Всем привет!
Еще не отгремели новогодние салюты и хлопушки, не все съедены салаты и не все закушены закуски, и не все выпито, в чем градусов хоть сколько больше чем в воде из под крана

, а в мастерской Vik guitars уже кипит работа

.
Когда-то давным-давно, еще в прошлом году мы сделали на нашем Caprice инкрустацию и подготовили все к установке ладов.
Предлагаю сначала обсудить сами лады, а потом уже к процессу.
Особенно хочу подчеркнуть, что нижеизложенное мнение является целиком и полностью авторским, основано на личных, наличных и безналичных наблюдениях и не подается как неоспоримый постулат или истина. Словом, все персонажи вымышленные и действия тоже.Ох, как здорово было бы сказать, что эти лады супер, а эти фуфло и на этом закончить. Да не тут-то было

. На сегодняшний день мне доводилось ставить продукцию 5 различных производителей, и только в отношении одного из них я могу однозначно сказать – фуфло. Речь идет о разношерстных изделиях китайско-корейского происхождения, которые не отличаются ни качеством, ни износостойкостью, ни положительным влиянием на звучание инструмента.
Впрочем, недалеко от них ушел и какой-то российский НИИ, продукцию которого довелось попробовать как-то пару раз еще в самом начале заболевания гитаростроением.
А вот касательно трех оставшихся «пассажиров» такого однозначного мнения нет

. Я имею ввиду самые распространенные в СНГ Синтомс (Минск, РБ), самые популярные в мире Dunlop (УСА) и редкие и крайне трудно доставаемые на наших просторах немецкие Wagner (предположительно, т.к. америконский продавец при покупке указал только страну производства, у них оказывается это мало кого реально парит; Стьюмак торгует вовсю ладами Синтомс, к примеру

). Для более-менее объективной оценки следовало бы сначала определить основные критерии, по которым будем оценивать.
Предлагаю взять следующие:
1. Качество материалов и исполнения ладовой проволоки
2. Износостойкость или скорость, с которой лады «протираются» при игре
3. Удобство в работе (этот пункт особенно важен для мастеров)
4. Степень и характер влияния на звук
Пожалуй, этого хватит. Сразу отмечу, что большинство параметров носят скорее примерный характер, т.к. существует огромное количество факторов, принципиально влияющих на объективность оценки. Отмечу, так же, что мы будем говорить о ладах, используемых для электро- и бас-гитар, не для акустик, домр и т.д. Там много своих «подводных камней» и мы туда не полезем.
Итак, начнем.
1.
Синтомс. Для правильной оценки следует знать, что эта фирма выпускает нейзильберовые лады нескольких степеней жесткости. Стандартные (12% содержания никеля) и особо твердые (18%). Первые можно найти на прилавках музыкальных магазинов, вторые – экспортные, их используют мастера и производители во многих странах мира. И те и другие отжаты очень качественно, а вот качество самой проволоки остается спорным. На мой взгляд, данный сплав обладает определенной степенью «пластмассовости», что особенно ощущается на 12%, которые еще и весьма быстро изнашиваются. Я использую в работе 18% вариант (особо твердые), который зарекомендовал себя очень неплохо. Лады удобны в работе (покупаю гнутые длинной 260мм), отлично шлифуются и полируются и долго служат (около года при активной ежедневной эксплуатации). Что касается звука, здесь все немного сложнее. Для моих ушей, эти лады имеют свойство несколько «мазать» звук, что в свою очередь сказывается на общей читаемости, особенно на аккордах.
2.
Dunlop. Самые популярные и продаваемые лады в мире. Их по умолчанию используют такие производители как Gibson, Ibanez, Warmoth и др. Большинство моделей имеют состав 18% nickel/silver (его еще называют german silver из-за серебристого цвета сплава, хотя на деле серебра в них нет ни грамма). Хотите верьте, хотите нет, розничному варианту ладов Dunlop достается первенство в номинации самое худшее качество исполнения. Окисленные, не всегда ровные пруточки в количестве 24 штук в одной упаковке, с криво «откушенными» краями – вот так выглядят самые крутые лады в мире. Ввиду малой длинны их крайне неудобно гнуть перед установкой. Есть еще один момент, который лично мне не очень нравится. Боковая кромка лада (та часть, которой лад примыкает к накладке) имеет радиус, а не резкий отжим (как у всех других ладов) и туда имеет свойство забиваться грязь и полировочная паста. При этом лады Dunlop отлично служат, по износу и жесткости не уступают Синтомсам и превосходят их по звуковым качествам, придавая звучанию теплый благородный оттенок.
3.
Wagner (наверное). Сделаны в Германии. В спецификациях указан тот же 18% N/S сотав, что и у Данлопов, но вот качество исполнения на 2 головы выше. Приятный серебристый оттенок вкупе с почти зеркальным блеском (Синтомсы имеют более желтый оттенок) и идеальная форма отжима. Эти лады, как мне показалось, чуть мягче Данлопов, что, видимо, скажется на меньшем сроке службы. Они у меня уже гнутые в формате «бухты» (в центре на фото упаковка синтомс).

Это здорово экономит расход, минимизируя отходы. Отлично обрабатываются и полируются. В отношении влияния на звучание, лично мне эти лады понравились больше всех других – минимальный, без грязи, металлический призвук и кристально чистый благородный звук.
Уф, ну и уморительное же это занятие, проводить сравнительный анализ

. Пора бы вернуться на землю и продолжить наше повествование.
Для Caprice я буду использовать немецкие лады. У них свой довольно нестандартный размер - ширина 2,61мм и высота 1,16, - который очень хорошо мне подходит

, т.к. я не люблю очень широкие лады, но и 2,5 мне кажутся слишком узкими.
Как всегда отмеряем, нарезаем

и заколачиваем


Берем напильник и шлифуем торцы до примерно 35 градусов (станет жарче - пора передохнуть

).




Берем специализированный маленький напильник и скругляем кромки. Правильное скругление позволяет минимизировать угол на торцах, сохранив при этом приятные ощущения при игре.

С ладами на этом закончили. Общую шлифовку сделаем после грунта.
Приведем в порядок «нулевой» лад.

Установка порожка на накладку крайне положительно сказывается на звучании инструмента, в частности уменьшая разницу в звучании открытых и зажатых на ладах струн. Здесь у нас будет кость

.
С "лицом" разобрались, надо бы и "тылы" подправить. Вооружаемся рубанками, стамесками, циклями и наждачками и идем войной на профиль грифа. Работать с таким волнистым кленом хоть и непросто, но очень приятно


Вот и получился у нас U профиль 19-22 (на 12 ладу чуть толще стандарта). Лично мне очень удобно

.
Боковая разметка черным пластиком



Заканчиваем шлифовку и нанесем немного влаги, чтобы подчеркнуть волну




Вот и пришло время для предпокрасочной шлифовки.

Один из самых занудных, но и самых ответственных этапов. Все оставленные «сопли» вылезут под лаком. Потому не спешим, планомерно выводим царапины, сглаживаем неровности и параллельно любуемся красотой древесины. К сожалению этот этап не попал в объектив по причине забытой камеры.
Чудовище!






Стоп, не надо рвать остатки волос на голове. Автор знает, что делает, и ему тоже жалко замазывать такую красотень. Но искусство требует жертв…
Теперь возьмем шлифмашинку и слегка сошлифуем пропитку

! Мне это определенно нравится!



На махагони пропитка сказалась мало.

Зебра-клен


Теперь мы готовы к грунтованию, но об этом в следующей серии

.
