (не говоря о табах).

Мне, например, было бы достаточно одной строчки - нот. За нотами я слышу ступени - мне не надо их выписывать. Если вам сложно запомнить, что До =1, ре=2, миb=b3 b тд, то просто потренируйтесь немного и запомните. И не надо тогда изобретать велосипед "космического масштаба" - просто надо немного поработать над своими навыками и умениями.

Так что вся тема о том, что вы раньше не понимали, что в определенной тональности каждая нота принимает значение определенной ступени. А когда поняли, то решили, что ноты не нужны. Но если немного еще подумать, то становится понятным, что все равно вам придется переводить ступени в ноты, так как их надо нажать где-то в конкретном месте на инструменте. Но ноты лучше, так как ступени вторичны по отношению к конкретным звукам - это функции данных музыкальных звуков, которые могут меняться, иногда могут принимать двойное значение (в отклонениях) или трактоваться (слухом) по-разному.
Более того, я уверен, что если вам наиграть в оригинальном темпе мелодию, то вы не услышите ее сразу ступенями (точнее - не будете осознавать какие там ступени, просто не будете успевать). Вам придется подбирать ее на инструменте нажимая "ноты", а потом вы переведете это в ступени.

В одном вы несомненно правы - надо тренировать функциональный слух (а так же интервальный, гармонический и тд.). И надо запоминать не точки на грифе или просто ноты (их названия), как, видимо, вы делали раньше, а функционально-ступеневое значение каждой ноты, которое выражается в определенной краске звука в ладотональном контексте.
Так слух и работает - без этого не будет музыкального слуха, но это только часть "осознанного" восприятия музыки. Вы совершенно правы в своем наблюдении - трудно надолго запомнить мелодию не задействовав музыкальный слух (а это суть - функциональный слух), а только зрительную память (точки на грифе) и мышечную.

В FET вы определяете каждый звук отдельно и на это вам дается неограниченное время. Это только первый шаг в сольфеджио - освоение 7-ти(и далее - 12ти) ладовых портретов. Очень важный и нужный, но только первый.
Следующий шаг - определять последовательности ступеней. И вот здесь нужно тренировать скорость распознания. Для этого в FET есть "мелодические диктанты"(платная опция). Сначала две ноты, потом три и тд. Это второй шаг.
Третий...  и последующие шаги - это научиться слышать ступени в темпе в реальных мелодиях, в разных тембрах, в разных гармонических контекстах (т.е. на фоне аккордов), в разных тональностях.
Так что вперед и с песней! ))
« Последнее редактирование: Мая 12, 2021, 10:28:13 от eye »

Оффлайн pirogok Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Репутация: +24/-1
Цитировать
ты же сам рассказывал про костыли, про прослойки в виде нот, и теперь сам же ими пользуешься:

Нужно подстраиваться под существующую систему, чтобы еще большей каши не было для разъяснения новичкам. Если бы я был законодателем стандарта, то сделал бы игру ступеней от ступени. То есть сначала мы выбираем ступень основной гаммы (до-мажор), а уже потом от нее строит другие ступени. Получаются фрактальные ветки. Выглядело бы это как-то так:

1-2-3-4-5-6-7
          1
          2
          3
          4
          5
          6
          7

На рисунке изображен фа-мажор. Можно еще треть ветку дорисовать, но это уже будут обертоны.
Цитировать
Это всё какой-то дикий сумбур
Не знаю, для меня все выглядит вполне логично.
Цитировать
А это всё просто личные ассоциации; каждый будет трактовать это всё по-своему, и к ступеням/нотам это не имеет отношения.
Информацию про настроение/напряжение нот-ступеней-гамм я много где видел. Не сказал бы, что все это субъективно. Впрочем, доказать это как-то я не смогу.
Цитировать
1) Услышать можно только музыкальный звук, а не ступень, ноту, или "оттенок грусти".
Скачайте на смартфон Functional Ear Trainer, уже в который раз пишу, для кого все это.
Цитировать
2) Ступени не "представляют собой интервал" - это разные вещи. (единственное что, так это название ступени обычно совпадает с её интервалом от тоники)
Вообще это и есть интервал, просто отчет идет от тоники, а не от рандомной ступени. Сами же себе противоречите: "единственное что, так это название ступени обычно совпадает с её интервалом от тоники". Это происходит потому, что интервал от тоники - это и есть ступень.
Цитировать
3) Ступени не звучат "примерно одинаково" в разных тональностях. Третья ступень минора и мажора совершенно разная, и она (не только, но в том числе) определяет звучание мелодий и аккордов, её содержащих. Да и ты сам выше писал о дорийской 6.
Вы не поняли смысл. В Гитар Про есть инструмент "Транспонирование". Транспонируйте любую мелодию и она будет звучать узнаваемо. Да, оттенок будет другой, но все равно узнаваемо. Ноты будут разными, но мелодия одна и та же. Это происходит потому, что хоть ноты поменялись, интервалы между ними сохранились, как и ступени гаммы (только тоника другая). Что доказывает, что интервалы стоят выше значимости нот.
Ваше инстинктивное и подсознательное это и есть мышечная память. И качество запоминания не зависит от того нотами или ступенями вы запоминали, а только от количества повторений мелодии при разучивании.
Мне, наверное, лучше знать, какие мелодии без повторений спустя года я могу вспомнить, а какие нет. Вам тоже стоит попробовать провести данный эксперимент.
Цитировать
Возьмите любую простую мелодию заученную в одном боксе и сыграйте ее в ваших пяти боксах и в разных октавах.  Если перенос не составит труда, значит вы действительно мыслите ступенями, если будет затык, значит больше мышечная память.
Все портит стык между струнами соль и си на полтона. Я выше уже читал лекцию, что гитару по-хорошему нужно перевести в кастомный строй Eb-Ab-Db-Gb-B-e, чтобы струны составляли ровный квинтовый круг. Кажется, что к этому сдвигу можно привыкнуть, но на самом деле он сильно мозги ломает. И я испытываю диссонанс между тем, что я уже привык к стандартному строю и под новый кастомный строй нужно все переучивать и делать заново.
Цитировать
А почему произведение в До миноре а ступени при "ключе" (или как их правильно называть?) в Ля?
Я сверху написал, что это третий лад (3 fret), который является нотой До на пятой струне. Но на самом деле разницы никакой нет, ступени будут одни и те же, что на открытых струнах, что на третьем ладу. Это я просто для понимания мысли написал. Это все равно что знаки при ключе ставить. Можно обойтись без них, но с ними понятнее о чем думал музыкант.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
pirogok, а как вы получили ступеневую запись в гитар про - там есть такая опция или просто каким-то кустарным способом?
Наверное это уже, типа, фотошоп.

И еще - а чем то, что вы сделали, если отбросить ноты и табы (и длительности) отличается по сути от этого:

Мелодия (струны - любые три)

-3---3---4-3-2------------------------
---1---1------------------7-1-1-1----
------------------5-5-5-6-------------

Осталось только задать "ключ". )


« Последнее редактирование: Мая 12, 2021, 10:42:34 от eye »

Оффлайн pirogok Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Репутация: +24/-1

Цитировать
Я не понял - вы предлагаете такую избыточную запись вместо традиционной?
Нет, я просто сделал это для наглядности. Одних ступеней вполне было бы достаточно, но нужно понимать, что происходит при ознакомлении с новой системой.
Цитировать
Так что вся тема о том, что вы раньше не понимали
Самый первый пост посвящен тому, что мелодии забываются со временем. Либо ты их постоянно повторяешь, что от тебя от них тошнит, либо забываешь. Это произошло с мелодиями, которые я разучил и по нотам и по табам, но мелодии, разученные по ступеням в рамках бокса абсолютно все остались в памяти и были легко восстановлены спустя года без повторений.

Я не верю, что другие музыканты не сталкивались с этой же проблемой.

Я знал про ступени давно, но осознанный выбор полностью на них перейти пришел лишь после череды проб и ошибок, а так же естественного отбора. Диссонанс был в том, что ВСЯ музыка в мире предлагает тебе учить по нотам и ни одна по ступеням. Никто не предлагает альтернативы, хотя она мне кажется намного логичнее.

У меня есть любимый сборник мелодий: Репертуар начинающего гитариста. Выпуск 1 и 2. Давно я его учил и по нотам и по табам. Потом из-за событий долгое время ничего не повторял. И стоило не играть на гитаре полгода, как все, что ты с таким трудом разучивал и повторял сразу же выветривается из головы. И повторять было тоже неприятно, так как нужно было просто зубрить и грузить голову, вместо вменяемой системы. Потом я предпринял вторую попытку, но уже осознанно учил по ступеням в рамках бокса. И проблем уже никаких нет. Спустя года все легко играется и вспоминается без необходимости долбежки и зубрения.

Тот же самый опыт я испытал и в роксмите. 

Не говоря уже о том, что для написания музыки нужен инструмент. Тут можно провести аналогию с печатной машинкой. Вы же когда текст печатаете, вы же не подбираете буквы на клавишах сверяясь со словарем, а затем прогоняя текст через виртуальную говорилку, чтобы узнать, как будет звучать набранная фраза. Конечно нет.

Вот и музыка должна стать такой же интуитивной вещью, как и написание текста. И без необходимости ее смертельно задрачивать в глубоком детстве.

И говоря о вреде прослоек и костылей, почему ноты, а не сразу ступени. Представьте, что я набирал бы текст, но вместо букв вводил бы координаты клавиш на клавиатуре вместо самой буквы. Технически так можно было бы читать текст и привыкнуть к этому, но зачем? Вот так для меня выглядят ноты. Просто костыли. Зачем, когда можно сразу писать интервалами.

Что самое обидное, трудов много не надо. На примере выше: добавить данную фишку в гитар про довольно легко. И я даже писал им об этом, но меня успешно проигнорировали. Хотя я не понимаю в чем проблема, если сделать легко, а система "ступеней" вполне себе существует в классической учебной литературе.
Цитировать
pirogok, а как вы получили ступеневую запись в гитар про - там есть такая опция или просто каким-то кустарным способом?
Очевидно использовал номера ладов вместо ступеней, а "b" пририсовал в пеинте.
Цитировать
отличается по сути от этого:
Ничем не отличается, но у меня наглядней и понятней. Разве что того, что я считаю важным придерживаться бокса, а не просто рандомно по всему грифу гулять.

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Репутация: +700/-1957
  • Кот ДаВинчи
Скачайте на смартфон Functional Ear Trainer, уже в который раз пишу, для кого все это. 
Да при чем тут Functional Ear Trainer? Это лишь один из инструментов для развития слуха. Здесь есть люди, которые и без него имеют великолепно развитый слух (и это я не про себя сейчас). Я говорю о том, что слышать можно только звук. А ступень это характеристика этого звука, его положение в звуковой системе (ладе). Нельзя услышать характеристику - если грубо сказать, то это мозг придаёт характеристику звукам. Ступеней нет вне нашего восприятия.

Вообще это и есть интервал, просто отчет идет от тоники, а не от рандомной ступени. Сами же себе противоречите: "единственное что, так это название ступени обычно совпадает с её интервалом от тоники". Это происходит потому, что интервал от тоники - это и есть ступень.
Интервал это соотношение расположения двух звуков лада, "расстояние" между ними. А что такое ступень написал выше.

Транспонируйте любую мелодию и она будет звучать узнаваемо. Да, оттенок будет другой, но все равно узнаваемо. Ноты будут разными, но мелодия одна и та же. Это происходит потому, что хоть ноты поменялись, интервалы между ними сохранились, как и ступени гаммы (только тоника другая). Что доказывает, что интервалы стоят выше значимости нот.
А длина предметов стоит выше значимости сантиметра - но все же пользуются этой единицей измерения? ???
Интервалы характеризуют одно, ступени - другое, а ноты - это конкретное обозначение музыкального звука. Зачем мешать всё в кучу и пользоваться сущностями не по назначению? Лопата для копания, тарелка - для еды, хотя, можно использовать и наоборот.

... и добавил:

Разве что того, что я считаю важным придерживаться бокса, а не просто рандомно по всему грифу гулять.
А вот это уже накладывает большие ограничения на полноценное владение инструментом, особенно в импровизации. Наоборот, каждый серьёзный гитарист стремится максимально охватить гриф, чтобы играть то, что нужно, а не то, что доступно под пальцами
« Последнее редактирование: Мая 12, 2021, 10:58:39 от rocknrollplayer »

Оффлайн pirogok Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Репутация: +24/-1
Цитировать
Я говорю о том, что слышать можно только звук. А ступень это характеристика этого звука, его положение в звуковой системе (ладе). Нельзя услышать характеристику - если грубо сказать, то это мозг придаёт характеристику звукам. Ступеней нет вне нашего восприятия.

Я читаю (или пишу) ступени с листа как на примере выше и могу прокрутить мелодию в голове мысленно без игры ее на инструменте. И это не субъективщина. При подборе мелодии на слух, из головы или из памяти я с первой попытки угадываю нужную ноту благодаря ассоциации звучания ступени. При этом в музыкалку в детстве я не ходил. Проделать то же самое с нотами и табами я не могу. А такой финт ушами я приобрел только после задрачивания ступеней в FET и задрачивания в первую очередь уже самих ступеней на инструменте без прослойки в виде нот и таб, потому что они голову грузят лишними ненужными конструкциями.
Цитировать
А вот это уже накладывает большие ограничения на полноценное владение инструментом, особенно в импровизации. Наоборот, каждый серьёзный гитарист стремится максимально охватить гриф, чтобы играть то, что нужно, а не то, что доступно под пальцами

Лучшее - враг хорошего.

Но вообще боксы не запрещают гулять по всему грифу. Точно так же, как на нотном стане знаками при ключе композитор показывает, что он меняет тональность, точно так же можно делать и со ступенями, просто в начале такта обозначая, что ты меняешь струну тоники. В конце концов гитарный строй копирует квинтовый круг не просто так.
« Последнее редактирование: Мая 12, 2021, 11:02:57 от pirogok »

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Репутация: +700/-1957
  • Кот ДаВинчи
Я читаю (или пишу) ступени с листа как на примере выше и могу прокрутить мелодию в голове мысленно без игры ее на инструменте. И это не субъективщина. При подборе мелодии на слух, из головы или из памяти я с первой попытки угадываю нужную ноту благодаря ассоциации звучания ступени. При этом в музыкалку в детстве я не ходил. Проделать то же самое с нотами и табами я не могу. А такой финт ушами я приобрел только после задрачивания ступеней в FET и задрачивания в первую очередь уже самих ступеней на инструменте без прослойки в виде нот и таб, потому что они голову грузят лишними ненужными конструкциями.
Это все прекрасно, и именно об этом писал eye

Так что вся тема о том, что вы раньше не понимали, что в определенной тональности каждая нота принимает значение определенной ступени. А когда поняли, то решили, что ноты не нужны.
...
В одном вы несомненно правы - надо тренировать функциональный слух (а так же интервальный, гармонический и тд.). И надо запоминать не точки на грифе или просто ноты (их названия), как, видимо, вы делали раньше, а функционально-ступеневое значение каждой ноты, которое выражается в определенной краске звука в ладотональном контексте.
Так слух и работает - без этого не будет музыкального слуха, но это только часть "осознанного" восприятия музыки. Вы совершенно правы в своем наблюдении - трудно надолго запомнить мелодию не задействовав музыкальный слух (а это суть - функциональный слух), а только зрительную память (точки на грифе) и мышечную.

Но нужно обратить внимание еще и на это:
Но если немного еще подумать, то становится понятным, что все равно вам придется переводить ступени в ноты, так как их надо нажать где-то в конкретном месте на инструменте. Но ноты лучше, так как ступени вторичны по отношению к конкретным звукам - это функции данных музыкальных звуков, которые могут меняться, иногда могут принимать двойное значение (в отклонениях) или трактоваться (слухом) по-разному.

Оффлайн Rock Lobster

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2457
  • Репутация: +3466/-521
  • Ты с собою заберешь, только добрые дела.
А про кварто-квинтовый круг уже спрашивали? Типа, как по тональностям перемещаться, если нот нет? Как можно нарисовать круг из ступеней?