Автор Тема: Так что же играет Холдсворт?  (Прочитано 64943 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Так что же играет Холдсворт?
« : Сентября 23, 2004, 23:53:33 »
Цитата из поста Armen Mkrtchyan, посвященного шреду:

"Я даже и не хочу говорить о том "что" Холдсворт играет, что пройдя гриф из конца в конец умудряется за пару-тройку секунд несколько аккордов обыграть."

А почему "не хочу"? Я думаю, тема о том "что" играет Холдсворт гораздо интереснее, чем обсуждать этот детский лепет какого-то Фарери и иже с ним. Я только вот не знал с кем об этом можно было бы поговорить. Переодически забрасываю безрезультатно удочку...

Так ты считаешь, что выбор его нот обусловлен обыгрыванием каких-то аккордов, которые сменяются с частотой, например, "один аккорд в секунду"? А зачем нужны эти аккорды, если реально эта гармония не прозвучивается? Тогда можно лепить вообще любые ноты, а потом придумать под них гармонизацию - типа, вот были обыграны следующие аккорды. Значит эти аккорды должны быть связаны с исходной гармонией. Например, "вот эти два аккорда заменены на последовательность Giant Steps". Но у Холсворта этого не наблюдается. Так чем обусловлден выбор его нот, ведь очень многие из них невозможно объяснить ни одним экзотическим ладом?
Вообще, несмотря на диатонические фрагметы, он звучит, кажется, хроматически, с использованием техники "In&Out".

Оффлайн Attitude

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7576
  • I'm listening!
Re: Так что же играет Холдсворт?
« Ответ #1 : Сентября 24, 2004, 01:51:29 »
Систему в гармонии конечно можно искать долго! :)
Пробовал записать пару вещей в табы... не знаю насколько всё там верно, но заставляет задумываться и просчитывать варианты как больше ни у кого. :rolleyes:

Оффлайн W.M.

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5196
  • шушпанчик
Re: Так что же играет Холдсворт?
« Ответ #2 : Сентября 24, 2004, 10:39:26 »
Мужик наверное от фуфла там понажимал а толпа людей сидит чешет репы "что же он имел в виду"

(типа шутка)

Оффлайн Armen

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6845
  • Или Армен
    • http://guitar.armenm.com
Re: Так что же играет Холдсворт?
« Ответ #3 : Сентября 24, 2004, 11:27:26 »
>> А почему "не хочу"? Я думаю, тема о том "что" играет Холдсворт гораздо интереснее,
>> чем обсуждать этот детский лепет какого-то Фарери и иже с ним.

Просто тема там была посвящена именно "шреду" и я не хотел уходить в оффтоп по импровизации, гармонии и т.д.

>> Я только вот не знал с кем об этом можно было бы поговорить.

Со мной ,например :)

>> Так ты считаешь, что выбор его нот обусловлен обыгрыванием каких-то аккордов,
>> которые сменяются с частотой, например, "один аккорд в секунду"?

Давай пойдем от простого к сложному. Возьмем Сатчевский The Forgotten Part 2, вещь ИМХО наикрасивейшая, прям слезы на глаза. И соло он там играет просто обалденное - лет 10 уже слушаю и восхищаюсь тем "как" можно обыграть всего 3 (!!) аккорда при этом ничего мудренного не использовав. Думаю ни у кого из "присутствующих" нет сомнений при прослушивании этой вещи, что аккорды обыгрываются правильно и гармония там четкая.
Так вот есть люди, которым я ставил эту вещь и которые говорили что-то типа "Ну шоза муру он гонит, ну при чем тут этот набор нот". Т.е. эти люди так же не улавливают связи между сатчевскими соло и гармонией, как мы между холсдсвортовскими. ИМХО все зависит от соотношения уровня подготовки слушателя и уровня мышления музыканта.

Возьмем простой пример: в своей школе Холдсворт говорит о ладе полтона-тон-полтона-тон etc.
Звучит этот лад уже сам по себе довольно отвязанно, а он еще и говорит, мол, если его просто линейно играть звучит pretty lame (его собственное выражение). Это значит "примитивно", "наивно", даже если хотите "по-ламерски". Поэтому он нарочно путает ритмику, путает мелодический рисунок и подмешивает туда ноты не из лада. Результат - с ходу ни хрена не разобрать (этот лад и без того нелегко понять). Я задерживал, анализировал - ну да - все так, как он и говорит. Только для него это нечто само собой разумеющееся и он это чувствует и делает автоматически, а мне нужно полчаса считать, чтобы понять, что он сделал.

Это все равно как вычисление производной или интеграла разложить на операции сложения - вполне возможно, выйдет эдакая формула на полкилометра и ее даже можно будет посчитать (за недельку), только вот математик мыслит о ней не в категориях операций сложения, а именно как о производных и посчитает быстро. И попробуй эту длинную формулу идентифицировать и понять, что это именно интеграл - ан нет - хренушки.

Если честно, среди гитаристов для меня Холтсворт стоит особняком, ни один из его "коллег" типа McLaughlin, Metheny, Scofield таким уровнем продвинутости мышления ИМХО не обладает. Может есть кто из саксофонистов (типа Майкл Брекер)
или пианистов (тот же Чик), но среди гитаристов он один такой "псих".
И по-большей части я предпочитаю слушать именно Метени и Скофилда потому как надоедает постоянно напрягаться пытаясь понять "Блин, а что это он опять учудил?", а хочется просто расслабиться и получить удовольствие.

>> Тогда можно лепить вообще любые ноты,
>> а потом придумать под них гармонизацию - типа, вот были обыграны следующие аккорды.

Насчет одного лада я объяснил, а теперь просто распространим это на некую гармонию.
Раньше я думал, что чувак просто вы..вается играя извращенские лады на такие же извращенские гармонии. А потом (прослушав несколько альбомов) я просто понял - ОН ПРОСТО ТАК МЫСЛИТ, он это так чувствует -  он так устроен. Если бы это ему было чуждо, его бы где-нить прорвало - срывается же Хендерсон периодически на пентатонику. Про Майка Стерна вообще не говорю, 10 минут более-менее человеческой игры, а дальше начинается нечто аля Хендрикс, хоть уши затыкай (не поймите неправильно, Хендрикс - Бог, только вот фьюжн в его манере мне не нравится :) ). А Холдсворт записал целую кучу альбомов (с кем угодно, если не ошибаюсь даже с Мадонной) и везде он один и тот же.

Лично я не могу импровизировать на какую-то последовательность если я ее не чувствую, если нутром не ощущаю ее ритма и "движения" аккордов.
В начале своих вещей Холдсворт часто играет просто последовательность аккордов, которые далее будут обыграны. Вот попробуй просто "почувствовать" эти последовательности - увидишь, что даже это трудно, без всякого соло. А потом начинается соло, накладывается на эту непонятную гармонию и все - "кина не будет, электричество кончилось".

Поэтому ИМХО и создается ощущение "дурежа".

>> А зачем нужны эти аккорды, если реально эта гармония не прозвучивается?

Вот именно из-за того, что мы эту музыку не чувствуем (или не так хорошо чувствуем) для нас эта гармония не прозвучивается, как для тех людей, которым я Forgotten ставил.

Более менее легко прослушиваются стандарты в его исполнении, скажем Isotope Джо Хендерсона (альбом None Too Soon).

>> Вообще, несмотря на диатонические фрагметы, он звучит, кажется, хроматически,
>> с использованием техники "In&Out".

А что за техника "In&Out" ?

P.S.
Извиняюсь за такой длинный опус, просто я тоже изголодался по обсуждению нормальных тем (этот дж-дж уже в печенках сидит :) ).

Оффлайн Tigran

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1435
  • злой
Re: Так что же играет Холдсворт?
« Ответ #4 : Сентября 24, 2004, 12:09:18 »
Читаю и думаю... что согласен с W.M.

Сложно сказать кто как мыслит.. но есть одно общее средство для того чтобы стать таким же талантливым..
1. Нада спеть то что хочешь сыграть.*
2. "Открыть книжку" по гармонии и попробовать гармонизировать то что сыграл/спел.
3. Опытным путем понять что лишнее/отсутствующее и удалить/добавить.

Все вышесказанное не имеет четких границ и определений. Все плавно должно переходить одно в другое. Душу слушателя надо "брать" всем чем можешь, всеми средствами. Тогда гут.

* - Прим. Ред.
"спеть то что хочешь сыграть" - значит иметь воображение. Наверное это и есть корень.

Не претендую на эпохальность. Может через пару дней/месяцев/лет поменяю точку зрения, но пока это все вот так именно и видится в МАКСИМАЛЬНО удобном и  упрощенном виде.

Оффлайн whammy

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 340
Re: Так что же играет Холдсворт?
« Ответ #5 : Сентября 24, 2004, 16:01:23 »
Цитировать
Автор оригинала Tigran
Читаю и думаю... что согласен с W.M.

Сложно сказать кто как мыслит.. но есть одно общее средство для того чтобы стать таким же талантливым..
1. Нада спеть то что хочешь сыграть.*
2. "Открыть книжку" по гармонии и попробовать гармонизировать то что сыграл/спел.
3. Опытным путем понять что лишнее/отсутствующее и удалить/добавить.


Я именно так придумываю соло, только под уже готовую гармонию. Т.е. под гармонию поёшь то, что придумывается, и пишешь нотами, пока не забыл :) В реальном времени (не петь, а играть) - получается, к сожалению плохо. Сносит на штампы :(

Оффлайн Armen

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6845
  • Или Армен
    • http://guitar.armenm.com
Re: Так что же играет Холдсворт?
« Ответ #6 : Сентября 24, 2004, 17:15:21 »
>> Т.е. под гармонию поёшь то, что придумывается, и пишешь нотами...
Или пишешь микрофоном, я например так делаю.

Только чего-то мы в оффтоп ушли, мы ж вроде Холдсворта обсуждали.

Оффлайн whammy

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 340
Re: Так что же играет Холдсворт?
« Ответ #7 : Сентября 24, 2004, 17:31:33 »
Цитировать
Автор оригинала Armen Mkrtchyan
>> Т.е. под гармонию поёшь то, что придумывается, и пишешь нотами...
Или пишешь микрофоном, я например так делаю.

Только чего-то мы в оффтоп ушли, мы ж вроде Холдсворта обсуждали.


А насчёт Holdsworth'а хочу добавить - по-моему, случается, что у него выбор нот обусловлен удобством аппликатуры :-)

Например, есть такой фрагмент:

(1)--5--9--8--5-------8--5-------------------
(2)------------------------------------------
(3)-----------------9---------9--8--5--------

Удобно - все нотки друг под другом :-)

Кроме этого, у него есть несколько атональных фраз, которые прокатят во многих случаях. Например, фраза, которую он играет в "City Nights" на 1:46 - я её и в других вещах слышал.

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Так что же играет Холдсворт?
« Ответ #8 : Сентября 24, 2004, 18:45:17 »
Конечно очень важен каждый аспект стиля Холдсворта. Например, его звук: скрипичный саунд, сустэйн, легато, вибрато.
Или фразировка. Его подход к гармонии не менее уникален, чем импровизация. Но, создавая топик, я имел ввиду его особое звучание, когда играет ноты, которые, типа, "не существуют на наших гитарах" и однако они звучат.

Прежде всего я хочу сказать, что вряд ли кто-нибудь из нас знает правильный ответ, что же играет и как мыслит Холдсворт. Все здесь говоримое - это "ИМХО" с очень большой вероятностью ошибки.
Более того, я бы сказал, что меня не столько волнует, как мыслит Холдсворт, сколько - как мне самому научиться играть нечто подобное естественным образом, т.е. реально "слыша" это. И не я первый этого пожелал: подобные Холдсвортовским можно услышать куски у Хендерсона, Гарсета, Хова. Эти люди явно не мыслят как Холдсворт, однако им не мешает это привносить в свое звучание вожделенный саунд. Вот такая, с позволения сказать, прагматичная задача.
В свете этого сразу хочется отодвинуть предположения, о, якобы, исключительном, можно сказать айленовском, мышлении и слышании Холдсворта. Тот факт, что наш слух каким-то вполне естественным образом воспринимает линии холдсворта, говорит о том, что где-то внутри, глубже головы, мы вполне понимаем, что он делает. По крайней мере я могу так сказать о себе. Более того, я могу "так" играть, но один - без гармонии.
Так что сравнение о том, что некто не воспринял Forgotten считаю некорректным. А главное не конструктивным - мол мы все лохи, поэтому ловить нечего. И вообще он играет в нетемперированном строе. Все это досужие домыслы. Хочется на это надеяться... :)

Вот несколько предположений, о том что он делает.

1. Это сложный для большинства подход: он идет за мелодией (не за гармонией), которая основана не на ладах и соответствующих им структурах (хотя это тоже присутствует, вплоть до элементарной диатоники), а на интервалах и интонациях. Просто надо это услышать. Научиться так играть через интеллект невозможно - только через слух. Ты как бы входишь гармонический океан и плывешь своим путем. Способ достаточно авантюрный, рискованный. Хорошо им овладевать, когда гармонический контекст непонятен постароннему слуху - это либо нефункциональная, секундово-квартовая гармония, либо, вообще неуловимый контрапункт баса, который играет примерно по этой же системе - "дитя модального и атонального джаза".

2. Если внимательно наблюдать за игрой Х. можно заметить его необыкновенную пластику и естественность в движениях его пальцев. Видно, что многое идет и от каких-то двигательных принципов. Например можно увидеть, как Х. играет типичные движения в пентатонике или гамме, но растягивает пальцы. Ноты и интонации при этом перемешиваются как "мартышки в бочке". Нечто подобное можно увидеть у Ван Халена или Джорджа Линча - ноты на смежных струнах дублируются. Такие вещи скорее идут от пальцев, а уж потом проникают в "мышление". Сыграйте нисходящую секвенцию по 4 в дорийском миноре, используя, например, форму Е. А теперь просто механически передвиньте две верхние точки в этом боксе на один лад выше. Получится характерная структура (С-минор) малая сек- малая терция: e-eb-c/b-bb-g/g-gb-eb и так далее. Теперь тупо сыграем в этой системе секвенцию по 4. Уже становится на что-то похоже... Но не все так просто - это всего лишь один из принципов.

3. Кроме застывших ладов, существуют "подвижные ладовые структры". Это тоже, своего рода, интервалика, но организованная в тетрахордовые фрагменты гамм-"ладов", которые изменяются, примерно, с частотой бита, то есть лады изменяются, примерно, раз в четверть (не строго). В этом случае неважно соответствие какой-то заумной гармонии, потому что ни один слух не успеет сопоставить это с аккомпанирующей гармонией, которая тоже изменяется как ртуть. Это понял Колтрейн, когда довел чередование функциональной гармонии (II-V-I) и модуляции до предела и перешел от честного обыгрывания аккордовых схем к полиладовой, модальной импровизации мнимых гармоний, существующих только в голове солирующего исполнителя. В определенных условиях для слушателя в конечном счете это одно и тоже - шагающий по "любым" ступеням бас, хроматические или иные сдвиги квартовых гармоний и насыщенная хроматикой или хроматической по положению диатоникой. Какая в этом случае разница - обыгрываются реальные гармонии или мнимые?

4. Симметричные звукоряды. Это тоже такая вещь, которую относят к ладам, хотя по сути они ладами уже не являются. Ты привел пример "тон-полутон", то есть типа уменьшенного лада. Так же у Холдсворта присутствуют намеки на целотонные структуры, тритоны и тд. Наиболее близко его звучание передает "звукоряд Холдсворта"- 111-2-111-2 и тд. то есть целотон с проходящей нотой. Если его играть просто как гамму, получается ерунда. Нот если в нем сыграть опять-таки нисходящую секвенцию по четыре, то получаем нечто похожее на вожделенный саунд. Еще лучше, если эту квартольную по природе секвецию, сыграть секстолями или типа того. Этот звукоряд Холдсворт советует играть при переходах, модуляциях и тд. То есть там, где возникает момент неустойчивости и тональной неопределенности. Да у него вся музыка из этого состоит :-)

5. Техника In&Out. Это вещь общеизвестная, просто я так это обозвал. Принцип устоя-неустоя на органном пункте. Это когда мы на одном басу чередуем тональные структуры ("In"), с атональноми, выходим за пределы тональности ("Out"). Проще всего это делать, чередуя основную пентатонику и пентатонику на пол тона выше (или ниже). Главное так выйти, чтобы потом нормально войти :-)

Есть и еще мысли, но, думаю, пока хватит.

Итак:
1. Играю, что хочу, следуя за интерваликой и интонациями.
2. "Искусственные" аппликатуры дающие необычное звучание.
3. Принцип подвижных ладов.
4. Симметричные (хроматические) звукоряды, секвенции и другие мелодические ходы в них.
5. Принцип устой-неустой в мелодике.
6...И в конце концов, после всего, опять-таки - играю все что хочу и что приятно моей гутаперчевой руке. Ничем не ограниченный следую за звуком и музыкальной мыслью.

Кстати, последний пункт (и первый) очень близко подходит к определению W.M.:"Мужик наверное от фуфла там понажимал а толпа людей сидит чешет репы "что же он имел в виду".
Так оно и есть, только надо учесть, что мужик-то гениальный.
Ну с Тиграном я тоже согласен, только это не совсем по теме топика, хотя отношение имеет.
И пока писал, ценные замечания, созвучные с этим текстом сделал whammy (может набросаешь ту фразу, которая везде прокатит?)

Еще один момент, дающий намеки о его подходе: это ранние записи и сравнение несколfpeьких концертов, которые есть в сети. Например, на одном концерте мы слышим полноценного Холдсворта, а на другом он играет упражнения и вертушки (в своем же стиле, но видно, что упражнения).

PS Впрочем,скоро мы сможем лицезреть загадку в клубе Форте, и может даже спросить у него какую-нибудь глупость

Примечание Холдсворта :)
В нотный пример, приведенный мистером Eye вкралась опечатка - "звукоряд Холдсворта" - на первой струне надо 11-10-9  

Оффлайн Armen

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6845
  • Или Армен
    • http://guitar.armenm.com
Re: Так что же играет Холдсворт?
« Ответ #9 : Сентября 24, 2004, 19:23:09 »
>> он идет за мелодией (не за гармонией)

Интересное предположение, я над этим не задумывался, мне понравилась идея "окунуться в гармонию" или что-то в этом роде, как ты выразился. Эдакая гитарная медитация - буду пробовать :).

К сожалению, насчет "лохов" я остаюсь при своем мнении, по крайней мере насчет себя, чтобы никого больше не обидеть :)

Насчет механичности его игры, мол она обусловлена фигурами/аппликатурами, я не согласен. Если ты смотрел его видеошколу, обрати внимание как он играет обычную мажорную гамму. Он ее так путает, что получается почти "тот самый саунд", как ты выразился. А на самом деле - банальный ион, ни одной лишней ноты, я специально проверял.
Вообще он сам говорит: "Я не позволяю моим пальцам руководить мной, я вижу фразу на грифе глазами и играю ее".
Именно поэтому он во всей школе ни одной фишки не показывает.

Одной из особенностей его техники является использование 4-х нот на струне, в отличие от общепринятых 3-х. Нужна бОльшая растяжка, но за счет этого гораздо легче играть арпеджио, особенно такие, где используются септимы. Они звучат куда лучше (для меня), чем к примеру, арпеджио Frank Gambale. Гембловские звучат очень нервно, дерганно, кроме того они короткие и чересчур "пиццикатные". Поэтому слушать его лично меня хватает на 5 мин, дальше уши пухнут.  А у Х. они легкие, ноты звучат одинаково и, не в пример Гемблу, ровно. Вообще техника левой руки у него что надо. И это дает ему возможнось играть более раскованно, лего манипулировать ритмиками (еще один гитарист в этом плане похожий на него - Shawn Lane, тот играет 3 ноты на струне, но игра ритмиками аналогична).
Это тоже создает "тот самый саунд".

Вообще, насчет того, как получить такую отвязанную игру, лучше всего объясняет Scott Henderson в своем Jazz Fusion Improvization. Про игру мимо и другие "шалости". Причем начинает с простого.

Насчет того, что все контролируется слухом, а не теорией, тоже согласен, только ИМХО это слух взращенный на теории.

>> ...как мне самому научиться играть нечто подобное...

Я лично перед собой такой самоцели никогда не ставлю, я скорее выужу из его игры нечто меня заинтересовавшее.
Вообще копировать манеру игры в таком случае так просто не получится. Это не Мальмстин, такое невозможно воспроизвести чисто механически. Ессно ИМХО.

Насчет In&Out - понятно, общепринятая техника, только я не знал, что она так зовется :).

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Так что же играет Холдсворт?
« Ответ #10 : Сентября 24, 2004, 20:26:29 »
>> ...как мне самому научиться играть нечто подобное...

***Я лично перед собой такой самоцели никогда не ставлю, я скорее выужу из его игры нечто меня заинтересовавшее.***
Так это то же самое, только другими словами.
***Насчет In&Out - понятно, общепринятая техника, только я не знал, что она так зовется .***
Да я сам не знаю, как она называется, поэтому и обозвал для краткости так, в надежде, что кто в курсе - поймет о чем речь.


Возвращаясь к теме, все-таки считаю, (имхо, имхо), что что-то от пальцево-двигательной мудрости там есть. Не в том смысле, как играют пальцами безголовые, а на другом уровне единства и гармонии. Просто это видно.
Ну, закручивать диатонику, скачки и тд, это понятно, он умеет. Но интересуют все-таки другие моменты - когда играет в Countdown такие ноты, которые никакого отношения к гармонии не имеют, но звучат. А потом играешь это соло на другую вещь и тоже подходит ))))

Оффлайн АОН

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 55
  • Зарегистрированный
Re: Так что же играет Холдсворт?
« Ответ #11 : Сентября 25, 2004, 00:32:11 »
А где можно скачать маленькое видео з Холдсвортом?

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Так что же играет Холдсворт?
« Ответ #12 : Сентября 25, 2004, 04:41:28 »
через eDonkey

Оффлайн Armen

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6845
  • Или Армен
    • http://guitar.armenm.com
Re: Так что же играет Холдсворт?
« Ответ #13 : Сентября 25, 2004, 10:55:41 »
Я тоже качал eMule-ом - просто клондайк :)

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Так что же играет Холдсворт?
« Ответ #14 : Сентября 27, 2004, 01:35:33 »
Вообще-то меня заинтересовало замечание о том, что  Холд. за несколько секунд обыгрывает несколько аккордов. И я завел дискуссию в надежде получить конкретные подтверждения этой идеи. На самом деле, действительно в его внетональных линиях присутствует некое подобие движения гармонии. Можно предположить такие варианты:
1. Принцип Giant Steps в ладовом джазе. То есть линия движется по неким модулирующим аккордам, которые необязательно обозначены в базовой гармонической схеме. Когда, обыгрывая один аккорд, я плавно соединяю три тональности ||B-G-Eb-B|| в непрерывной линии по несколько нот на каждую тональность, то получается нечто похожее на Х.
Кстати, некоторое время назад на форуме уже был топик про GS и там тоже возникало имя Холдсворта и подвижные аппликатуры.
2. Поиграв таким образом GS, обнаруживаешь, что вовсе необязательно обыгрывать именно эти тональности - важно постоянно модулировать, тогда возникает естественное движение-качение. Поэтому я начал играть тетрахорды - внутри одной фразы каждый раз в новой тональности. Кто может подумает, что я обыгрываю некте аккорды, но на самом деле это не так, просто до определенного момента не возникает тонального центра. Итак фишка - частое чередование ладов, так что ухо не успевает зацепиться за левую тональность.
3. Похожее звучание дают "исковерканные", растянутые боксы - какие-то ноты в тональности, какие-то - мимо. Как в гаммах, так и в пентатонике. Тоже - копилку. Интересно упражнение Шона Лэйна (видео "Павер Ликс"), где он играет секвенцию по четыре, на каждое новое звено из другой гаммы. И этот паттерн механически переносится на другие группы струн. Аппликатура сохраняется - интервалика, естественно - нет. Звучание вполне в духе Х. У лэйна есть и другие подобные штуки, идущие откровенно от пальцевых упражнений и содержащие модуляции.
4. Ну и наконец, не будем исключать, что он на самом деле думает кучей каких-то аккордов, которые обыгрывает. Но музыкантам своей группы он эти мелкие аккоды почему-то не открыл, только основную гармоническую канву.

Подвижные ладовые структуры - может это и не Х., но звучат цветасто!

Вот такие мысли в поддержку этого топика, хотя, конечно, шред, Зинчук &Co, конечно победят. Но это уже в топик о попсе.