Арпеджио.Утомлять вас рассказами о технике экономичного ПШ и свипе я не буду. Это в другой раздел.
Но несколько «умных мыслей» выскажу, т. к. эта техника несколько отличается от ПШ.
Медиатор для свипа можно взять чуть потолще. Так проще. Я использую 0.96 - 1.2 мм под свип, а под обычный ПШ — 0.83 мм.
На вкус и цвет фломастеры разные (Ц).
Не хотел этого говорить и тем более - учить, но авторитеты почему-то несут всякую пургу, типа «еще 100500 ведер и ключик в наших руках» (Ц).
Хорошо, что не предлагают выпить море.
Ничего против таких универсальных полезных советов не имею.
Но если вспомнить как Дуремар и Карабас-Барабас пытались осушить болото, чтобы достать золотой ключик, то возникают сомнения в высокой эффективности этого универсального полезного метода.
По моему мнению, проще всего освоить свиповую технику так:
- Вначале делаете круги медиатором,
- затем начинайте круг плющить в элипс,
а продолжая плющить элипс, доведите его до прямой.
В результате получите ПШ, но в нем уже будет заложена техника свипа.
Еще одна «умная мысль».
Отрабатывать экономичный ПШ удобно:
на гаммах - 3-х ноты на струне без повторений и
хроморядах - 5 нот на струне.
Файлы примера:
Q2_Arp1.gp5,
Q2_Arp1.mid.
О примере.Пример сделан по принципу от простого к сложному:
2 струнный свип по пентатонике,
3 струнный по пентатонике,
4 струнный по пентатонике,
6 струнный свип по аккордам.
Вот так с шутками-прибаутками наша программа-минимум выполнена. С чем я всех и себя поздравляю.
PS.
По такому случаю небольшой прикольный подарок.
В чем прикол ?
У Deep Purple много произведений без явной половой принадлежности, можно сказать, среднего рода. Половая принадлежность в гармонии (минор или мажор) - это 3 ступень. Ее отсутствие — это что-то типа, домысли сам. Появление 3 ступени в каких-то местах воспринимается как что-то оригинальное и классное. Характерным признаком такого подхода является игра квартами и квинтами.
Deep Purple были пионерами такого подхода. Сейчас этим уже никого не удивить.
Гармонизация в квадратном стиле, безусловно, что-то поменяла. Слушайте и неявное станет очевидным.
Гармония в минорном квадрате.
Файлы:
Q2_DEEP_PURPLE.gp5,
Q2_DEEP_PURPLE.mid
Чтобы почувствовать разницу я сделал тот же пример в универсальном толерантном квадрате, подходящий для мажора и минора. Пришлось убрать половые признаки. В результате мимикрия к мелодии присутствует, но как-то серо и обесцвечено выглядит (словами даже не скажешь, слушайте, чтобы понять, о чем я говорю).
Файлы:
Q3_DEEP_PURPLE.gp5,
Q3_DEEP_PURPLE.mid
... и добавил:Подведение итогов.Блюзовый квадрат на протяжении всего времени своего существования был, остается и будет незаменимым базисом для импровизации блюзменов и рок-н-рольщиков.
Квадрат — это возможность весело заниматься техникой и упражнениями.
Попутно я показал, что эти упражнения являются шаблонами в импровизации.
Где-то в разделе техники есть тема типа «Чему я научился за 2 года». Уверен, что при использовании квадратов, она бы называлась «Чему я научился за 1 год».
Надеюсь, намек понятен.
В той же теме есть какие-то странные споры:
заниматься техникой или
учить произведения, или
импровизировать.
При использовании квадратов таких вопросов просто не может возникнуть в принципе.
Есть еще некоторые философские аспекты использования квадратов (типа хороший тонус, оптимизм, ощущение прогресса …), но здесь можно очень далеко уйти с главной магистрали... Пока я воздержусь вбрасывать в вентилятор это.
Теперь представляю универсальный толерантный квадрат. Он нем я уже упоминал выше.
Файлы:
Q3.gp5,
Q3.mid
Фразировка.Введение.Люди говорят предложениями — фразами. Эти фразы сильно отличаются по ритму.
Поэзия имеет более правильную, однородную фразировку в рамках одного произведения.
Это выражается в ритме.
Музыка тоже умеет разговаривать. Она близка к поэзии.
Никого не удивляет, что стихи являются второй составляющей песен.
Каждой фразе соответствует ритмический рисунок.
Всегда можно сказать, соответствуют стихи и музыка друг другу или нет.
А теперь от слов перейдем к делу.
Примеры.Я приведу пару фраз и ритмические рисунки для них, чтобы все стало понятно. Эти фразы занимают 2 такта (бывают на 1 такт и многотактовые фразы). В конце фразы идет обычно более длинная нота (обычно при разговоре человек в конце фразы набирает воздуха в легкие, чтобы продолжить). Можно говорить и о полуфразе (половине фразы), т. к. она занимает 1 такт. Так понятнее и это не принципиально.
Тихие долины
Спят во тьме ночной.
![](https://s8.postimg.cc/eebb83t6t/ritm1.jpg)
Здесь ритмический рисунок: четверть — триольная восьмая — 2 четверти (или половинка).
Дремлет притихший
Северный город.
![](https://s10.postimg.cc/88n9slexl/ritm2.jpg)
Здесь ритмический рисунок: триольная восьмая —четверть — половинка.
Привязка нот к ритму.Чтобы научиться понимать ритмику надо научиться дирижировать минимум в 3 размерах:
2 / 4, 3 / 4 и 4 / 4. Это минимальный набор джентельмена.
Что дает дирижирование ?Оно позволяет привязать место ноты в такте. Обратите внимание, что первая доля всегда идет сверху вниз.
Чтобы сместить сильную долю применяется затакт. Первая доля выносится в предыдущий такт. И тогда вторые становятся первыми, а слабые сильными. Это круто. В жизни такое скорее исключение, а в музыке запросто. Музыка более демократична, чем жизнь.
Это все уже относится к композиции. Но НГ обязан быть немножко композитором или он останется УГ. Понятно, что на одного композитора приходится сотня музыкантов. Да и композиторы тоже, в основном, типа УГ, но нам надо стремиться к лучшему.
Что такое отсутствие фразировки ?Представьте человека, который произносит фразы без запятых, точек и пауз. Это такой своеобразный словесный понос. Ничего не понятно, голова идет кругом и есть одно желание — побыстрее куда-то анигилировать, чтобы не слушать этот поток сознания и не взрывать мозг.
В музыке все абсолютно аналогично.
Есть над чем подумать ?
Совершенно точно можно сказать, без фразировки хорошей музыки не бывает. Пусть фразы будут не совершенны, но это лучше, чем их полное отсутствие и бесконечная пурга.
Если использовать только шаблонную схему, то ваша импровизация станет напоминать генерацию музыкального спама.
Рано или поздно, если вы занимаетесь техникой и импровизируете, то научитесь напускать пурги. Чем больше вы знаете шаблонов, тем пурга выглядит оригинальнее и разнообразнее. Есть одно НО. Она все-равно остается пургой.
В начале будет эйфория от того, что вы можете играть в тему. Кого-то этот уровень вполне устраивает и он, вероятно, останется на нем. А кто-то начнет понимать, что пурга в больших количествах — это УГ, в чистом виде. Чтобы что-то сделать нетривиальное и интересное, надо что-то придумывать и работать над этим. Какая неожиданность.
Не все так безнадежно.
Фразировка вам в этом поможет.
Никто не мешает заняться плагиатом. Слегка сменить ритмику, применить затакты, синкопы, изменить-перетусовать ноты.
Крутые композиторы этим не брезгуют. А мы чем хуже ?
Чтобы полностью закончить с этим вопросом, приведу простую понятную аналогию.
Маляры красят километры заборов. Чтобы маляру стать художником, ему надо понять, что тонны использованной краски и километры выкрашенных заборов — это не критерий перехода в разряд художников.
В музыке все аналогично.
Без фразировки крутой технарь останется УГ, даже если он станет более крутым, техничным и изощренным, чем все вместе крутые, техничные и изощренные.
Вот такая, понимаешь, загогулина получается (Ц).
Обидно, понимаешь (Ц).
Файлы:
Q2_Fraza.gp5,
Q2_Fraza.mid
О примере.За основу взят минорный квадрат и фразы, представленные выше. Они могут немного варьироваться.
Тупо гоняется гармонический минор, но оформленный в фразы. Кое-где введены затакты.
Триольные восьмые кое-где заменены на восьмую и 2 шестнадцатые.
Четверть и триольная восьмая кое-где заменена на 4 восьмые.
Получается что-то похожее на музыку. Здесь нет никакой магии, это делает фразировка.
Обратите на вариант табулатуры, он не требует смещения кисти.
По этому поводу очередная «умная мысль».
Чтобы держать кисть на аккорде (точнее, 1 палец) при гаммообразных последовательностях, в 3 -пальцевой гамме в одном месте играется 2 ноты на струне.
Если наш банкет продолжится, я сделаю такие табулатуры и открою еще один «секрет» Полишинеля.
Это «маленькая хитрость» поможет делать аккордо-пальцевые проигрыши.