"То, как классические музыканты будут играть ритм, может сильно отличаться от того, как его чувствуют музыканты, играющие джаз-рок, поп-музыку или любую музыку последних ста лет, которая берет свое начало в западноафриканских ритмах.
Профессиональные классические музыканты известны качеством и красочностью своего звука, контролем его динамического диапазона. Но очень часто ритмические средства классических музыкантов могут немного недостаточны.
Например, посмотрите это актуальное учебное видео от этого профессора по контрабасу, который преподает в Вашингтонском университете.
Он говорит о важности точного исполнения четвертных триолей, а затем он не совсем точно их исполняет.
Профессор: "Здесь много мест, где приходится играть три против двух (триоли), так что вы должны сделать это (поет мимо) Та-та-та, Та-та-та."
так…
Хорошо, так что же здесь происходит?
Этот парень преподает в Вашингтонском университете уже 24 года и не может исполнить этот очень простой ритм, который преподает?
Три года назад я пришел в репетиционную студию, чтобы репетировать музыку для мастер-концерта Wim Mertens, бельгийского композитора и пианиста.
Этот композитор собрал ансамбль классического струнного квартета с джазовой ритм-секцией.
И вот мы сели читать с листа музыкальное произведение в размере 9/8.
Oсновной пульс этого музыкального произведения был 2+2+2+2+1 так что это было вроде 4/4, но с добавленной одной восьмой ноты.
Поэтому мы довольно прилично читали музыку, но мы в ритм-секции сошли с рельс, когда дошли до такта, который был случайно записан вот так (888, 888, 48).
В этом конкретном такте кажется, что единичный пульс на самом деле представляет собой группу из трех восьмых нот или четвертную ноту с точкой вместо того единичного импульса, который мы должны были чувствовать, который был четвертной нотой.
Вот почему, когда вы пишете музыку, нечетные размеры чрезвычайно важны для правильного распределения восьмых нот, потому что они показывают единичный импульс (пульсацию, бит, метр) того, что вы должны чувствовать. (7/8 : 3+2+2=4*+4+4 или 2+2+3=4+4 +4* ?)
Итак, мы в ритм-секции впервые столкнулись с этим, но классические струнные музыканты как бы просто читали его с листа без каких-либо проблем.
Поэтому моя первая реакция на это, как и реакция большинства людей, когда они сталкиваются с виртуозностью хорошо обученного классического музыканта, заключается в том, что эти музыканты были просто сверхчеловечески хорошими чтецами, уровень музыкального мастерства которых был намного выше, чем у меня, скромного джазового музыканта.
Однако это обманчивое представление было довольно убедительно разрушено пару месяцев спустя, когда мы наконец начали записывать музыку, как часть нашего альбома.
Мы используем тот же классический струнный квартет, и большую часть альбома они исполняют блестяще, но у них оказались большие проблемы с этим конкретным ритмом (16пауза 8*).
Это синкопирование шестнадцатой ноты, которое они никогда не могли сыграть чисто и поэтому нам фактически пришлось править это при постобработке.
Это смутило меня, потому что я видел, как эти же классические музыканты исполняют все эти очень технические музыкальные подвиги, и все же простой ритм, с которым у меня и остальной части ритм-секции не было проблем, они реально не могли сыграть по-настоящему чисто.
Почему такое может быть?
Одна из возможных причин ( и здесь для понимания, есть некоторое обобщение, упрощение) заключается в том, что классические музыканты РЕАГИРУЮТ на пульс, а джаз-рок-поп и т. д. музыканты ЧУВСТВУЮТ пульс.
Классические музыканты очень часто играют в ансамбле под руководством дирижера, а работа дирижера состоит в том, чтобы синхронизировать всех, что по сути мало чем отличается от того, что делает барабанщик.
Оркестровые музыканты реагируют на дирижерскую палочку, взмахи дирижера, а затем они считают ритмы на основе пульса, который они видят.
Это может дать некоторое представление о том, почему струнный квартет смог читать с листа ту музыку, которая противоречила пульсу ритм-секции.
Чтобы ритм-секция точно воспроизвела эти ритмы, нам нужно было сгруппировать восьмые в четверти с такой пульсацией.
Это было очень сложно сделать, когда визуально в нотах импульсы из-за группировки не совпадали.
Так что результатом всего этого является то, что классические музыканты могут иметь хорошее чувство ритма, но не иметь хорошего чувства того, что называется
синхронизацией по фазе.
Посмотрите на эти два метронома, один на моем телефоне и один на моем айпаде, они оба щелкают со скоростью 120 ударов в минуту, и все же они не синхронизированы по фазе, и сильные доли не совпадают друг с другом.
Большая часть привязки к груву заключается не только в сохранении того же темпа, но и в фазовой синхронизации с другими музыкантами в конкретном ансамбле.
Посмотрите это видео Леонарда Бернштейна, который дирижирует пятой симфонией Малера, и помните, что видео и aудио там
не рассинхронизированы.
Это крайний пример, когда оркестр и дирижер не синхронизированы по фазе, но это обычное явление в классических ансамблях, где не все играют идеально синхронно.
На самом деле это не является большой проблемой для оркестровой классической музыки.
И причина этого в том, что начальные переходные процессы атаки струнных и деревянных духовых обычно довольно мягкие. И если начальные атаки каждой из нот не синхронизированы по фазе на сто процентов, это на самом деле звучит не так уж плохо.
Но это совершенно не относится к любому стилю музыки, основанному на барабанах.
Начальная атака барабана очень резкая и короткая, поэтому, если какие-либо другие инструменты или любые другие барабаны не совпадают по фазе с этой начальной атакой ударных, это звучит плохо, это ритмический диссонанс, известный как FLAM, и этот ритмический диссонанс может быть особенно раздражающим, так как он заставляет вещи звучать расхлябано, не слитно, не грувово или не вместе.
Это не так важно для оркестровой музыки из-за более мягких начальных переходных процессов атаки.
Послушайте эти два примера.
Они оба используют одни и те же MIDI-данные, которые не синхронизированы по фазе на сто процентов. Но в первом примере у вас более мягкие, более медленные атаки и flam не слышен, а во втором примере у вас атаки намного острее и короче и флэм заметнее.
Поэтому классические музыканты могут не применять такую же строгость к изучению фазовой синхронизации, как у других музыкантов, но это не значит, что у них плохой ритм, это просто означает, что ритм применяется немного по-другому.
В музыке струнного квартета, например, ритм как приливы и отливы, он намного более плавный и соответствует мелодической линии.
Давайте послушаем первый струнный квартет Мориса Равеля, он на самом деле написал только один струнный квартет фа мажор.
Пульс метрономный? Нет, конечно, нет!
Если бы все было совершенно ровно, то звучало бы очень неестественно, механистично и немузыкально.
Поэтому сама музыка требует совершенно другого понимания ритма в целом, и поэтому сами музыканты более склонны применять соответствующее музыке понимание.
Так что немного несправедливо оплакивать отсутствие фазовой синхронизации у классических музыкантов, потому что там сама музыка требует совершенно другого понимания ритма в целом.
Если вы хотите послушать отличный струнный квартет с великолепным джазовым ритмическим чувством, попробуйте струнный квартет Turtle Island. Адам Нили" (
https://youtu.be/xfXjOX-L2LI )