Автор Тема: Учимся читать ритм по нотам  (Прочитано 22580 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Учимся читать ритм по нотам
« Ответ #45 : Августа 27, 2017, 02:22:50 »
MrLf,______ Метр вообще без длительностей объяснить нельзя_____

Круто!
Вы это расскажите учителю танцев, который обучает движениям в вальсе под:"Раз два три, Раз  два три...."
Или сержанту в армии, командующему строем: "Ать - два, Ать - два... левой.... левой "

Ну или зрителям, которые хлопают в ладоши на концерте)))

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Учимся читать ритм по нотам
« Ответ #46 : Августа 27, 2017, 08:25:49 »
MrLf,______ Метр вообще без длительностей объяснить нельзя_____

Круто!
Вы это расскажите учителю танцев, который обучает движениям в вальсе под:"Раз два три, Раз  два три...."
Или сержанту в армии, командующему строем: "Ать - два, Ать - два... левой.... левой "

Ну или зрителям, которые хлопают в ладоши на концерте)))
Чего крутого-то? Вы метр в нотной записи без длительностей объяснять собираетесь? А зрители у вас относительно сильную долю акцентируют аплодисментами? А мобильные у них только на границах построений звонят?

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Учимся читать ритм по нотам
« Ответ #47 : Августа 27, 2017, 13:32:05 »
MrLf, Понятие метра это общее базисное понятие любого ритма, как организации звуков во времени, выходящее за область музыки. Что биение сердца,  или строевой марш солдат,  или детские стишки, или хлопки зрителей в песне на первую долю, эту закономерность и организацию во времени слышат, чувствуют, запоминают  и пропевают (или простукивают/прохлопывают) люди не имеющие никакого представления что что такое восьмая или шестнадцатая длительность в музыке. Для объяснения этого порой достаточно периодично посчитать до двух или до трех (или до четырех). Люди от сохи прямо на концертах обучаются хлопать на вторую и четвертую долю)))  И топать в такт ногами, пританцовывая.

Это просто ответ на ваш текст,  что понятие  "метр невозможно объяснить без длительностей".

ПС. Длительности и запись вступают в силу, когда от общих фундаментальных принципов присущих динамическим видам деятельности или видам искусства переходят к конкретной дисциплине. У гребцов на байдарках свои термины, у поэтов есть свои знаки, музыкант это запишет при помощи нот в определенном размере, а радист при помощи точек и тире. И кричалка "Московский Спартак" для него будет как буквы "ЕБ" и запишет он ее на своем языке: (.  - . . .)

Кстати, все скороговорки-запоминалки букв азбуки Морзе это свой ритмический рисунок. И буква "Ж" ( . . . -) это рисунок начала  5 симфонии Бетховена. Тире в данной букве - сильная доля. Смените сильную долю и данный ритмический рисунок сходу превратится в другую букву и 5 симфония станет другой музыкой. 

Поэтому и в пьесе Guingи, длительности звуков без осознания метра вас лично ( как и других) приводили к вопросам "где тут первая доля?"  Так как эти длительности без осознания метра напоминали простой хаотичный набор звуков.

Отсюда вывод - чтобы длительности нот стали не хаотичным набором звуков, чтобы человек почувствовал и осознал закономерность ему нужно дать точку отсчета, систему координат. То есть сетку времени, которая и выражается метром.

При изучении длительностей нот вне системы отсчета (без метра, без тактов, без понимания сильных и слабых долей) ваших  учеников спасает только их интуитивное осознание первой доли и внутреннее ощущение закономерностей. То есть тему они раскрывают догадываясь, идя к тому окольными путями.
« Последнее редактирование: Августа 27, 2017, 13:43:28 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Учимся читать ритм по нотам
« Ответ #48 : Августа 27, 2017, 15:11:08 »
Поэтому и в пьесе Guingи, длительности звуков без осознания метра вас лично ( как и других) приводили к вопросам "где тут первая доля?"  Так как эти длительности без осознания метра напоминали простой хаотичный набор звуков.
Вы только что доказали, что Guinga сыграл свой Ad Libitum антимузыкально, и долю там не слышали и вы тоже. Я согласен с вами.

... и добавил:

Понятие музыкального метра за область музыки не выходит, и неразрывно связано с понятием музыкального размера. Последнее без длительностей объяснять довольно бессмысленно, и именно поэтому в учебнике Способина и выбран такой порядок изложения, и этот порядок, разумеется, верный. Этого порядка придерживаюсь и я. Что касается кричалки из десяти хлопков, которая состоит из двух кратных длительностей, то я уже писал:
Цитировать
...вопрос "а нафига это всё?" возникает сразу и он очень резонный, и лучше этот вопрос купировать всегда как можно быстрее, это касается любых вводимых понятий. В данном случае нотация ещё не полноценна (упускает сильную долю), но уже отражает легко узнаваемый ритмический рисунок.
Так что про "окольные пути" - это полная ерунда.

Очевидно же, вам хочется взять "реванш" после того, как не получилось записать флажолет, на сильной доле оказался аккорд, который не играют вообще, прелюдия для первого года обучения с фактурой ум-ца оказалась сложным произведением с полифонической фактурой, вся музыка на свете поделилась на нотную и ненотную, и т.д. Реванш - плохая мотивация для дискуссии, и вы себя в угол загоняете сами.

... и добавил:

Вообще, тема о некоей статье, которая была дополнена видео.
Реальная "претензия" пока что одна: некоторых (но далеко не всех, кстати) раздражает фоновая музыка, которую можно сделать потише, и я это на будущее уже учёл.
« Последнее редактирование: Августа 27, 2017, 15:38:53 от MrLf »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Учимся читать ритм по нотам
« Ответ #49 : Августа 27, 2017, 16:07:27 »
MrLf, Ваш "реванш" это чистый троллинг.  Вас выдают слабые аргументы и обида на конструктивную критику вашего ролика, который сделан с методической точки зрения неграмотно и последующие пояснительные посты на счет нелепых "кричалок".

Мои посты теоретически обоснованы и аргументированы.

Чтобы это легко доказать выложите пожалуйста нотную запись ритма кричалки "Московский Спартак" без тактов, без обозначения сильной доли, используя только длительности. Вы сказали, что ваши ученики с этим легко справляются. Можно посмотреть это в нотах? Как это выглядит?



« Последнее редактирование: Августа 27, 2017, 16:15:13 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Учимся читать ритм по нотам
« Ответ #50 : Августа 27, 2017, 16:25:03 »
который сделан с методической точки зрения неграмотно
А вот это глупый и некрасивый "наезд" :7:
Вначале вы не поняли, что видео четвёртое по счёту, после этого пошла вся ерунда. Никаких реальных недостатков видео вы не нашли. Перечитываем:
Цитировать
Реальная "претензия" пока что одна: некоторых (но далеко не всех, кстати) раздражает фоновая музыка, которую можно сделать потише, и я это на будущее уже учёл.

... и добавил:

Чтобы это легко доказать выложите пожалуйста нотную запись ритма кричалки "Московский Спартак" без тактов, без обозначения сильной доли, используя только длительности. Вы сказали, что ваши ученики с этим легко справляются. Можно посмотреть это в нотах? Как это выглядит?
Для данной темы это оффтоп, и вы упорно пытаетесь взять "реванш", троллингом занимаетесь. По видео вам сказать попросту нечего, ничего конкретного.
« Последнее редактирование: Августа 27, 2017, 16:28:41 от MrLf »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Учимся читать ритм по нотам
« Ответ #51 : Августа 27, 2017, 16:31:22 »
MrLf, Прекрасный ответ в вашем стиле. Вас просят кричалку вашу, которую вы на первом занятии изучения ритма проходите (по вашим словам) в нотах изобразить, а вы про "глупый и некрасивый наезд".




... и добавил:

Как это не относится к теме? Именно это и вызвало у меня недоумение... Как можно начинать изучение ритма на первом занятии с такой достаточно сложной кричалки. Вот поэтому и странно, что ритм начинат изучать не с 2/4, а со сложного размера. И еще и с затакта!  Поэтому с методической точки зрения это неграмотно. И о ролике конкретно см. 3 страницу. Начинается с разбора сложных структур, а потом начинаются упражнения для начинающих. Где логика?

Вы пишите ____Для записи ритмического рисунка кричалки (а конкретно - десятка хлопков в ладоши) нужно знать две кратных длительности, этого достаточно. -_______

Вот и хочется посмотреть как жто выглядит. Я догадываюсь, но все же.... ))))
« Последнее редактирование: Августа 27, 2017, 16:42:14 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Учимся читать ритм по нотам
« Ответ #52 : Августа 27, 2017, 16:59:20 »
Вы только что доказали, что Guinga сыграл свой Ad Libitum антимузыкально, и долю там не слышали и вы тоже. Я согласен с вами.
Не берусь судить о музыкальности этого исполнения Guinga  (мне лично не нравится, в отличии от исполнения  ad lib Джо Пассом, например
(нажмите чтобы показать/спрятать)
, но сильная доля у Guinga   мне была слышна - был непонятен размер и некоторые длительности. После прослушивания ритмичного оригинала все стало абсолютно понятно. Видимо, исполнение расчитано на слушателя, знакомого с этим оригиналом.
А  вообще непонятна концепция исполнения вне темпа музыки, которая генетически основана на ритме, то есть ритмотемп в ней основа.

Что касается метра,  логически он идет перед длительностями, так как метр - это абстрактная "линейка"...
Короче все же написано уже:
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Поэтому, я считаю, что лучше донести до ученика эту абстракцию, сначала не прибегая к длительностям, как о чередовании сильных и слабых долей, о периодичности, о пульсации существующей не в реальности, а в психологическом восприятии. А потом уже говорить о размере, его относительных субъективных параметрах.

 Возможно, это не имеет большого значения для начинающих, но закладывает правильную основу и понимание на будущее. Тогда этот ученик, когда "вырастет", будет понимать, что  6/8 и 3/4 в некоторых случаях могут быть синонимами, так как размер это всего лишь задание масштаба метра - для записи нот. Это влияет на ощущение, но если 3/4 дает ощущение 6/8 или наоборот, соответствующее определение не является ошибкой.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Учимся читать ритм по нотам
« Ответ #53 : Августа 27, 2017, 17:17:33 »
Что касается метра,  логически он идет перед длительностями, так как метр - это абстрактная "линейка"...

Поэтому, я считаю, что лучше донести до ученика эту абстракцию, сначала не прибегая к длительностям...
Способин, однако, излагает в другом порядке, и это нормально. И всё "логически" там получается очень даже хорошо.

А вот "донести абстракцию" перед длительностями будет сложновато для того, кто реально ещё не играющий. Эта абстракция будет слишком уж "философской", непонятной.

... и добавил:

6/8 и 3/4 в некоторых случаях могут быть синонимами
А в каких конкретно случаях?

если 3/4 дает ощущение 6/8 или наоборот, соответствующее определение не является ошибкой.
Не понял, что именно за определение (не являющееся ошибкой)...

... и добавил:

Начинается с разбора сложных структур, а потом начинаются упражнения для начинающих. Где логика?
Упражнений для начинающих там нет, а есть классификация клише. Такая классификация — это нехилое обобщение, поэтому оно и должно быть последним.

... и добавил:

- хотя сейчас и к этому исполнению  у меня есть претензии, но там все понятно)
Действительно понятнее, чем Guinga. Потому что членораздельнее. У Guinga просто аццкий навал.
« Последнее редактирование: Августа 27, 2017, 17:40:38 от MrLf »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Учимся читать ритм по нотам
« Ответ #54 : Августа 27, 2017, 18:33:16 »
MrLf, Как это "абстрактно" и непонятно? Солдаты строем идут и считают "раз - два" ? ))) Вот двудольный метр - на раз -  левая нога, на два - правая.  Через пять минут все все понимают где какая доля, где начало и конец цикла (такт) Даже не музыканты.
Леван на концертах людей учит хлопать на вторую и четвертую долю и к концу концерта у людей уже получается)))
 Дети учатся ритму, танцам, хлопают в ладошки, не зная нотной грамоты и каких то длительностей вообще. Прекрасно отличают марш от вальса после первого занятия.

Метр это  фундаментальное понятие, которое касается разных видов искусств и жизнедеятельности,  связанных с организованными временными координатами.

Но у Способина описание длительностей идет раньше описания метра. Значит так оно и должно быть!!! ))))  "История КПСС" дала четкие инструкции. ))))

Там кстати, динамические оттенки идут после гармонии мажора и минора и модуляций. Хотя их используют в игре дети уже в первую неделю обучения. Как эту "хронологию" объяснить? Только тем, что это не самоучитель, это подробное описание музыкальных элементов по темам и разделам. Так как нельзя в книге все темы, которые используются в детской пьеске, одновременно вглубь прокопать и описать. 

eye, Об этом и речь. Длительности есть, а откуда эти длительности считать не указано. Вот и догадайся по длительностям где должна быть тактовая черта и какой вообще размер))) 



Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Учимся читать ритм по нотам
« Ответ #55 : Августа 27, 2017, 18:46:11 »
Но у Способина описание длительностей идет раньше описания метра. Значит так оно и должно быть!!! ))))
У Вахромеева тоже описание длительностей идет раньше описания метра. Странное дело, да? :7:

... и добавил:

Понятие ритма идёт раньше понятия метра тоже. Опять странное? Ой, ай, как это, ритм без метра? :7:
« Последнее редактирование: Августа 27, 2017, 18:48:51 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Учимся читать ритм по нотам
« Ответ #56 : Августа 27, 2017, 18:59:21 »
ad lib Джо Пассом, например htt p s://www.youtube.com/watch?v=eLzqWWRuP-Y - хотя сейчас и к этому исполнению  у меня есть претензии, но там все понятно)
Эх, надо было мне внимательнее послушать! Это чей-то криво снятый и совсем криво сыгранный кавер, но автор канала указал это как исполнения Джо пасса  >:(
Меня не оставляло странное ощущение, не может ДП столько ошибок делать. Нашел во вконтакте оригинальное исполнение и там оказалось, конечно все не так плохо в плане игры. ) Но смысл тот же - да, члено раздельно.
Об остальном позже.
« Последнее редактирование: Августа 27, 2017, 19:08:09 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Учимся читать ритм по нотам
« Ответ #57 : Августа 27, 2017, 20:14:43 »
У Вахромеева тоже описание длительностей идет раньше описания метра. Странное дело, да? :7:

... и добавил:

Понятие ритма идёт раньше понятия метра тоже. Опять странное? Ой, ай, как это, ритм без метра? :7:

Ритм общий раздел темы - организация звуков во времени.

Метр категория ритма, которая задает координаты ритма за счет периодического чередования сильных и слабых долей.

Размер - числовое выражение метра, показывающий количество долей в такте и их длительность.

Длительность нот  - продолжительность нот и пауз. Выражается в относительных и абсолютных величинах.

Ритмический рисунок или ритмоформула - конкретный набор длительностей звуков в заданном размере)
Иногда ритмом называют в простонародье ритмоформулы, типа "ритм Самбы".

Темп -  число долей в единицу времени (включая различные  замедления и ускорения)

Примерно в таком порядке ИМХО должна раскрываться тема. Что такое ритм, как организован (метр) - это общие понятия. Далее переход к конкретной музыкальной дисциплине - понятие метра через размер с параллельным освоением длительностей нот, понятие такта.

Далее освоение ритмоформул.

У вас  освоение темы (как я понял) начинается с ритмоформулы (достаточно сложной), причем через длительности, вне размера. Человек, не понимая метра, без системы координат, не зная где первая доля, должен понять тему организации звуков во времени.
ИМХО Все крайне нелогично.

Так что у меня нет ни малейшего реванша))) Я за общее дело переживаю. И за вас. Так как конструктивная критика помогает развиваться.

(Я вот тоже повторил Способина))))


Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Учимся читать ритм по нотам
« Ответ #58 : Августа 27, 2017, 20:57:40 »
Ритм общий раздел темы - организация звуков во времени.
Без длительностей? Как и что организовывать без длительностей будем?

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Учимся читать ритм по нотам
« Ответ #59 : Августа 27, 2017, 21:56:01 »
MrLf, Почему без длительностей?  С длительностями, только записанными в тактах, где понятно где первая доля. Так как без тактов  только по длительностям непонятен размер и неизвестно где первая доля.

Вот вы запишите ритмически  "МоскООвский Спартак" без тактов, вне метра и как человеку догадаться, что ударение (сильная доля) приходится на второй слог? (вторую ноту данной ритмоформулы)

« Последнее редактирование: Августа 27, 2017, 22:00:05 от Дмитрий Малолетов »