Характеристика звука, то есть его физические свойства, это высота, грмокость, тембр и длительность.
С этого начинается любая теория музыки. Организация этих звуков по высоте и во времени - следующие темы.
Вы же, изучая длительности нот, перескочили в раздел ритма. И поэтому пытаетесь обучать ритму без метра.
Довольно любопытно обратиться к таким, немного позабытым и погребенным под тоннами модальности и полигармонии, азам - благодаря форуму.
Я считаю, что понятия высота, громкость, тембр и длительность в контексте ЭТМ имеют отношение к
музыкальному звуку. А музыкальный звук - это уже звук (ступень) музыкальной системы.
Высота, громкость, тембр и длительность - это то, что дано человеку в ощущениях, и это соответствует объективным физическим свойствам колебаний - частоте, амплитуде, составу и амплитуде обертонов (насколько я представляю, может быть отображено в виде АЧХ и спектра) и продолжительности колебаний.
Вообще, фактически там, где нет субъекта с ушами - там нет звука, а есть только физические колебания. Прямо почти как с Котом Шрёдингера - нет наблюдателя ))
Я посмотрел учебники ЭТМ разных авторов и в большинстве своем авторы сначала говорят о ритме, а потом о метре.
При этом, говоря о ритме, они приводят примеры, в которых уже есть такты и указаны размеры.
Мне кажется это не логичным, но факт остается фактом. Поэтому чего уж требовать от ТС, если так излагается теория музыкальных элементов повсеместно.
Однако стоит задуматься - почему все-таки это происходит?
Насколько я понимаю в индийской музыке нет понятия метр в европейском смысле, а ритм есть - он организуется с помощью ритмических формул - тал.
Не хочу лезть в дебри теории индийской музыки, о которой имею очень смутные представления, просто хочу сказать, что возможно есть иные принципы организации ритма.
Можно так же представить какое-нибудь протяжное пение бабушек, не заботящихся о пульсации и метре, но некий "неритмичный" ритм - соотношение длительностей там все равно будет, а метр установить сложно.
Опять-таки вспоминается (не к ночи будет упомянут...) Джинджа
Еще я помню одного ученика, который записывал вступление Пинк Флойдовского Shine On Your Crazy Diamand с помощью секундомера (то есть фиксировал абсолютную продолжительность каждого звука) так как новичку, не имеющему опыта и знания блюзовой стилистики, трудно там догадаться о метре и пульсации - кажется, что Гилмор играет полностью ad lib (хотя это не так, там четкая форма с небольшими темповыми отклонениями))
https://youtu.be/cWGE9Gi0bB0?t=110Когда ребенку при приеме в музыкальную школу хлопают ритмический рисунок и просят повторить, то там обычно трудно понять метр и размер - ребенок тупо повторяет определенную последовательность длительностей, которую запомнил.
Я, кстати, не являясь фанатом футбола, знаю эту ритмичекую фразу "Спартак -ч.", но не знал (забыл), что там есть слова и затакт. Поэтому воспринимал ее вне размера и метра - просто.
Ну, и наконец из Вики
"Ритм как организация музыки во времени
присутствует всегда («в начале был ритм», по знаменитому выражению Г. фон Бюлова).
Метр может быть, а может и отсутствовать. Например, ритм есть в григорианском хорале и в древнерусском знаменном распеве, но метра в них нет. Метр (как правило организации ритма) находят в любых танцевальных жанрах (например, в сицилиане и вальсе) и шире — в любой профессиональной музыке классико-романтического периода."
А поэтому, возможно авторы пособий по ЭТМ в первую очередь говорят о ритме, как об общем принципе организации длительностей - относительных соотношениях продолжительности колебаний, а потом уже о "правиле организации ритма" существующем в европейской "common" музыке.