"Не поленился"
И как обещал, заехал сегодня "познакомиться" с кроссоверовским грифом - обломался. Нет в Самаре Fender CN-90, видно не судьба оттактилить гриф 48 мм, но был другой FENDER ESC105, на нейлоне и с грифом 44 мм. Не могу претендовать на оценку, лично впечатление - не понравилось две вещи, это те самые 44 мм на нейлоне, причем тот же размер в паре с металическими струнами такого дискомфорта не вызывал и непонравилась форма сечения грифа с тыльной стороны. По форме показалось, что гриф очень сильно полукруглый, как черенок от лопаты продольно распиленный напополам.А это вот, немного озадачило. Нет возможности оценить разницу "на ощупь", не сталкивался с такими нюансами. Придется снова чесать в магазин и пробовать на ощупь гриф электрогитар
, надеюсь не случится такое неприятное "открытие" как с открытием такой формы грифа, как на вышеописанном FENDER ESC105 
Радиус 16", как у кроссовера Альгамбры, имеет гриф электрогитар Jackson выше 12-ого лада. У Ибаньезов тоже грифы довольно плоские, особенно ближе к последним ладам. Взяв в руки Джексона или Ибаньеза, Вы заметите, что радиус накладки грифа - переменный: гриф более круглый у верхнего порожка, постепенно переходящий во всё более плоский к верхним ладам. Да и ширина грифа у электрогитар не постоянная: у верхнего порожка - 43 мм, зато ближе к верхним ладам его ширина становится прям как у классической гитары. Попробуйте в магазине взять на такой электрогитаре баррэ на 15 ладу - примерно такие же тактильные ощущения Вы должны получить на кроссовере, зажимая баррэ на 3-ем или 5-ом ладу.
Касаемо нейлона на грифе в 45 мм - это совсем не вариант, учитывая, что вдобавок ко всему нейлоновые струны толще металлических и места на грифе требуют больше. Потому авторитетные производители кроссоверов, как то Альгамбра, Такамин или (прости господи!) Тейлор, делают ширину грифа не в 45 мм, а в 48 мм.
Но, вообще говоря, в разговоре с Аланом Дзудцовым, проектирующим свой кроссовер, поднималась тема, что нейлон среднего натяжения, которым при предпродажной подготовке комплектуют свои классические гитары все без исключения производители, для кроссовера не подходит. Подозреваю, что фирмы-производители гитар натягивают нейлон среднего натяжения не только на классику, но и на кроссоверы. На кроссовер надо ставить карбоновые струны высокого натяжения: карбоновые дисканты тоньше нейлоновых и потому тактильно ближе к металлическим струнам, а благодаря более высокому натяжению имеют меньшую амплитуду колебаний и при более кучном расположении на грифе не бьют о лады и друг о друга. Тот же Иван Смирнов использует на своём кроссовере карбон высокого натяжения.
Так что после покупки кроссовера Вам скорее всего тут же придётся менять предустановленный комплект струн на "правильный".
Касаемо того, что на фендеровском кроссовере гриф совсем уж круглый - тут, наверное, сказывается опыт проектирования предприятием стратокастеров с ультракруглыми грифами радиусом в 7,25". Не могут фендеровские конструктора отделаться от стереотипного, олдскульного мышления!

Согласитесь, что фирме, поставившей мировой рекорд в закруглении гитарного грифа для нарочито аккордовой игры, трудно наступить на горло собственной песне и начать делать грифы для рок-фьюжн пассажей в джексоно-ибаньезовском стиле.
Кстати, у стоящего 20 000 р. болгарского кроссовера
Kremona Verea радиус скругления грифа альгамбровский - 16". Учитывая, что Вы готовы потратить на серьёзный инструмент до 100 000 р., то можете себе позволить заказать по интернету такой вот "пробничек". В конце концов, Вы хотите пристрастить к гитаре и дочку, а дочке гитару за 100 000 р. давать в лапки будет жалко, не говоря о том, что а вдруг придётся инструмент тащить в музыкальную школу (хотя обычно занятия происходят на гитарах из фонда самой школы) - отпускать ребёнка с дорогущим такамином в музыкалку не вариант. Да и как продвинутый походно-костровой вариант Kremona Verea пойдёт.
https://www.youtube.com/watch?v=QKxZnWiypJ8сам не набрался храбрости на "прямую" покупку и не связался с г-ном Травниковым (кстати, очень занимательные у него комментарии на сайте - живые и незаофициаленные
)
Да уж, комментарии у Травникова слишком неофициальные для официального (без шуток!) дилера Раймундо.

С некоторым креном в рекламу Раймунды.
Он на своём сайте пишет, что классические гитары Раймундо славятся необычайно протяжённым звуком (педалью, сустейном), ну так это не совсем так. Фактически у Раймундо в фабричной линейке нет ни одной чисто классической гитары - все инструменты имеют комбинированную, классико-фламенковую конструкцию. А чем характеризуются фламенко-гитары? Взрывным началом звука и быстрым угасанием, дабы быстрые пассажи не сливались в кашу. Кроме того, у классических гитар Раймундо ещё и косточка сильно занижена, по-фламенковому - комплектные струны среднего натяжения буквально бьют о лады. Особенно сильно ощущение, что в руках держишь настоящую фламенку-негру, если классическая Раймунда имеет корпус из массива или ламината палисандра, а верхняя дека - из стандартной для фламенко ели. В общем, любителям настоящей глубины и протяжённости звука испанской классической гитары - не к Раймундо. Как к таким гитарам-комбайнам относятся фламенкисты, не знаю - подозреваю, что, как и классики, тоже не очень. А вот если человек хочет 2-в-1 - комбайн классики и фламенко, то раймунды весьма интересны. Гитары Раймундо - в первую очередь для тех, кто хочет себя попробовать во всех стилях музыки. И ещё у Раймундо есть неоспоримое преимущество - самая доступная цена среди 100%-но испанских гитар, в том числе и за счёт более низких аппетитов российских дилеров Раймунды по сравнению с аппетитами российских представителей Альгамбры и Альмансы.
Из того что прочитал про Такамин - отрывочная и разнонаправленная информация. Например пишут "только внутрияпонские! остальное ..." по началу мне этого хватило, что бы пройти мимо - тот же гемор с дистанционным выбором, общением, пересылом и прочими удовольствиями. Но встречающиеся время от времени упоминания ... То хорошее, что пишут об этих инструментах, встречается на "невнутрияпонских"?
Что такое внутрияпонские Jackson'ы - я знаю: у самого топовый внутрияпонский Jackson Stars RRj1 с настоящими сеймур дунканами и закрашенным в отечественной гитарной мастерской на голове грифа словом Stars, а ещё в природе бывают Grover Jackson. А вот что такое внутрияпонские Takamine, не совсем понял.
Как бы то ни было, Takamine tc135sc не может быть внутрияпонской моделью, т. к. его описание лежит на основном сайте компании, а не в архивных каталогах с японскими иероглифами, как должно быть в случае с внутрияпонскими моделями. Это самая дорогая модель кроссовера у фирмы - дороже лично я не нашёл. Кстати, на японских онлайн-барахолках Takamine tc135sc тоже не фигурирует. С чего народ взял, что гитары для внутрияпонского рынка обязательно должны быть лучше выпускаемых японцами же на экспорт, не знаю - от конкретной модели зависит. Лично я брал внутрияпонский бэушный Jackson RR1 не потому, что он лучше бэушного Jackson RR1 Made in USA, а потому, что продавец конкретного внутрияпонского экземпляра был не перекупщиком, а конечным покупателем, продавшим мне инструмент с серьёзным дисконтом. К тому же, мне понравилось, что у внутрияпонца - 24 лада, в то время как у "янкеса" - 22.
Предполагаю, что миф о неких особо качественных внутрияпонских гитарах имеет ноги оттуда же, откуда миф о доморощенных "рамиресах" - в одном случае, миф запускается посредниками по сбагриванию бэушного японского барахла в РФ (любого барахла - от гитар до праворулек), в другом - российскими гитарными мастерами и лицами, оказывающими мастерам посреднические услуги по сбыту их инструментов.
В общем, как звучит кроссовер Takamine tc135sc, Вы слышали. А о том, насколько прочна его конструкция, спросите у Алана Дзудцова - руководителя музыкальной фабрики им. Луначарского: Алан каждый день снимает мерки с этого японского чуда для создания собственного кроссовера. Заодно поинтересуйтесь у Алана, насколько удобен у "японки" гриф. Скорее всего, по деньгам Такамин и Альгамбра встанут Вам одинаково, а по надёжности конструкции Такамин, скорее всего, у Альгамбры выиграет.
АланПомнится, у Вас была оживлённая дискуссия с одним из форумчан, в которой оппонент горячо убеждал Вас, что Вы совершаете непростительную ошибку, устанавливая в свои классики пружинную систему Рамиреса, а не Торреса. В чём разница между веером Торреса и веером Рамиреса? Я как-то инфу не нашёл.
В кроссовере Такамин есть анкер. Значит ли это, что у гитары австрийский клёц? Какова у Такамина и Вашего первого кроссовера система пружин?