Доброго времени суток други! Здравы будете!
Вот опять открыл новую тему… Возникла такая необходимость в процессе изучения теории. После долгого изучения лада, гармонии, тяготений, начинаю понимать, что…
Что-то не понимаю в теории… Как говориться, за деревьями не видно леса.
Тем более, не имею специального образования и музыкальный опыт минимальный.
В учебниках пишут –“должно быть: T-S-D-T”. Вот пытаюсь в этом топике разобраться, почему именно так и можно ли как-то иначе.
Пытаюсь свести воедино ладовые тяготения, интервалы и взаимодействие аккордов в ладу. Может новичкам это тоже будет интересно.
Поэтому в процессе изложения буду задавать некоторые вопросы более опытным (возможно глупые и дилетантские, но все же хотел бы разобраться).
Так вот, как известно, в ладу IV ступень названа субдоминантой, V ступень названа доминантой.
1)Так вот, откуда такие названия? Если быть голословным, то доминанта как-бы доминирует, а субдоминанта менее доминирует. Но почему так? Ведь V ступень – полу-устой, а IV ступень – целиком неустойчивый звук… Что-то ни в одном учебнике по элементарной теории не встретил…
Далее – субдоминанта(IV) и доминанта(V) - это главные ступени лада. Они дают окраску ладу (в мажоре они мажорные, в миноре - минорные).
2) Вопрос – почему они называются “главные”? Только лишь из-за того, что дают окраску (в мажоре – мажорные, в миноре - минорные)? Далее. Как известно, в ладу устойчивыми считаются ступени I, III, V. Остальные неустойчивые.
Ну и как следствие имеются различные тяготения неустойчивых звуков к устойчивым ступеням (зависит от наклонения лада).
4) Вопрос – почему к субдоминантовой группе относятся аккорды, содержащие именно VI ступень лада, а не какую-то еще??? Только потому, что она (VI ступень) тяготеет к V ступени?К доминантовой группе относятся аккорды, содержащие VII ступень. Эта ступень тяготеет в I ступень (в зависимости от наклонения лада более или менее острее) – отсюда, я думаю, и пошло название “доминантовая группа”.
Еще.
Наиболее яркими представителями неустойчивости в субдоминантовой и доминантовой группах являются трезвучия II и VII ступеней (состоят целиком из неустойчивых звуков лада). Наименее яркие – трезвучия VI и III ступеней. Центральное место занимают IV(S)
и V(D).
3) Вопрос– почему центральное место заняли именно эти ступени(IV и V)? Ведь наиболее яркие представители, как сказано выше - II и VII ступени??? Конечно аккорды на VII ступени, как пишут в учебниках гармонии, редко используются, но ведь используются же. Конечно оборот D(V)-T более убедителен в кадансах из-за того, что имеется общий звук.
Но вот почему IV ступень вдруг заняла центральное место – ведь сказано же, что наиболее яркий представитель субдоминанты – sii...
Возьмем натуральный мажор.
Трезвучие, построенное на четвертой ступени – субдоминантовое трезвучие.
На пятой ступени – доминантовое трезвучие. В натуральном мажоре доминантовое трезвучие обладает большей степенью неустойчивости.
3) Но почему так? Ведь оно построено на пятой ступени, а это полуустой. Если только из-за того, что в трезвучие входит резко тяготеющее к тонике вводный тон и интервал тритона в доминантсептаккорде? Процитирую Мазеля: “Пятая ступень – не тяготеющий неустой, а полуустой, способный завершить напев”.
Возьмем субдоминантовое трезвучие (рассматриваем все еще натуральный мажор). Оно построено на четвертой ступени. А четвертая ступень острее тяготеет в третью ступень лада (полутоновое тяготение). А третья ступень, как известно, входит в тоническое трезвучие (его терция). Конечно в трезвучии и септаккорде S нет интервала тритона. Терция S имеет тоновое тяготение к пятой ступени лада (квинта тонического трезвучия), но все же имеет (дальше ей идти некуда).
4) Получается, что из-за того, что в субдоминантовом трезвучии/септаккорде нет интервала тритона, и нет звука, остро тяготеющего в первую ступень лада – только поэтому субдоминантовое трезвучие/септаккорд слабее доминантового? А как же тогда острое тяготение тоники субдоминантового трезвучия (четвертая ступень лада) к терции тонического трезвучия (третья ступень лада –F-E в до-мажоре) ?? Хотя возможно потому, что третья ступень хоть и полуустой, но не главный устой (первая ступень)…
Теперь возьмем субдоминантовое трезвучие второй ступени (sii). Здесь тоника трезвучия более тяготеет к первой ступени лада, нежели к третьей. Терция трезвучия остро тяготеет к третьей ступени лада.
Квинта не так остро тяготеет к пятой ступени, но все же разрешаться ей тоже больше некуда.
5) Почему sii (трезвучие, септаккорд) по неустойчивости сильнее S (трезвучия или септаккорда)?
Не из-за того ли, что в аккордах sii тоника тяготеет в первую ступень лада, а в аккорде S такого тяготения нет плюс в sii нет общих звуков с тоническим трезвучием???В классической музыке (да и во временных искусствах вообще) принят принцип – устойчивость –нарастание неустойчивости – острая неустойчивость –разрешение. Причем принцип распространяется на любые музыкальные построения (от периода до фразы).
То есть T- S-sii-D-T соответствует этому принципу.
6) Но почему должно быть именно так, а ни иначе?
Почему где-нибудь нельзя сыграть так: …- sii-S-.... В этом случае S будет являться как бы не таким сильным, но более устойчивым “островком” что ли... Ведь используют же обороты с медиантами (например, T-S-D-TDIII, где TDIII не совсем устой, но все-таки устой по сравнению с ростом предыдущего напряжения). Может говорю глупость, но почему нельзя и так: ...-T-D-S-....
Ведь тоже от неустойчивости переходим хоть к неабсолютной, но устойчивости… Иногда звучит как своеобразный прерванный оборот). В блюзе такой оборот есть).
Обобщая этот вопрос, почему обязательно необходимо следовать строгому T-STVI- S-sii-D-DVII-T, а не в каком-то ином порядке??? Все равно будет происходить устои-неустои-устои, пусть и не такие явные, как в строгом порядке.
Теперь натуральный минор.
Здесь иная ситуация (или плагальность рулит).
Шестая ступень натурального минора остро (полутон) тяготеет к пятой ступени. А седьмая ступень не так остро тяготеет к первой (расстояние-тон).
Или главный неустой субдоминантовой группы более интенсивно тяготеет к разрешению, чем доминантовый, из-за полутонового тяготения (VI ступень в V имеет полутоновое тяготение). Поэтому субдоминантовая функция боле остро неустойчива, чем доминантовая.
7) VI ступень остро тяготеет к V ступени лада. А V ступень входит в тоническое трезвучие – отсюда следует, что субдоминантная группа тяготеет к тоническому трезвучию острее, чем доминантная?Теперь рассмотрим субдоминантовые трезвучия.
Возьмем sii В миноре трезвучие sii-уменьшенное (siidim), септаккорд –малый вводный siiø). В трезвучии sii содержится интервал тритон, основание и вершина которого остро тяготеют терцию и квинту тонического трезвучия.
Возьмем трезвучие S (на IV ступени). Терция его остро тяготеет к терции тонического трезвучия (полутон). Тоника может идти по тяготениям и в терцию, и в квинту тонического трезвучия (и там, и там интервал -тон). Но все-таки предпочтение отдается тяготению вниз (к терции тонического трезвучия или третьей ступени лада).
Здесь, кажется, понятно, почему S слабее sii – в S нет тритона и один звук устойчивый???Теперь аккорды доминантовой группы.
Трезвучие D(трезвучие на V ступени). Тоника трезвучия – устойчивая ступень (полуустой), терция обладает тоновым тяготением к первой ступени, квинта более тяготеет третьей ступени лада(полутон). По функциональности, получается, что D конечно слабее sii,
9) Но вот слабее ли трезвучие (септаккорд) D(пятая ступень) субдоминантового трезвучия/септаккорда (S) и почему?Еще непонятно такое высказывание:
Группируя по традиции аккорды доминантовой сферы натурального минора, - трезвучия III, V, VII ступеней, следует подчеркнуть в них особенности функции диатонического вводного тона: его способность идти как вверх (в тонику), так и вниз (в субдоминанту).
В связи с этим ощущается возможность функциональной связи доминантовой группы как с тоникой, так и с субдоминантой.
10) То есть получается, что VII ступень лада может идти как в I ступень, так и в VI-ю???
А также тяготение доминантовой группы как в тоническое трезвучие, так и в субдоминантную группу??
Это если рассматривать какие-либо обороты по типу …-Dн(D, DTIII, DVII)-S(sii, sVI)-... Это получается, будем иметь натурально-ладовую гармонию?Вот пожалуй и все пока). Спасибо за внимание (тем, кто еще не заснул при чтении).