Автор Тема: Уровень обучения теории в музыкальных учебных заведениях  (Прочитано 5418 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Вчера был мой второй опыт общения с человеком с муз образованием. Это студентка музыкального колледжа 3-го курса по специальности пианино. Зашла речь об образовании и я решил задать ей рандомный вопрос по теории с целью узнать, как их там учат. Смотрите скрины переписки - я красный, она зелёная.

До этого я общался со студенткой какой-то московской музыкальной консерватории, которая не могла определить, в какой тональности написаны табы - отсутствие знаков при ключе стало нерешаемой проблемой. Та вроде училась на пение.

Вот я этого не понимаю... Допустим, на пианино не нужны лады народной музыки и она их не помнит, это я ещё могу понять. Но как можно не уметь строить аккорды в тональности? Вот этот момент меня просто поражает. Я себе не представляю нормальное владение теорией без этого умения, ну вот что можно сделать в музыке без аккордов тональности? Ничего, только вызубривать готовые произведения.

Нет, я не говорю, что я такой умный а они все тупые. Меня просто несколько удивляет уровень обучения. Почему они не знают даже того, чего знаю я? Я не имею муз. образования и ведь по сути, это она мне должна объяснять нюансы теории, а не я ей.

Вы общались со студентами муз колледжей и других учебных заведений? Если да, то какие впечатления остались?
« Последнее редактирование: Ноября 14, 2016, 20:09:58 от ElCaballero »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
ElCaballero, ты много знаешь произведений написанных во фигийском ладу?
Сам много таких написал?

Для изучающих восточную музыку дико будет не знать ритмы Максум, Беледи и Саиди и не уметь их сразу отличать на слух.
Ты их знаешь? Ты сможешь отличить?

Для играюших кубинский сон и  сальсу нужно знать, что такое клаве 2-3 и 3-2, ты это знаешь?
Ты знаешь ритмический рисунок ритма Мантуно, который играется на фо-но и гитаре трес в кубинской музыке?

И все это гораздо более распространено, чем произведения во фригийском ладу.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
ElCaballero,  Проблема образования классиков на исполнительских факультетах в том, что их главной составляющей является открыть ноты и исполнить то, что там написано. Для этого не требуется анализировать гармонию, лады и знать глубоко теорию. Написана пьеса во фригийском, они ее по нотам без проблем сыграют, не очень то влезая в объяснение.

Но на факультетах композиции и теории, там другая концепция. Там без теории, гармонии, ладообразования никуда.

У эстрадников своя специфика. Так как они часто сочинители и импровизаторы, то и теоретическая  база должна присутсвовать. Хотя многие осваивают закономерности эмпирически, по слуху, закрепляя в сознании услышанные элементы.

Поэтому надо выбирать собеседников, если заходит речь о теории. Не все классические музыканты с образованием, как и эстрадники ее знают в объемах, выходящих за пределы их повседневной рабочей зоны.

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
ElCaballero, ты много знаешь произведений написанных во фигийском ладу?
Сам много таких написал?

Для изучающих восточную музыку дико будет не знать ритмы Максум, Беледи и Саиди и не уметь их сразу отличать на слух.
Ты их знаешь? Ты сможешь отличить?

Для играюших кубинский сон и  сальсу нужно знать, что такое клаве 2-3 и 3-2, ты это знаешь?
Ты знаешь ритмический рисунок ритма Мантуно, который играется на фо-но и гитаре трес в кубинской музыке?

И все это гораздо более распространено, чем произведения во фригийском ладу.
Если опустить фригийский лад, то всё-таки, не кажется ли тебе, что умение строить аккорды в тональности - то, без чего не возможен нормальный музыкант в принципе? По диалогу я объяснил ей, что фригийский лад это b2, но ведь даже после объяснения она не смогла построить аккорд от этой ступени (а это уже непосредственно к фригийскому отношения не имеет). Более того, сегодня я пообщался со второй с отделения народных инструментов и попросил сделать тоже самое, только уже от обычной 7-ой ступени минора (не стал усложнять фригийским). Разумеется, тоже не смогла, а народные лады она вообще не помнит как строить.

Хотя, может быть проблема в том, что в колледжах действительно учат непосредственно исполнению... Но, всё-таки, у них же полюбому есть отдельные пары теории. Что они там проходят? Это как-то странно. Странно то, почему не знают основ.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
На уроках теории они учат как гармонизировать мелодию для четырех голосия.
Грубо говоря, гармонизация по канонам церковного хора после никоновских реформ.
Они знают как называются трезвучия, если их строить от второй и третьей ступени.

С практикой у них тоже весело.
Задача сыграть простую гармонию по буквенно-цифровой записи ставит их в ступор.
Она знакомая, которая лихо поливает этюды шестнадцатыми в быстром темпе, после нескольких дней репитиций так и не смогла сыграть джазовые восьмые в медленном.
Простейшие латинские ритмы с пропущенной или смещенной сильной долей взрывают им мозг полностью.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7819/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Какая увлекательная тема, однако ;D
Самое место ей в оффтопе, мне кажется.
Надо переименовать название в "что вас бесит в музыкантах, с которыми вы встречались".
Я столько всего могу сказать... Жаль, что материться нельзя (в пять этажей желательно).

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Лично меня больше поражает факт наличия огромного количества "музыкантов" с интернет-образованием,
которые всё время охотятся на "академистов", чтобы уличить их в незнании каких-то там ладов или
названий аккордов,одним словом, того, чем сами в данный момент сильно увлеклись. Такие увлечения обычно
не идут дальше "седьмой" страницы учебника по этм. Но найдя "академика", которого не интересует или который
просто не помнит тему, пройденую на первой недели первого класса музыкальной школы, можно возрадоваться
и вынести это обстоятельство на суд общественности.

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Но найдя "академика", которого не интересует или который
просто не помнит тему, пройденую на первой недели первого класса музыкальной школы
А как вы воспринимаете людей, которые не помнят тему первого класса по русскому языку про "тся" и "ться" и постоянно пишут все глаголы с ться или наоборот? Ну или там безударные гласные с ошибками пишут? И при этом у них академическое образование по русскому языку.

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Ещё удивительно, как и где находят таких " академиков", которые не знают как строятся аккорды и тп?  :hmmm:
Это сколько времени нужно потратить, чтобы выявить таковых?  :7:

... и добавил:

А как вы воспринимаете людей, которые не помнят тему первого класса по русскому языку про "тся" и "ться" и постоянно пишут все глаголы с ться или наоборот? Ну или там безударные гласные с ошибками пишут? И при этом у них академическое образование по русскому языку.

Кто хорошо учился в школе, тот пишет правильно, но самого правила может уже не помнить. Ко всем пытаюсь относиться с пониманием.
« Последнее редактирование: Ноября 15, 2016, 20:36:30 от Алиса84 »

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Ещё удивительно, как и где находят таких " академиков", которые не знают как строятся аккорды и тп?  :hmmm:
Это сколько времени нужно потратить, чтобы выявить таковых?  :7:

... и добавил:

Кто хорошо учился в школе, тот пишет правильно, но самого правила может уже не помнить. Ко всем пытаюсь относиться с пониманием.
Ну так суть как раз не в правилах, а в умении...
Выше был пример с муз. колледжа, находятся легко - вконтакте поиск по муз. училищу местного города, там куча их. С академиками не общался давно уже, как там сейчас не знаю.
« Последнее редактирование: Ноября 15, 2016, 21:39:40 от ElCaballero »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7819/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Посоны, кто знает, сколько знаков при ключе в тональности Си дубль-диез мажор? Энгармонически равные тональности не предлагать.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Посоны, кто знает, сколько знаков при ключе в тональности Си дубль-диез мажор? Энгармонически равные тональности не предлагать.
Думаю, 12?

Оффлайн pioneer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2899
  • Репутация: +516/-16
тоже не смогла, а народные лады она вообще не помнит как строить.
Симпотишная? ;) Тоды-нафига ей всё это-лады,аккорды.. ???
 ElCaballero-ты же джентльмен,девушке-цветы,а по теории-тут хватает специалистов для того,чтобы ощутить себя и своё место в этом "мейнстриме". :crazy:

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Надо переименовать название в "что вас бесит в музыкантах, с которыми вы встречались".
Я столько всего могу сказать... Жаль, что материться нельзя (в пять этажей желательно).
Давайте сформулируем в другом ключе.
Какие теоретические знания и навыки должны быть у музыканта чтобы вам с ним было комфортно играть в ансамбле?
Я играю в основном джазовые стандарты, блюзы, эстрадные мелодии а ля Поль Мариа, латинские стандарты.

Тяжелые стили, замороченный фюджин и высокотехничные стили не играю.

для комфортной игры в ансабле считаю необходимый набор навыков такой:
1. Умение разобрать и сыграть мелодию по нотам.
2. Умение сделать партию аккомпанимента для своего инструмента по буквенно-цифровой записи подобрав нужную по стилю фактуру. Для басиста уметь сделать партию баса по цифровой записи.
3. Знать стандартные фактуры для своего инструмента стилей в которых играем.
4. Знать стандартные структуры для стилей в которых играем. чтобы не было такого когда говорят "- тему частей А играет саксофон, тему часть В играет труба. всем понятно. - Да. А где мне вступать?"
5. Для транспонируемых инструментов (саксофоны, труба, трамбон, альт и бас блокфлейта) уметь самому транспонировать ноты в нужную тональность.
А если человек, ко всему вышеперечисленному, может сделать вариацию на тему или импровизацию по гармонической сетке это вообще отлично.

... и добавил:

ИМХО это не сверх требования, тем более для людей имеющих хоть какое-то муз образование.
« Последнее редактирование: Ноября 16, 2016, 13:35:33 от Taps »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7819/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
АккомпанЕмент. А инструменты — транспонирующие.
Первый шаг — узнать верное правописание тех понятий, которыми хочешь овладеть ;)

А так-то всё верно :)

... и добавил:

ИМХО это не сверх требования, тем более для людей имеющих хоть какое-то муз образование.
Не "сверх", но и весьма не маленькие :)
« Последнее редактирование: Ноября 16, 2016, 13:50:56 от MrLf »