Вы только что доказали, что Guinga сыграл свой Ad Libitum антимузыкально, и долю там не слышали и вы тоже. Я согласен с вами.
Не берусь судить о музыкальности этого исполнения Guinga (мне лично не нравится, в отличии от исполнения ad lib Джо Пассом, например
, но сильная доля у Guinga мне была слышна - был непонятен размер и некоторые длительности. После прослушивания ритмичного оригинала все стало абсолютно понятно. Видимо, исполнение расчитано на слушателя, знакомого с этим оригиналом.
А вообще непонятна концепция исполнения вне темпа музыки, которая генетически основана на ритме, то есть ритмотемп в ней основа.
Что касается метра, логически он идет перед длительностями, так как метр - это абстрактная "линейка"...
Короче все же написано уже:
"Метр задаёт координатную сетку из сильных и слабых долей с одинаковыми расстояниями между долями. Её можно представить как миллиметровку, на которой самая маленькая клеточка из самых тонких линий — минимальная длительность в произведении, более толстые линии обозначают доли, ещё более толстые — относительно сильные доли, а самые толстые — сильные доли.
По линиям этой сетки можно рисовать ритмические фигуры из отрезков разной длины (ноты различной длительности). Фигуры могут быть совершенно разные, но все они будут опираться на линии этой сетки.
Также метр можно сравнить с ударами невидимого метронома, задающего ход времени музыкального произведения, в который вписываются звуки (ноты).
Ритм и метр
Метр — понятие абстрактное. В музыкальном произведении метр может быть никак не выражен звуками (нотами), а лишь существовать в воображении музыканта и слушателя.
Так, важнейшая категория метра доля (принято различать сильную и слабую доли), особенно в классической тактовой метрике, полагается как психологический, а не материальный объект.
Ритм, в отличие от метра, конкретен и выражается отношением длительностей реально звучащих звуков (нот).
Поэтому, я считаю, что лучше донести до ученика эту абстракцию, сначала не прибегая к длительностям, как о чередовании сильных и слабых долей, о периодичности, о пульсации существующей не в реальности, а в психологическом восприятии. А потом уже говорить о размере, его относительных субъективных параметрах.
Возможно, это не имеет большого значения для начинающих, но закладывает правильную основу и понимание на будущее. Тогда этот ученик, когда "вырастет", будет понимать, что 6/8 и 3/4 в некоторых случаях могут быть синонимами, так как размер это всего лишь задание масштаба метра - для записи нот. Это влияет на ощущение, но если 3/4 дает ощущение 6/8 или наоборот, соответствующее определение не является ошибкой.