Автор Тема: Почему ступени в музыке такие непопулярные?  (Прочитано 8991 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн pirogok Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Репутация: +24/-1
Это не вопрос, а скорее желание поделиться опытом и поныть. Думаю люди, кто давно играет на гитаре, сталкивались с таким неприятным опытом, что разучивать мелодии становится больно со временем. Их нужно постоянно повторять. От постоянного повторения тебя начинает от них тошнить. Ты перестаешь их повторять и скоро уже напрочь забываешь, а освежать в памяти не хочется, так как это вызовет очередные нервные спазмы.

Я с этим порочным кругом сталкивался много раз. Я разучивал и по табам, и по нотам, выбивал в роксмите ачивки в мастермоде, результат всегда один - тошнота, перерыв и забывание разученной тобою мелодии. В итоге сама концепция разучивания тебе становится противна и, как следствие, часть занятий музицирования для тебя блокируется. Остается только сочинительство, импровизация и... все.

Выход из этой ситуации есть. Я разучил на гитаре десять (с тоникой на каждой струне) аппликатур-боксов: натуральный мажор и минор. Выучил какой лад в боксе принадлежит к какой ступени и начал целенаправленно разучивать мелодии по этому боксу, ориентируясь по ступеням. И, О ЧУДО! Мелодии даже спустя два года никак не забываются и не вызывают нервной боли.

Преимущество ступеней перед нотами и табами не я придумал, оно существует давно. Но почему-то весь мир все равно продолжает напирать на ноты и квинтовый круг. Музыка на компе пишется с помощью пианоролла. Ты должен разучить 24 гаммы квинтового круга, держать в голове какая нота к какой ступени гаммы принадлежит и дополнительно ломать голову с определением тонов и полутонов в черно-белой комбинации. Я уж не говорю про то, что от нотного стана глаза банально болят: все мелко, как при чтении, так и при написании. Чуть ошибся - уже не ту ноту взял. 

Если вы испытываете тот же кризис с разучиванием мелодий - возьмите данный способ на вооружение. Если вы репетитор, публичный музыкант или программист - продвигайте данную концепцию в массы. Был бы я программистом, я бы написал программу-конвертор, которая конвертирует файлы гитар про или миди в ступенчатый вид. Это облегчило бы обучение и музицирование куче людей.

Кто-то скажет, что одни и те же ноты на разных струнах звучат по-разному, из-за чего ступени проигрывают табам, но я не сказал бы, что разница прям настолько велика. Все-таки облегченное понимание мелодии намного лучше насилования мозгов безликим запоминанием номеров ладов.

В даве Cockos Reaper есть плагин MIDI Transpose Note в категории JS. Если его наложить на input FX, то на пианоролле можно играть ступенями (белые клавиши это 1-2-3-4-5-6-7, а черные это 2б-3б-5б-6б-7б). Советую поиграться, если вы играете на гитаре, а музыку писать нужно на пианино. Восприятие музыки и ее написание тут же меняется.

Оффлайн Kranick

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4669
  • Репутация: +1976/-10
  • против войны
pirogok, запись музыки ступенями называется relative notation. И есть целые сайты, публикующие вместо табов именно такую запись. Она, конечно, немного странновата как на сторонний взгляд, но для объяснения правил построения мелодий да и вообще теории музыки, я сам считаю что это намного удобней обычных форм записи. Особенно если это сделано в интерактивной форме типа того, что предлагает HookTheory или HookPad, где все наглядно и вполне доходчиво.

Оффлайн pirogok Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Репутация: +24/-1
pirogok, запись музыки ступенями называется relative notation. И есть целые сайты, публикующие вместо табов именно такую запись. Она, конечно, немного странновата как на сторонний взгляд, но для объяснения правил построения мелодий да и вообще теории музыки, я сам считаю что это намного удобней обычных форм записи. Особенно если это сделано в интерактивной форме типа того, что предлагает HookTheory или HookPad, где все наглядно и вполне доходчиво.
Спасибо за ссылки. Но все-таки это немного не то, хотя и близко. Предлагаемые тобою методы предлагают подписывать такт или кусок блока аккордом-ступенью, играя его арпеджио. Это по-прежнему грузит мозги дополнительной информацией. А если я большой любитель диатоник? Я же задолбаюсь расставлять дополнительные ступени и приписки к аккордам.

Нет, все-таки нужна система, чтобы каждая нота была отдельной ступенью. Программа Functional Ear Training эту концепцию прекрасно раскрывает и показывает. Тебе нужна просто тоника произведения и все. Тогда не нужно грузить мозг запоминаниями, достаточно ориентироваться на слух.

И кардинальными изменения в существующей системе и в софте тоже тогда будут не нужны. В даве в пианоролле вместо подписей нот достаточно подписей ступеней. Как и в гитар про. Я даже об этом писал на форуме Reaper. Ну немного же нужно: просто задаешь тонику произведения и вместо нот высвечиваешь ступени, но меня не услышали.

Более того, такая система позволяла бы более часто использовать диатонические лады, которых много, но музыканты ограничиваются натуральными минорами и мажорами, потому что квинтовый круг к этому не располагает, так как голове тяжело все и сразу держать в уме.

Еще было бы классно использовать гитару вместо миди-клавиатуры, чтобы более полно использовать боксы, так как транспонированная миди-клавиатура не позволяет менять тонику на ходу, но софтвеерные решения довольно слабые, а хардвеерные довольно дорогие.

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Репутация: +700/-1957
  • Кот ДаВинчи
Нет, все-таки нужна система, чтобы каждая нота была отдельной ступенью.
pirogok, а можешь хотя бы на бумаге нарисовать, что ты имеешь в виду? Что-то не могу понять, потому что каждая нота уже есть отдельная ступень ??? Просто ноты изображают ступени графически, а ты предлагаешь... Что? Вот этого не могу понять.
Мы ведь говорим о форме записи?

Более того, такая система позволяла бы более часто использовать диатонические лады, которых много, но музыканты ограничиваются натуральными минорами и мажорами
Снова-таки, какая именно система?

Оффлайн pirogok Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Репутация: +24/-1
pirogok, а можешь хотя бы на бумаге нарисовать, что ты имеешь в виду? Что-то не могу понять, потому что каждая нота уже есть отдельная ступень ??? Просто ноты изображают ступени графически, а ты предлагаешь... Что? Вот этого не могу понять.
Мы ведь говорим о форме записи?
Снова-таки, какая именно система?

Тяжело рисовать на тачпаде на ноуте...

Сначала ты разучиваешь аппликатуру мажор/минор с тоникой на такой-то струне.



На картинке изображен мажор с тоникой на пятой струне. Кажется, что все запутанно, но на самом деле нет. Тебе всего лишь нужно разучить 10 аппликатур на каждую струну и тебе этого хватит для всего, включая для формул диатонических ладов.

Допустим, ты хочешь разучить заглавную тему Макса Пейна. Смотришь первую ноту - это нота До. Это тоника мелодии. Значит аппликатуру перемещаешь на третий лад пятой струны - ноту До.

Последовательность нот в мелодии такая: С Eb F G C2 G Bb G Eb C. Но вместо нот ты разучиваешь ее по ступеням: 1 3b 4 5 1(2) 5 7b 5 3b 1 и проецируешь все это на разученную аппликатуру.

И просто вместо номеров ладов ты в табулатуре пишешь номера ступеней (делая заметку на полях: Тоника До на пятой струне). Кажется, что ты меняешь шило на мыло, но если ты подкачаешь слух на определение интервалов, это будет казаться намного удобнее безликих номеров ладов, так как ты по внутреннему уху сможешь расслышать мелодию без инструмента.

(нажмите чтобы показать/спрятать)

Ты оценишь этот метод лишь спустя года, когда ты без бумаги сможешь вспомнить разученную мелодию. Если ты разучишь мелодию по нотам или табам, и не будешь ее регулярно повторять - ты ее не вспомнишь. Разум не запомнит ноты и табы. Но он запомнит слух интервалов между нотами. И ты без проблем ее подберешь на слух спустя года.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Цитировать
Почему ступени в музыке такие непопулярные?
Это мягко говоря не соответствует действительности, потому что музыкант с относительным слухом определяет  на слух  ступени, а потом исходя из тональности, переводит их в ноты, чтобы нажать на инструменте.
Если музыкант играет по нотам, он так же понимает какой ступенью в данной тональности является эта нота.
Исходя из этого он воспринимает не только ноты, но слышит и краски звуков. Без этого не будет понимания музыки.
"Непопулярность" ступеней - это  странное заявление. Это как сказать, что "непопулярны" интервалы, раз мы не основываем запись  музыки с помощью интервалов. А между тем они всегда везде присутствуют, как и ступени. Просто запись нотами более наглядна и универсальна для записи любой музыки - не только диатоники, и удобна для чтения с листа.

pirogok, это называется изобретать велосипед. Любой грамотный музыкант (не табулатурщик)  слышит ступени, когда нажимает ноты. То есть детей учат еще в первом классе музыкальной школе, что в тональности До, первая ступень - до, вторая - ре и тд. Затем осваивают другую тональность и объясняют, что теперь первая - ре, вторая - ми и тд. И так осваиваются все тональности.
Таким образом ребенок смотрит на ноты, но  слышит соответствующие им ступени - иначе с листа не споешь и диктант не напишешь.
Вы должны под нотами научиться видеть (и слышать) ступени исходя из тональности.

Еще есть "подвижное до" (используют американцы в сольфеджио), когда названия нот до-ре-ми это и есть названия ступеней вместо цифр - независимо от тональности.

Примерно о том же:
Цитировать
Ноты (названия звуков), как и ступени, играют важнейшую роль в системе мышления. Я говорил о том, что ноты менее удобны, чем некие наглядные "визуальные системы" - для манипулирования звуками. Но мышление импровизатора многослойно. И под слоем точек лежат лееры с абсолютной (названия звуков) и относительной (ступени) маркировкой этих точек и все это завязано на слух+моторика. Понимаете?
Поэтому знание нот (и ступеней) на грифе необходимо, хотя оно не первично.
https://guitarplayer.ru/guitar-theory/boksy-lya-minor/msg6670251/#msg6670251

... и добавил:

https://kupdf.net/download/frank-gambale-modes-no-more-mystery-pdf_58f4a6bddc0d609438da97e8_pdf
« Последнее редактирование: Апреля 28, 2021, 00:37:38 от eye »

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Репутация: +700/-1957
  • Кот ДаВинчи
Ты оценишь этот метод лишь спустя года, когда ты без бумаги сможешь вспомнить разученную мелодию. Если ты разучишь мелодию по нотам или табам, и не будешь ее регулярно повторять - ты ее не вспомнишь. Разум не запомнит ноты и табы. Но он запомнит слух интервалов между нотами. И ты без проблем ее подберешь на слух спустя года.
Это все-таки индивидуально - лично мне все равно, как я учил материал: по нотам или на слух. В памяти он хранится уже в "другом виде". Любое хоть немного крупное произведение не запоминается ни по нотам ни по ступеням - точно так же, как мы не учим стихотворения по буквам.

И в контексте музыки всегда "нота = ступень", просто это две разных сущности, которые характеризуют музыкальный звук. И в одних случаях мы используем одну, в других - другую, а иногда они "накладываются" друг на друга.
« Последнее редактирование: Апреля 28, 2021, 08:53:36 от rocknrollplayer »

Оффлайн pirogok Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Репутация: +24/-1
Любой грамотный музыкант (не табулатурщик)  слышит ступени, когда нажимает ноты. То есть детей учат еще в первом классе музыкальной школе, что в тональности До, первая ступень - до, вторая - ре и тд. Затем осваивают другую тональность и объясняют, что теперь первая - ре, вторая - ми и тд. И так осваиваются все тональности.

Ну и зачем изобретать прослойки ради прослоек и костылей? Это в голове ты должен удерживать еще один параллельный процесс, присваивая интервал каждой ноте. Более того, получается, что музыкантами могут стать только те, кто в детстве в музыкалку ходил? А как же любители?

Все это костыли и переусложнение. А потом дети начинают ненавидеть музыку, потому что вот такими вещами им в школе мозги поломали, заставляя задрачивать бессмысленные многоэтажные конструкции.

Любое хоть немного крупное произведение не запоминается ни по нотам ни по ступеням - точно так же, как мы не учим стихотворения по буквам.

Запоминается. Я же не просто так говорил про печальный опыт. Я гитару в руках уже много лет держу и много раз проходил через порочный круг разучивания и забывания. Голые ступени позволяют помнить дольше и не грузить мозги, а так же автоматом качают слух.

По аналогии со стихотворением. Уже давно проанализировано, что человек запоминает ассоциации, а не голую информацию. В случае музыки: ноты и табы - это растровая информация. Ступени - векторная. В случае растровой информации ты просто должен запомнить расположение букв, что довольно проблематично, когда в реальной жизни мы не можем запомнить и пин-код от карточки. А вот растровая информация позволяет чувствовать напряженность ноты в гамме, мы чувствуем и ассоциируем звук, из-за чего она и легче запоминается.

Мне кажется мы просто оправдываем чужие ошибки, которые устоялись с поколениями. Почему пианино стало стандартным музыкальным инструментом для написания, когда весь мир играет на струнных? Изобретатель ксилофона просто не понимал концепцию ступеней. Ну тупо это разучивать 24 гаммы и дополнительно грузить себе мозги запоминанием присвоения нот в этих 24 гаммах ступеням. На лютне все сразу видно: сверху квинта, снизу кварта. Это было намного раньше ксилофона, но почему-то ксилофон стал стандартом. То же самое и с гитарой. На лютне нет сдвига интервалов. На гитаре какой-то умник придумал на стыке струн Соль и Си сдвинуть все на полтона, тем самым разрушив красивый квинтовый круг струн. Примечательно, что на инструментах с большим числом струн такого сдвига нет и все струны идут согласно квинтовому кругу, и такой маразм происходит только на стыке нот Соль и Си на шестиструнке. Благо всегда можно самому сделать детюн струн, чтобы все было красиво и ровненько.

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Репутация: +700/-1957
  • Кот ДаВинчи
Ну и зачем изобретать прослойки ради прослоек и костылей?
...
заставляя задрачивать бессмысленные многоэтажные конструкции.
Это не прослойки, и "этажность" далеко не бессмысленна. Повторю: обе сущности (ступени и ноты) необходимы для понимания музыки. Можно пользоваться только одним, но это будет такая себе "музыкальная неполноценность" с одной ногой.

Запоминается. Я же не просто так говорил про печальный опыт. Я гитару в руках уже много лет держу и много раз проходил через порочный круг разучивания и забывания. Голые ступени позволяют помнить дольше и не грузить мозги, а так же автоматом качают слух.
Я тоже не "от балды" говорю о разучивании. Мне, в свою очередь, приходится держать в голове по несколько фортепианных сонат; загляни в ноты той же K545 Моцарта и сравни объем информации с песней Металлики, например. Если бы я не знал, как учить музыкальный материал, никогда бы не осилил и пары произведений. И я как раз об этом и говорил:

В случае растровой информации ты просто должен запомнить расположение букв, что довольно проблематично, когда в реальной жизни мы не можем запомнить и пин-код от карточки.
Музыку мы не запоминаем по "буквам" - будь эти буквы хоть нотами, хоть ступенями. Можно провести простой эксперимент: ты называешь выученные песни, а я "заказываю" номер такта, долю, а ты должен назвать, какие ноты на этой доле. Именно это и означает "побуквенное" запоминание.

Мне кажется мы просто оправдываем чужие ошибки, которые устоялись с поколениями. Почему пианино стало стандартным музыкальным инструментом для написания, когда весь мир играет на струнных? Изобретатель ксилофона просто не понимал концепцию ступеней. Ну тупо это разучивать 24 гаммы и дополнительно грузить себе мозги запоминанием присвоения нот в этих 24 гаммах ступеням.
Про это даже нет смысла говорить ;D Весь мир играет на любых инструментах, и нет никакого стандарта. Каждый играет/сочиняет на том, на чем ему нравится.
И по секрету: на фортепиано можно играть гораздо больше, чем 24 гаммы ;) И никакой проблемы в разучивании и понимани нот и ступеней нет. Так же, как нет проблемы в терцовом сдвиге на гитаре.
Это уже больше похоже на жалобы того самого "плохого танцора"

Оффлайн pirogok Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Репутация: +24/-1
Цитировать
Это не прослойки, и "этажность" далеко не бессмысленна. Повторю: обе сущности (ступени и ноты) необходимы для понимания музыки. Можно пользоваться только одним, но это будет такая себе "музыкальная неполноценность" с одной ногой.
Нет, это прослойка, нота нужна только как тоника для обозначения настроения мелодии. Настроение ноты могут передавать и ступени своей напряженностью в гамме.
Цитировать
Можно провести простой эксперимент: ты называешь выученные песни, а я "заказываю" номер такта, долю, а ты должен назвать, какие ноты на этой доле. Именно это и означает "побуквенное" запоминание.
А можно провести другой эксперимент. Попробуй не играть и не повторять все тобою разученное в течении года, а затем сядь за инструмент и сыграй. Вспомнишь? Нет. А вот разучивал бы по ступеням - вспомнил бы.
Цитировать
Весь мир играет на любых инструментах, и нет никакого стандарта. Каждый играет/сочиняет на том, на чем ему нравится.
Ну вообще нет. Играть-то можно на любом, но писать на компе ты будешь за пианино. Из-за чего ты будешь испытывать дисонанс между тем, что ты задрачивал гитару, а видишь перед собой пианоролл. А без задрачивания инструмента ты не чувствуешь его.
Цитировать
И по секрету: на фортепиано можно играть гораздо больше, чем 24 гаммы
Что на самом деле еще больше показывает ущербность пианино. Диатонических ладов несколько десятков. То есть ты должен выучить 24 гаммы, загрузить голову дополнительно тем, какая нота в каждой гамме принадлежит к какой ступени, а потом еще дополнительно ломать глаза в этой черно-белой каше, чтобы сделать диатонику.
Цитировать
Это уже больше похоже на жалобы того самого "плохого танцора"
Что плохого в том, чтобы взглянуть на проблему под новым углом и попробовать что-то новое? Ах, да - закостенелость мозга и нежелание пробовать новое.

По сути я говорю просто о том, чтобы поменять местами: ступени сделать первичными, а ноты вторичными. И даже альтернативные методы ввода и написания предложил. В моем случае я считаю это намного удобнее и интуитивнее, чем ноты, и с ними я чувствую себя намного комфортнее в музыке. Если это работает со мной, то почему с другими не может.

И я мог бы познать прелести этой системы намного раньше, если бы не учился по готовой музыкальной индустрии, которая предлагает разучивать ноты/табы, а не ступени.

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Репутация: +700/-1957
  • Кот ДаВинчи
Попробуй не играть и не повторять все тобою разученное в течении года, а затем сядь за инструмент и сыграй. Вспомнишь? Нет. А вот разучивал бы по ступеням - вспомнил бы.
Смотря, что за произведение. Песни и простой материал, который играл несколько лет назад (тех же Битлз, например) вспомню. Сложное произведение, которое не ставилось целью выучить, не вспомню. Все так же, как и с текстом: если есть цель, то можно запомнить внушительные объемы текста. Но никто не вспомнит наизусть "Му-Му" или "Преступление и наказание", если специально не заучивал.

Ну вообще нет. Играть-то можно на любом, но писать на компе ты будешь за пианино. Из-за чего ты будешь испытывать дисонанс между тем, что ты задрачивал гитару, а видишь перед собой пианоролл. А без задрачивания инструмента ты не чувствуешь его.
Пианоролл совсем по другой причине используется в DAW: ноты расположены на двухмерной сетке: по вертикали высота ноты, по горизонтали длительность. Как раз поэтому и "клавиатура" расположена вертикально, а не горизотально, как у фортепиано. Вместо клавиатуры можно нарисовать что угодно - буквы, слова, зверушек - суть не изменится. Гитарный гриф уже сам по себе "двухмерный", и нет однозачного места для каждой ноты, поэтому нам негде показать длительность.
При остром желании "писать на гитаре" можно набирать миди в GuitarPro и закинуть в DAW.

Что на самом деле еще больше показывает ущербность пианино. Диатонических ладов несколько десятков. То есть ты должен выучить 24 гаммы, загрузить голову дополнительно тем, какая нота в каждой гамме принадлежит к какой ступени, а потом еще дополнительно ломать глаза в этой черно-белой каше, чтобы сделать диатонику.
Вообще никаких проблем нет. Все эти "десятки ладов" выучиваются и играются даже не глядя на клавиатуру. Даже дети в ДМШ спокойно транспонируют пьесы в заданные тональности. Так что я даже не говорю о джазовых музыкантах, которые не просто играют в любых тональностях, но и импровизируют.

Что плохого в том, чтобы взглянуть на проблему под новым углом и попробовать что-то новое? Ах, да - закостенелость мозга и нежелание пробовать новое.
Плохого ничего нет, потому что проблемы никакой нет. Ступени это не что-то "новое", в музыке они существовали всегда. Ступени и ноты не могут быть "первичными" или "вторичными", потому что смысл их в разном. Музыканты используют то ноты, то ступени, то все вместе, в зависимости от ситуации. Это как звуки и буквы - если человек умеет читать и писать, он одинаково легко пользуется и тем, и другим, а при необходимости отделяет одно от другого.

В моем случае я считаю это намного удобнее и интуитивнее, чем ноты, и с ними я чувствую себя намного комфортнее в музыке. Если это работает со мной, то почему с другими не может.
Вот это уже похоже на правду. Ключевые слова "в моем случае" и "я чувствую себя намного комфортнее". Безусловно, каждый может делать то, что ему больше нравится, тем более, если это работает для него. Но довольно наивно думать, что все остальные ошибаются, а инструменты могут быть "неправильные".
« Последнее редактирование: Апреля 29, 2021, 09:32:47 от rocknrollplayer »

Оффлайн Rock Lobster

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2457
  • Репутация: +3466/-521
  • Ты с собою заберешь, только добрые дела.
Допустим, я выучил ступени. А как мне до диез записать ступенями если тональность до мажор? Хроматизмы.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
pirogok, вопрос: как вы ступенями будете записывать гамму ля минор?
по ступеням минора, по ступеням пралельного мажора где ля - 6-я си -7-я до -1-я и тд., или через одноименный минор где до 3-я пониженная фа шестая пониженная соль седьмая пониженная.

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Репутация: +700/-1957
  • Кот ДаВинчи
Rock Lobster, повышенная первая - I+ или #1

... и добавил:

Taps, общепринято записывать все ступени "на основе мажора", то есть, минор записывается как 1 2 b3 4 5 b6 b7
« Последнее редактирование: Апреля 29, 2021, 10:56:37 от rocknrollplayer »

Оффлайн pirogok Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Репутация: +24/-1
Но довольно наивно думать, что все остальные ошибаются, а инструменты могут быть "неправильные".
Без экспериментов не узнать, которых не будет, если все будут мыслить устоявшимися стандартами. К КОЛЛАЙДЕРУ!!!

Вот выше есть два товарища, которые не до конца понимают концепцию ступеней.

Допустим, я выучил ступени. А как мне до диез записать ступенями если тональность до мажор? Хроматизмы.
Выше уже сказали: 1# (или 2b)
pirogok, вопрос: как вы ступенями будете записывать гамму ля минор?
по ступеням минора, по ступеням пралельного мажора где ля - 6-я си -7-я до -1-я и тд., или через одноименный минор где до 3-я пониженная фа шестая пониженная соль седьмая пониженная.
Выше уже сказали формулу. Вот тебе мой список моих любимых диатонических ладов.
(нажмите чтобы показать/спрятать)
« Последнее редактирование: Апреля 29, 2021, 14:08:06 от pirogok »