Рассмотрим еще один вариант использования хроматизмов.
Для осознания идеи рассмотрим произведение Римского-Корсакова «Полет шмеля».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82_%D1%88%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8F
Как можно быстро выучить это произведение ?
Ниже на рисунке на примере 4 тактов показан принцип.
Обратите внимание, что хроматизмы Римского-Корсакова начинаются с диатонических нот. Короткие хроматизмы (4 ноты) превратились в четверти, длинные (8 нот) — стали половинками. Несоответствие во второй половине 4 такта объясняется доминантной сущностью, что подчеркивает правило. Этот принцип можно добавить в копилку знаний об использовании хроматизмов. Возможно, это более правильный вариант формирования хроматизмов, т. к. есть логика (и авторитет профессора Петербургской консерватории Николая Андреевича Римского-Корсакова).
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Файлы:
The_flight_of_the_bubblebee_LM.gp5,
The_flight_of_the_bubblebee_LM.mid.
Принцип, показанный здесь, может быть использован при обработке мелодий. За точки начала хроматизмов берутся ноты мелодии. Для освоения этого принципа я привожу пример для мелодии «Во поле береза стояла». Ее мы уже как-то мучили.
Я сюда добавил еще пару фишек:
кроме нот мелодии за начало хроматизмов могут быть приняты ноты гармонии;
очень неплохо смотрятся вкрапление басовых нот в хроматизмы.
Если вспомнить классиков, то сразу на ум приходит каприз 24 Паганини. Там есть хроматический квадрат и оттуда можно взять какие-то дополнительные фишки. Например, дублирование опорных нот, повторение и смещение хроматизмов. Пытливому уму есть над чем поработать и поразмышлять.
Табо-ноты я уже ранее в теме приводил.
Что еще можно попробовать ?
В качестве направления движения предложу попробовать:
различные длительности хроматизмов (восьмые, шестнадцатые, триольные);
хроматические триоли по гармонии (вокруг арпеджио) или по мелодии;
чередование хроматизмов с мелодией и т. д.
Не надо стремиться хроматизмы делать очень быстрыми — они хуже читаются слушателем (джазмены рекомендуют использование восьмых). Правда есть небольшой плюс — можно скрыть отсутствие музыкальных идей у исполнителя (игру на шару).
Не надо забывать и про кулинарию.
Но это уже совсем другая история (Ц).
Файлы:
Vo_pole_chr.gp5
Vo_pole_chr.mid