Вот учат нас в школе: играй РОВНО, чтобы одинаковые длительности были равными по времени, чтобы одни длительности вмещали в себе целое число других, чтобы сильные и слабые доли шли как под метроном, и т.д., иначе всё будет криво и непонятно.
В то же время знающие люди говорят, что ни в коем случае нельзя играть с математической точностью, так как из-за этого страдает главное - выразительность исполнения. Вот такая двоякая ситуация.
Моя точка зрения на эту проблему:
Во-первых существуют определённые общие правила, по которым происходит нарушение "ровности" метрических ударов и соотношения длительностей. Например, в классической музыке есть такие законы:
синкопа играется чуть позже, чем написано в нотах;
если в произведении четвертные длительности чередуются с восьмыми и вдруг в одном месте возникают восьмые-триоли, то они играются как бы "шире", т. е. эта доля растягивается во времени относительно других долей;
в быстром гаммообразном пассаже первый звук играется чуть длинее, чем последующие;
любое удлинение звука обычно компенсируется по времени за счёт того, что какой-нибудь другой звук играется короче изначального размере длительности;
Есть ещё много разных правил, которые классический музыкант усваивает и потом они у него уже в крови.
Второе (сугубо ИМХО). Одна из составляющих стиля музыканта - и классического, и рокера, и любого другого - это его внутренняя "пульсация", внутренний метроном, который никогда не стучит ровно. Характер этой пульсации зависит от особенностей его личности, от его состояния в данный момент, и т.д. Если не понятно, можно объяснить так: есть такой термин, как биологические часы человека - это его ощущение времени, когда он может с какой-то точностью определить, сколько минут или часов прошло с такого-то момента до настоящего времени. Внутенний метроном - это тоже ощущение времени, только более мелкого, которое постоянно пульсирует. И музыкант во время игры опирается на внутренний метроном. И получается, что отклонения от "стерильно" ровного ритма происходят не просто так, а являются одним из важных средств выразительности.
Я нигде не встречал никакой информации по этому поводу, поэтому жду с нетерпением ваших мнений.
PS Кстати, то же самое можно сказать о высоте звука. Гитаристов это касается меньше, чем вокалистов и скрипачей, но экспериментировать нам никто не запрещал. Например, в миноре 7# или 4# ступени играются обычно чуть выше "точной" высоты, 3 и 6 - чуть ниже.