Автор Тема: Так что такое ТЕОРИЯ по вашему и что в нее входит?  (Прочитано 7119 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн RFire

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1548
  • Репутация: +442/-21
http://www.musictheory.by.ru

Уроки по гармонии. Охота всего того же но только не на фоно а на гитаре

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Фортепьяно там, в общем-то ни при чем. Задачи по гармонии можно делать и без фортепьяно, просто на листе бумаги. А потом играть их на чем угодно - хоть на гитаре. Хотя, по-большому счету, лучше их играть на фo-но - оно для этого лучше приспособлено, да и гитаристу это весьма полезно - абстрагироваться от гитары, что позволяет взглянуть и услышать  все несколько иначе, не искажая восприятие гитарными ограничениями, привычным звуком и "пальцовками".

Оффлайн blader

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 958
  • Репутация: +5/-4
  • Зарегистрированный
    • http://www.livejournal.com/users/_blader_/
пословица
« Ответ #62 : Января 12, 2005, 19:37:50 »
Сколько Стагг не переделывай, а Фендер все равно круче

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Цитировать
Автор оригинала eye

RFire
Мне было бы интересно заняться задачками по гармонии например.
2RFire
И что для этого надо?
 

Фу, за оффтопами не понял, что это был пост по сабжу.
Идею понял. Надо подумать - насколько это надо: правила классического голосоведения на гитаре, коли оно практически никогда не используется. Мне кажется, что если человек пришел к осознанию необходимости изучения классической гармонии, то он должен прийти и к пониманию необходимости освоения "общего фортепьяно".
Но в любом случае, если не брать некоторые аспекты строго голосоведения, то многие вещи можно (и надо) перевести на гитарный язык: гармонические обороты, каденции, использование обращений, значение различных аккордов в ладу, ладовые альтерации, модуляции, секвенции, органный пункт, задержания, гармонии различных ладов...
Так что твое замечание - в копилку.

Оффлайн RFire

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1548
  • Репутация: +442/-21
2 eye

Что есть модуляции вообще? А то я столько раз это от тебя слышал, но так четкого определения и не составил.

И еще. Не подскажешь, какие-нить материалы в сети по построению аккордов и их буквенно-цифровому обозначению, а то для меня все эти B7sus9 нихрена не понятны :)

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Ну как...  за модуляцию вообще не берусь здесь рассуждать, но в музыке - это смена тональности. Довольно четкое и простое определение. То есть, когда тоникой становится другой аккорд. Если непонятно - задай еще вопрос.
По второму вопросу может кто-нибудь еще подскажет, я не знаю чего там в сети.

B7sus9:
B - одна из семи букв, обозначающих ноту тоники аккорда.
7 - малая септима. То есть мы имеем доминантсептаккорд. Надо знать как минимум 5 типов 7-аккордов: Maj, Dom7, m7, m7b5, o.
sus - задержание терцового тона, можно читать, как "вместо 3 возьми 9(2))
9 - нона или "девятка"
--------------
Еще:
add - добавленная ступень. Например Сadd2 - трезвучие До с добавленой 2 ступенью (к аккорду С доб. ноту d)
Цифры выше септимы (7) - надстройки -  это те же ступени гаммы, но не поступеннно, а по терциям (не горизонтально, а "вертикально") 1-2(9)-3-4(11)-5-6(13)-7

Аккорд B7/9: b-d#-f#-a-c#
Аккорд B7sus9: b-f#-a-c#. Этот аккорд иначе можно записать так - F#m/B (Фа диез минор с басом Си)
Разумеется на гитаре расположение звуков может быть иным и кое-какие ноты в сложных аккордах могут пропускаться. Прежде всего квинтовый тон.

Оффлайн ZHeN

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2041
  • Репутация: +61/-52
  • vintage vibe !
Цитировать
Автор оригинала eye
Прежде всего квинтовый тон.

почему прежде всего? ведь для него (для квинтового тона) что-то типа sus для терций не придумано! исходя из того, что существует sus можно сказать, что на гитаре прежде всего пропускают терции, а не квинты...

Оффлайн ALEXD

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 499
  • Репутация: +0/-2
  • Surfer
    • http://
Цитировать
почему прежде всего? ведь для него что-то типа sus для терций не придумано! исходя из того, что существует sus можно сказать, что на гитаре прежде всего пропускают терции, а не квинты...

sus это задержание терции. Т.е. вместо терции берется что-то другое.
А пропуск ступени это полное ее отсутствие в аккорде. Например взять аккорд  С13 на гитаре без пропуска ступеней невозможно. Терция характеристическая ступень аккорда, определяющая его свойства поэтому ее пропускать не рекомендуют.

Оффлайн blader

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 958
  • Репутация: +5/-4
  • Зарегистрированный
    • http://www.livejournal.com/users/_blader_/
Цитировать
И еще. Не подскажешь, какие-нить материалы в сети по построению аккордов и их буквенно-цифровому обозначению, а то для меня все эти B7sus9 нихрена не понятны
Вот, нарыл в сусеках... Нажеюсь, английский для тебя не проблема, потому что там все по-английски. Зато все понятно и буквально по полочкам разжевано.

Оффлайн Attitude

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7576
  • Репутация: +796/-190
  • I'm listening!
Цитировать
Автор оригинала ZHeN

почему прежде всего? ведь для него (для квинтового тона) что-то типа sus для терций не придумано! исходя из того, что существует sus можно сказать, что на гитаре прежде всего пропускают терции, а не квинты...


Исходя из тех 5-ти типов септ-аккордов, что описал eye, различаются эти типы септ-аккордов по терциям(3) и септам(7)! Поэтому эти два интервала и считаются важнейшими. Второстепенными соответственно квинта(5) и тоника(1). Поэтому их впри построении аккорда можно опустить.

З.Ы. Септ-аккорд состоит из 4-х звуков - 1-3-5-7. То есть к трезвучию 1-3-5 добавляется септима.

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Цитировать
Автор оригинала ZHeN
почему прежде всего? ведь для него (для квинтового тона) что-то типа sus для терций не придумано! исходя из того, что существует sus можно сказать, что на гитаре прежде всего пропускают терции, а не квинты...

Почему для квинт.т "типа sus для терций" не придумано? Часто вместо квинты берется 13(6) ступень. Очень распространенное  задержание:  Asus4-6 - A = D/A (x0423x) - A(x0222x).
А насчет пропуска я имел ввиду другое. Когда вместо 3 играют sus, то аккорд существенно меняет звучание. Это не пропуск тецового тона, а по сути новый аккорд. А я (и другие) имел ввиду "безболезненное" выбрасывание не очень важной ступени. Квинта, если она не альтерирована, мало что вносит в краску аккорда (в сложных аккордах, ессно, а не в паверкордах, заявляю, как махровый метализд). Она у всех аккордов одинаковая и дублирует основной тон, в обертонах которого, кстати, уже есть квинта.
Таким образом ступеневый состав сложных аккордов может иметь следующие наиболее типичные варианты:

1 - 3 - (5) - 7 - (11) - 9 - 13

1 - (3)- (5) - 7 - 11 - 9 - 13

Оффлайн Des333

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2052
  • Репутация: +820/-230
  • Он - совесть Форума!!! Администрация.
Re: Так что такое ТЕОРИЯ по вашему и что в нее в
« Ответ #71 : Декабря 31, 2010, 01:14:03 »
Придется побыть некрофилом, но тема понравилась.

Никогда ранее не изучал теорию (да и на гитаре последние 2 года почти не играл), даже ноты почти не знал, до последнего времени, а теперь захотелось.

Первым делом прочитал учебники по ЭТМ Способина и Вахромеева - вещь. Не скажу, что все оттуда знаю, но очень понравилось. Хоть уважаемый eye и писал, что такие вещи, как интервалы, лады, аккорды можно разобрать за вечер, у меня не получилось и за неделю. То есть общий смысл понятен, но лично мне сейчас хочется, чтобы все эти интервалы, лады, тональности - в общем, все то, что описано в этих двух книгах, были как таблица умножения. Чтобы, разбуди хоть в час ночи, смог ответить на любой вопрос и пропеть любую гамму. Но для этого, как мне кажется, придется попрактиковаться чуть более, чем неделю.

Теперь решил взяться за изучение гармонии. В книге "И. Дубовский,  С. Евсеев,  И. Способин,  В. Соколов  «Учебник  Гармонии»"  прочитал всего несколько глав,
но очень понравилось. Другие книги по гармонии (например Холопова) вообще не могу воспринимать - чувствую себя просто идиотом, когда читаю. :)

После гармонии по плану изучение полифонии (не решил еще какой учебник), музыкальная форма по Способину и еще понравилась книжка Месснера "Основы композиции". Дальше станет ясно по ходу изучения.

В общем, на поставленный вопрос в начале тему пока ответить не могу, но точно понял, что гармония и музыкальная форма (по тем книгам, что указал выше) точно необходимы.

Если кто посоветует еще что-нибудь, что я по своему незнанию упустил - буду премного благодарен.  :)

Оффлайн Alex 110892

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 353
  • Репутация: +160/-0
  • Play Loud, Stay Tuned!!!
Придется побыть некрофилом, но тема понравилась.
С радостью тоже продолжу воскрешение сей темы) я представляю себе процес развития так: существуют определенные этапы этого развития. Сначала ты не знаешь ничего. Как держать гитару, чем играть и т д. Это с одной стороны полная свобода. Ты можешь с гитарой делать все что угодно. Но с другой стороны - ты ничего не умеешь. Ты хочешь научиться, и волей неволей вокруг "свободы" возникают рамки, стены и т д. Наиболее явно это заметно с теорией - сначала играешь интуитивно, "просто на шару" а потом найдется какой нибудь самоучитель, ты выучишь мажорную гамму и начнешь все играть в мажоре. допустим. Это еще более узкие рамки. То есть из одного состояния незнания ты переходишь на следующий этап достаточно узким путем. Путем правил. Этих правил со временем становится все больше. Но мне кажется, что в итоге полный набор правли какой либо теории при должном понимании возвращает исходную свободу, пронизанную уже известными маршрутами. Но с другой стороны теория бесконечна. Это если принять во внимание явление "свободной импровизации" . Скорее всего процесс развития неоднозначен - одной теорией можно себя "высвободить" а другой можно оказаться в рамках.. Это уж как сложится. Впрочем я чего то заговорился.
Что касается моих познаний - занимался в основном по разным интернет материалам, в частности 7not, недавно подцепил "лидийскую концепцию" Дж рассела, но это уже небольшой оффтоп, где то целая тема была.
книжка Месснера "Основы композиции".
тоже помнится эта книжка, многое из нее почерпнул)

Самое главное в изучении теории - понимание необходимости того что ты делаешь. Как в прочем и в любом деле.
С продолжающимися праздниками, С Рождеством всех)