Конечно очень важен каждый аспект стиля Холдсворта. Например, его звук: скрипичный саунд, сустэйн, легато, вибрато.
Или фразировка. Его подход к гармонии не менее уникален, чем импровизация. Но, создавая топик, я имел ввиду его особое звучание, когда играет ноты, которые, типа, "не существуют на наших гитарах" и однако они звучат.
Прежде всего я хочу сказать, что вряд ли кто-нибудь из нас знает правильный ответ, что же играет и как мыслит Холдсворт. Все здесь говоримое - это "ИМХО" с очень большой вероятностью ошибки.
Более того, я бы сказал, что меня не столько волнует, как мыслит Холдсворт, сколько - как мне самому научиться играть нечто подобное естественным образом, т.е. реально "слыша" это. И не я первый этого пожелал: подобные Холдсвортовским можно услышать куски у Хендерсона, Гарсета, Хова. Эти люди явно не мыслят как Холдсворт, однако им не мешает это привносить в свое звучание вожделенный саунд. Вот такая, с позволения сказать, прагматичная задача.
В свете этого сразу хочется отодвинуть предположения, о, якобы, исключительном, можно сказать айленовском, мышлении и слышании Холдсворта. Тот факт, что наш слух каким-то вполне естественным образом воспринимает линии холдсворта, говорит о том, что где-то внутри, глубже головы, мы вполне понимаем, что он делает. По крайней мере я могу так сказать о себе. Более того, я могу "так" играть, но один - без гармонии.
Так что сравнение о том, что некто не воспринял Forgotten считаю некорректным. А главное не конструктивным - мол мы все лохи, поэтому ловить нечего. И вообще он играет в нетемперированном строе. Все это досужие домыслы. Хочется на это надеяться...
Вот несколько предположений, о том что он делает.
1. Это сложный для большинства подход: он идет за мелодией (не за гармонией), которая основана не на ладах и соответствующих им структурах (хотя это тоже присутствует, вплоть до элементарной диатоники), а на интервалах и интонациях. Просто надо это услышать. Научиться так играть через интеллект невозможно - только через слух. Ты как бы входишь гармонический океан и плывешь своим путем. Способ достаточно авантюрный, рискованный. Хорошо им овладевать, когда гармонический контекст непонятен постароннему слуху - это либо нефункциональная, секундово-квартовая гармония, либо, вообще неуловимый контрапункт баса, который играет примерно по этой же системе - "дитя модального и атонального джаза".
2. Если внимательно наблюдать за игрой Х. можно заметить его необыкновенную пластику и естественность в движениях его пальцев. Видно, что многое идет и от каких-то двигательных принципов. Например можно увидеть, как Х. играет типичные движения в пентатонике или гамме, но растягивает пальцы. Ноты и интонации при этом перемешиваются как "мартышки в бочке". Нечто подобное можно увидеть у Ван Халена или Джорджа Линча - ноты на смежных струнах дублируются. Такие вещи скорее идут от пальцев, а уж потом проникают в "мышление". Сыграйте нисходящую секвенцию по 4 в дорийском миноре, используя, например, форму Е. А теперь просто механически передвиньте две верхние точки в этом боксе на один лад выше. Получится характерная структура (С-минор) малая сек- малая терция: e-eb-c/b-bb-g/g-gb-eb и так далее. Теперь тупо сыграем в этой системе секвенцию по 4. Уже становится на что-то похоже... Но не все так просто - это всего лишь один из принципов.
3. Кроме застывших ладов, существуют "подвижные ладовые структры". Это тоже, своего рода, интервалика, но организованная в тетрахордовые фрагменты гамм-"ладов", которые изменяются, примерно, с частотой бита, то есть лады изменяются, примерно, раз в четверть (не строго). В этом случае неважно соответствие какой-то заумной гармонии, потому что ни один слух не успеет сопоставить это с аккомпанирующей гармонией, которая тоже изменяется как ртуть. Это понял Колтрейн, когда довел чередование функциональной гармонии (II-V-I) и модуляции до предела и перешел от честного обыгрывания аккордовых схем к полиладовой, модальной импровизации мнимых гармоний, существующих только в голове солирующего исполнителя. В определенных условиях для слушателя в конечном счете это одно и тоже - шагающий по "любым" ступеням бас, хроматические или иные сдвиги квартовых гармоний и насыщенная хроматикой или хроматической по положению диатоникой. Какая в этом случае разница - обыгрываются реальные гармонии или мнимые?
4. Симметричные звукоряды. Это тоже такая вещь, которую относят к ладам, хотя по сути они ладами уже не являются. Ты привел пример "тон-полутон", то есть типа уменьшенного лада. Так же у Холдсворта присутствуют намеки на целотонные структуры, тритоны и тд. Наиболее близко его звучание передает "звукоряд Холдсворта"- 111-2-111-2 и тд. то есть целотон с проходящей нотой. Если его играть просто как гамму, получается ерунда. Нот если в нем сыграть опять-таки нисходящую секвенцию по четыре, то получаем нечто похожее на вожделенный саунд. Еще лучше, если эту квартольную по природе секвецию, сыграть секстолями или типа того. Этот звукоряд Холдсворт советует играть при переходах, модуляциях и тд. То есть там, где возникает момент неустойчивости и тональной неопределенности. Да у него вся музыка из этого состоит :-)
5. Техника In&Out. Это вещь общеизвестная, просто я так это обозвал. Принцип устоя-неустоя на органном пункте. Это когда мы на одном басу чередуем тональные структуры ("In"), с атональноми, выходим за пределы тональности ("Out"). Проще всего это делать, чередуя основную пентатонику и пентатонику на пол тона выше (или ниже). Главное так выйти, чтобы потом нормально войти :-)
Есть и еще мысли, но, думаю, пока хватит.
Итак:
1. Играю, что хочу, следуя за интерваликой и интонациями.
2. "Искусственные" аппликатуры дающие необычное звучание.
3. Принцип подвижных ладов.
4. Симметричные (хроматические) звукоряды, секвенции и другие мелодические ходы в них.
5. Принцип устой-неустой в мелодике.
6...И в конце концов, после всего, опять-таки - играю все что хочу и что приятно моей гутаперчевой руке. Ничем не ограниченный следую за звуком и музыкальной мыслью.
Кстати, последний пункт (и первый) очень близко подходит к определению W.M.:"Мужик наверное от фуфла там понажимал а толпа людей сидит чешет репы "что же он имел в виду".
Так оно и есть, только надо учесть, что мужик-то гениальный.
Ну с Тиграном я тоже согласен, только это не совсем по теме топика, хотя отношение имеет.
И пока писал, ценные замечания, созвучные с этим текстом сделал whammy (может набросаешь ту фразу, которая везде прокатит?)
Еще один момент, дающий намеки о его подходе: это ранние записи и сравнение несколfpeьких концертов, которые есть в сети. Например, на одном концерте мы слышим полноценного Холдсворта, а на другом он играет упражнения и вертушки (в своем же стиле, но видно, что упражнения).
PS Впрочем,скоро мы сможем лицезреть загадку в клубе Форте, и может даже спросить у него какую-нибудь глупость
Примечание Холдсворта В нотный пример, приведенный мистером Eye вкралась опечатка - "звукоряд Холдсворта" - на первой струне надо 11-10-9