Автор Тема: Вариационная форма  (Прочитано 12097 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Вариационная форма
« Ответ #180 : Сентября 10, 2018, 18:12:47 »
Скажем приведенный тут в пример блатнячек, если даже абстрагироваться от социокультурных контекстов и рассматривать его строго как музыкальную форму. С точки зрения музыкальной теории. Это же песенный жанр, то есть без поэзии теряется львиная доля всего содержания. Аранжировка типичного блатнячка это просто метроном, как аккомпанементы в недорогих синтезаторах. Туц-туц и все. Там нет глубокой мелодической теории, так зачем же ее там искать? Для этого есть более подходящие жанры.
Все-таки, мне кажется, венцом творения музыкальной теории является инструментальная музыка.

Да почему же не с лёгкой песенки начать разговор о переложении и вариациях!? Так и наглядней будет и понятней для всех. Не бросаться же сразу преисполненным эстетизмом за партитуру Чайковского! Кроме всего прочего пространство для переложений на сегодняшний день довольно ограничено. В связи с развитием интернета можно без труда найти переложение практически любой песни, будь то сложной, простой, интересной или нет. Наступил тот день, когда можно часами сидеть в интернете и пытаться найти то, что ещё не переложили, чтобы сделать с чистого листа. MrLF нашёл, а на него все накинулись. Ведь согласитесь сидеть и обсуждать аранжировку yesturday или тому подобную, когда существуют все возможные варианты во всех тональностях, дело скучное и бессмысленное! :)   

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Вариационная форма
« Ответ #181 : Сентября 10, 2018, 18:51:42 »
Алиса84, вообще, тема была задумана как обсуждение приёмов варьирования. Но сейчас ведь Малолетов заявит как обычно, что сочинять надо душой, и вообще, главное ребята, перцем не стареть, а приёмы варьирования только идиёты ищут, а настоящие пацаны интуитивненько ковыряют под минуса, вот так все шедевры и наковыривают.

Оффлайн John Smith

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 473
  • GuitarPlayer
Re: Вариационная форма
« Ответ #182 : Сентября 10, 2018, 20:22:21 »
Да почему же не с лёгкой песенки начать разговор о переложении и вариациях!? Так и наглядней будет и понятней для всех. Не бросаться же сразу преисполненным эстетизмом за партитуру Чайковского! Кроме всего прочего пространство для переложений на сегодняшний день довольно ограничено. В связи с развитием интернета можно без труда найти переложение практически любой песни, будь то сложной, простой, интересной или нет. Наступил тот день, когда можно часами сидеть в интернете и пытаться найти то, что ещё не переложили, чтобы сделать с чистого листа. MrLF нашёл, а на него все накинулись. Ведь согласитесь сидеть и обсуждать аранжировку yesturday или тому подобную, когда существуют все возможные варианты во всех тональностях, дело скучное и бессмысленное! :)   

 Я, возможно, не в курсе, но зачем вообще что-то перекладывать, оно что, так плохо лежит?  ;D

Если тема касается развития какой-то идеи, то есть основы композиторства, то начать можно с чего-то совсем простого, просто самому придумать гармонию или мелодию.
Это мой, опять же, личный взгляд. Как говорится, "хорошую композицию никакой ремикс не испортит".  ;D

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Вариационная форма
« Ответ #183 : Сентября 10, 2018, 20:31:02 »
начать можно с чего-то совсем простого, просто самому придумать гармонию или мелодию.
По-твоему, сочинить самому внятную тему с полного нуля легче, чем сочинить вариации уже на готовую тему? Да, и предложенная тема Новикова слишком сложна, так выходит?

Оффлайн John Smith

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 473
  • GuitarPlayer
Re: Вариационная форма
« Ответ #184 : Сентября 10, 2018, 20:39:30 »
MrLf, А что, сочинить что-то самому с нуля это так сложно?  ???

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Вариационная форма
« Ответ #185 : Сентября 10, 2018, 20:49:20 »
MrLf, А что, сочинить что-то самому с нуля это так сложно?  ???
Это ты как автор сотен шлягеров сейчас рассуждаешь? :pozor:
Ну неужели не понятно, что написать вариации — это в некотором смысле ремесло, а вот сочинить действительно хорошую тему — труднее на порядок? Сочинить внятную, годную тему — это талант и везение, а не только навыки.

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Вариационная форма
« Ответ #186 : Сентября 10, 2018, 21:05:59 »
Я, возможно, не в курсе, но зачем вообще что-то перекладывать, оно что, так плохо лежит?  ;D

Нет, ну просто этим занимаются гитаристы, как и пианисты, чтобы играть всё одному и самому. Народу тоже зачастую нравится. При чём это творческий процесс, чем свободней аранжировка, тем больше в ней индивидуальности, а чем академичней, тем больше поисков рациональных решений. :)

Оффлайн John Smith

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 473
  • GuitarPlayer
Re: Вариационная форма
« Ответ #187 : Сентября 10, 2018, 21:33:05 »
Это ты как автор сотен шлягеров сейчас рассуждаешь? :pozor:
Ну неужели не понятно, что написать вариации — это в некотором смысле ремесло, а вот сочинить действительно хорошую тему — труднее на порядок? Сочинить внятную, годную тему — это талант и везение, а не только навыки.
Давай ты не будешь со мной эту демагогию разводить. Прибереги свои колкости для Дмитрия Малолетова, мне подобное общение совершенно не интересно.
Сочинить что-то и сочинить сотни шлягеров… и далее, без комментариев.

Нет, ну просто этим занимаются гитаристы, как и пианисты, чтобы играть всё одному и самому. Народу тоже зачастую нравится. При чём это творческий процесс, чем свободней аранжировка, тем больше в ней индивидуальности, а чем академичней, тем больше поисков рациональных решений. :)

Видимо в разной музыке разное понимание, таких вещей.  :)
« Последнее редактирование: Сентября 10, 2018, 21:34:55 от John Smith »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Вариационная форма
« Ответ #188 : Сентября 10, 2018, 21:50:09 »
Тема с вариациями — это одна из самых простых музыкальных форм, наверное. При условии, что хорошая тема уже имеется, конечно. Предложенная тема Новикова — с одной стороны простая (в смысле — "понятная", то есть она легко поётся, запоминается и т.д.), с другой стороны — весьма прилично скроенная, то есть имеющая внятно сделанную форму: чёткие фразы вопрос-ответ, чётко построенные предложения из этих фраз. "Плохие" мелодии в интонационном плане либо топчутся на месте, либо наоборот, идут вразнос, хаотичны. Здесь же всё достаточно сбалансировано.

Можно проанализировать эту мелодию по фразам. Скажем, третья фраза является точным повтором первой, но на доминантовой гармонии (вместо тонической). Первые три предложения вообще очень похожи по интонационному строению, а вот четвёртое — контрастное им. Четвёртое предложение для повтора — опять имитирует интонации первых трёх, но с напряжением, которое несёт двойная доминанта, и это логично приводит к припеву, который начинается с тонического трезвучия и создаёт ощущение "расслабления". Фразы припева — другие по отношению к фразам куплета, сделаны контрастно им (например тем, что они все начинаются из "затактов"). Ну и так далее. В целом весьма хорошо сконструированная музыкальная форма выходит: хорошо работают как "повторы" (имитации), так и контрасты, всё на своих местах.

... и добавил:

John Smith, ну понятно теперь, что сочинить такую тему надо ещё суметь, что называется?
« Последнее редактирование: Сентября 10, 2018, 21:54:06 от MrLf »

Оффлайн John Smith

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 473
  • GuitarPlayer
Re: Вариационная форма
« Ответ #189 : Сентября 10, 2018, 22:37:13 »
Ну и так далее. В целом весьма хорошо сконструированная музыкальная форма выходит: хорошо работают как "повторы" (имитации), так и контрасты, всё на своих местах.

... и добавил:

John Smith, ну понятно теперь, что сочинить такую тему надо ещё суметь, что называется?

Так можно про любую музыку рассуждать, особенно если рекламировать что-то изначально известное.
Только вот не меня эта форма впечатления не производит, мою позицию можешь прочитать выше в сообщениях. => на меня эта форма не "работает"…

Чтобы создать что угодно нужно приложить и мозги, и усилия. Я тут не критикую каких-то исполнителей или еще кого-то. (Особенно людей, которые являясь хорошими специалистами на заказ для разных личностей все эти аранжировки делают за деньги. Или даже сами раскручивают всякие имена и бренды.)

Далее, на сколько я понял тут мелодия заимствована.
И вообще, ты тут восхищаешься мелодией того же "жареного цыпленка". И вот в твоем исполнении уж очень он похож на какую-то, не помню, как эта культура называется… евреи, которые тору читают и все такое.
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Тебе не приходило в голову, что это может быть и не случайность? А потом какой-то супермозг придумал стишок про цыпленка на это. Тут про подобное уже говорили.
Как итог мы имеем дошедшие до наших дне мотивы, за которые можно до бесконечности держаться, пытаясь разгадать через них суть бытия. А можно пытаться что-то делать самому, даже если хитом это и не станет, и про хиты, кстати, уже обсуждали.
« Последнее редактирование: Сентября 10, 2018, 22:41:19 от John Smith »

Оффлайн Lubomir_Sol

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 114
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Вариационная форма
« Ответ #190 : Сентября 11, 2018, 00:19:00 »
Есть вообще предложение развить эту тему до прикрепленной - например, для того, чтобы дать возможность начинающим (и не очень) сочинителям поупражняться, и получить обратную связь. Потому что, действительно, сделать вариацию, аранжировку или переложение существующей темы проще, чем придумывать с нуля, и слушать такое веселее, чем чисто авторский материал.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Вариационная форма
« Ответ #191 : Сентября 11, 2018, 07:23:51 »
Тебе не приходило в голову, что это может быть и не случайность?
На этом предлагаю обсуждение "содержания" закончить, так как выше я уже сказал, что блатные контексты меня не интересуют, меня интересует музыка: "национальный" гармонический минор со следами джаза, клезмера и т.д.
Мелодия цыплёнка содержит обыгрывание с неким вводным тоном с самого начала. И этот вводный тон можно представить себе как полноправный ладовый звук — в результате мы оказываемся в некоем ладу с двумя увеличенными секундами. Разумеется, это не случайность, именно этот приём и делает похожим "на какую-то, не помню, как эта культура называется". Вот об этом надо говорить, ради этого я тему начинал. А не ради того, чтобы Малолетов тут рассказывал, как он преступных авторитетов доблестно развлекал на пару с Аллегровой...

... и добавил:

Тема Новикова содержит то же самое обыгрывание в самом начале, например (то, что было распознано здесь как Мурка). Значит, и сюда можно ввернуть минорную гамму с повышенными 7 и 4 (да и повышенной 6 тоже). "Румынский минор". Но главное, как мне кажется, не состав звукоряда, а убедительная фразировка (в самой теме фразировка абсолютно убедительная). Ну, лично мне нащупать звукоряд кажется куда более простой задачей.
« Последнее редактирование: Сентября 11, 2018, 10:39:32 от MrLf »

Оффлайн John Smith

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 473
  • GuitarPlayer
Re: Вариационная форма
« Ответ #192 : Сентября 11, 2018, 11:17:14 »
MrLf, это твоя тема, я бы тут просто ничего не стал комментировать если бы не разгорелось продолжение прошлых дискуссий.

Но ты так и не уловил мой посыл относительно первоисточников. Я что-то не уверен, что воры (в/не в законе) сами сочиняли все эти нетленные мелодии. Я всегда предпочитаю оригиналы, особенно если ты занимаешься аутентичной классической/фолк музыкой народов мира.
Далее, ты можешь, конечно, бесконечно отмахиваться от социокультурных контекстов и криминальной коннотации, но она есть и все ее будут видеть, поэтому всем было бы приятнее работать с чем-то более нейтральным, оригиналом из народной музыки или еще что-то.
Для развития вариационной формы вполне можно использовать детскую песенку, хорошая идея.
А для работы с гармоническим или румынским/венгерским/цыганским минором тоже думаю можно найти что-то аутентичное в ключе народной музыки.
Вот например:
(нажмите чтобы показать/спрятать)
;D

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Вариационная форма
« Ответ #193 : Сентября 11, 2018, 11:43:56 »
Но ты так и не уловил мой посыл относительно первоисточников. Я что-то не уверен, что воры (в/не в законе) сами сочиняли все эти нетленные мелодии.
Я посыл уловил, но улови и ты. Почитай по ссылке, и пойми, что все эти социокультурные контексты и криминальные коннотации — фигня, не стоящая рассмотрения: действительно популярные мелодии являются абсолютно годным музыкальным материалом, и всё ханжество по их поводу совершенно не интересно. И разумеется, никакие воры ничего не сочиняли.

И абсолютно не важно, брать ли себе материалом для упражнений музыку композитора Гладкова из советского кино или настоящую "Мурку", или Новикова — стилистика всё равно весьма близкая. И повторюсь: нравится кому или нет, сидело здесь полстраны, и это всё — "русский блюз". И играть там можно как угодно, и "ум-ца", и румынский минор, да хоть фуги сочиняй (мой цыплёнок, между прочим, начинается с чего-то вроде канона). Не надо ничего специально искать, если весь этот материал нам "родной" ;D и находится у нас перед носом — только врубай радио Шансон. И всё это ничуть не хуже по музыкальному содержанию всякого американского дельта-блюза на трёх аккордах и т.п. Если понимать слово "содержание" как следует, а не ханжеско-извращённым способом.
« Последнее редактирование: Сентября 11, 2018, 11:47:16 от MrLf »

Оффлайн John Smith

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 473
  • GuitarPlayer
Re: Вариационная форма
« Ответ #194 : Сентября 11, 2018, 13:22:30 »
И всё это ничуть не хуже по музыкальному содержанию всякого американского дельта-блюза на трёх аккордах и т.п.
Вот то-то и оно. Ты думаешь, тут люди дельта-блюз играют…
Ты, может быть, не в курсе, но современные гитаристы ориентируются на таких людей как: Джимми Хендрикс, Энди Тиммонс, Гэтри Гован, Джо Сатриани.
Это все люди, которые как бы тоже блюз. Потому что это база электрогитарой музыки.
Вот и в акустике все тоже не сводится к "дельта-блюзу", но, если кому-то нравится оставаться на этом уровне, то пусть остается...  ???