Вообще, можно считать это сатирическим эпизодом на теорию музыки, где все перепутано...
Хотя путаница в переводе усугубляется разными языками и понятиями в них.
вернее было бы их назвать параллельными, но это я придираюсь.
В английской теории наши параллельные тональности называются relaive, то есть родственные, а parallel key - это у нас одноименная тональность.
Terminology
Confusingly, the term for "relative key" in German is Paralleltonart, while parallel key is Varianttonart. Similar terminology is used in most Germanic and Slavic languages, but not Romance languages. This is particularly confusing with the term parallel chord, which denotes chords derived from the relative key in English usage.
Вообще, чтобы разобраться в том, что происходит для начала надо послушать в какой тональности они поют. Маленький поет в тональности Фа минор, а его "казак" дружок начинает петь в До миноре (при чем сначала кажется, что это Си минор, так как мелодия опирается на 7ю гармоническую ступень До минора)
.
Теперь о споре.
"Казак" действительно пел не в том "ключе", если подразумевалась тональность - в до миноре вместо фа минора.
Но тут стоило бы еще осмыслить разницу между ключом (в англ - Key, не Clef) и тональностью. Это вроде как стало синонимами, но ведь неспроста два слова обозначают одно явление.
Я предполагаю, что изначально Key - это был диатонический звукоряд, содержащий определенные знаки - независимо от лада и тональности. То есть, глядя на ключевые знаки (Key Signatures), мы сразу можем знать куда ставить пальцы (scale), хотя с тоникой, тональностью, ладами, возможно вопрос еще может быть открытый.
Таким образом в их споре условный Eb-минор как "ключ" (по ключевым знакам) совпадает с Gb-мажором, который в свою очередь энгармонически равен F# мажору. Если оперировать ключами и учесть, что пели они звуками (pitch), а не играли по нотам, то энгармоническое различие не имеет значения - звуки по высоте в темперированной системе будут те же.
Но
Далее разворачивается теоретический спор не по существу - ведь казак реально внезапно запел в другой тональности, да и в другом ключе. Но для псевдотеоретиков всегда важно не то, что звучит, а как назвать.
Здоровяк уточняет, что пел в ми бемоль миноре, на что коротышка бурно парирует, мол, песня была в фа диез мажоре.
Коротышка неправ по всем параметрам, кроме претензии, что казак пел не в той тональности (по мне, так круто) - это никаким боком не F# мажор - ни как ключ, ни как тональность, ни как лад.
По моему мнению, все же, эти тональности не могут быть одним и тем же, ибо в каждой тональности есть устойчивые звуки и неустойчивые.
Верно, но речь не о ладотональности, а о ключе. А в Relative Key - имеют одинаковые знаки (Key Signatures). Тут примерно такая же коллизия, как в путаннице между англ-им mode и рус-им лад. А так же как в мнении об отсутствии разницы между натуральным мажором и ионийским mode.
Опять-таки важен контекст разговора, да и место, и субъекты участвующие в споре.
Не в силах смолчать, мужчина в шляпе и с книгой в руке встревает со словами, что ми бемоль минор и фа диез мажор - это одно и то же - родственные тональности.
Если не быть крохобором, что было бы неуместно в лесу, на природе, в компании старателей и охотников - в общем он прав с поправкой на энгармонизм и первичное значение понятия Key.
Главный задира не соглашается со словами мужчины в шляпе, по его мнению, родственный минор находится на 3 полутона выше от тоники, а не ниже.
Нет, предводитель охотников говорит, что на три полутона вниз от мажора.
("No it isn't! The relative minor is three half-tones DOWN from the major, not up!")
https://youtu.be/alqtKb17Ggo?t=2760Я не очень понял, чем возражает ему старатель в шляпе:
"No, it's three down. Like A is the relative minor of C major."
Здесь просто все запутались? Переводчик попытался придать этому смысл...
Почему далее в сценарии возник A# мне не очень понятно. Хочется надеяться, что смысл заложен.
В общем, охотник в шапке спросил - "But isn't A sharp in C major?".
Дальше начинается непонятки с тоникой A# в До мажоре. В английском b7 (Bb) называется Sub
tonic - это как версия.
При чем здесь До мажор тоже непонятно - если изначально главный пел в Fm (или по ихнему в Ebm/F#, то там можно было услышать Bb/A#, но это притянуто за уши, слишком сложно..
Миксолидийский лад - это почти тот же до мажор, но с пониженной 7 ступенью, что дает в итоге ноту ля диез, которая почудилась оппоненту в меховой шапке.
Вообще, А# относительно До - в аккорде это увеличенная терцдецима (
интервал), а в ладу это повышенная 6 я (
ступень), подразумевающая наличие 7й.
Также A# это вводный тон в Си, если происходит модуляция. Поэтому неверно утверждать, что A# это ступень миксолидийского лада.
Так же неверно утверждать, что A# (#6) это Bb (b7), так как мы не знаем контекста, даже если бы было известно, что изначально речь шла о До мажоре.
Правила написания хроматической гаммы - это очень условное правило, придуманное, чтобы хоть как-то упорядочить бардак в знаках, которые устраивают ученики, правило, созданное в рамках учебника, подразумевающего классическую гармонию. В реальности это правило часто не работает (а многим прилежным ученикам-зубрилам даже мешает), и все решает контекст - происхождение той или иной черной ступени в тональности.
Команда мужчин в шляпах безоговорочно побеждает команду мужчин в меховой одежде, демонстрируя не только отличное знание музыкальной теории, но и неплохое чувство юмора.
Ну да, так, как это порой бывает на форумах. Между тем прекрасно спел и сплясал охотник. И он просто сказал, что его дружок спел не в той тональности (ключе). А его затролили умники. ))