Решил выложить для русскочитающей части сообщества инфу, взятую с нескольких источников на английском, и переведённую мной (прошу сильно не кидаться - исправления принимаются)). За основу взята статья с Wiki и материал с сайта Telenator. Сам некоторое время назад озадачился насколько возможно получить на свой Телек Кастом '72 Джапан оригинальные датчики или их полные аналоги. Блин...все оказалось не так-то просто. Но начнем по порядку.
![](https://s27.postimg.cc/4ab9i4e9v/Limited_Edition_Cu_Ni_Fe_Top.jpg)
Fender Wide Range
Производитель Fender
Выпуски 1971 - 1979 (original)
1983 - по сегодня (Japan reissue)
1998 - по сегодня (Mexican reissue)
Тип звукоснимателя Пассивный хамбакер
Тип магнита CuNiFe-(original), Ceramic-(Japanese RI),
AlNiCo-(Mexican RI, Ranaldo model RI)
Напряжение, (RMS), V
211.9 mV при резонансной частоте 7.135 kHz
Сопротивление, kΩ
602 kΩ при резонансной частоте 7.135 kHz
Резонансная частота, Hz
7.135 kHz
Fender Wide Range Humbucker это гитарный звукосниматель хамбакерного типа, спроектированный Seth Lover для Fender в начале 1970-х. Этот датчик должен был разрушить устоявшийся имидж Fender, как компании производящей сингловые датчики, и позволить закрепиться на рынке хамбакеров, где доминировал Gibson.
Эти датчики пользовались определенной популярностью , хотя они, конечно, никогда не были так широко распространены как сингловые звукосниматели Fender. Оригинальные Wide Range были доступны с 1971 и впоследствии устанавливались в Deluxe, Custom и Thinline Telecasters. Производство постепенно прекратилось к 1979 году, когда выпуск этих моделей гитар был остановлен . Fender Japan были первыми, кто представил переиздание в 1983 году , а затем производство было начато и в Мексике около 1998 года. Wide Range которые сегодня можно найти на американских гитарах Fender - на самом деле модель мексиканского производства представленная в 1998 году. Все переиздания отличаются от оригинальных датчиков Seth Lover как конструктивно, так и по звуку.
Wide Range был задуман, чтобы быть акустически ближе к сингловым звукоснимателям Fender , чем к хамбакерам Gibson. В связи с трудностью промышленной обработки AlNiCo магнитов в винтовые полюсные стержни, было решено использовать более легко обрабатываемый CuNiFe ( медь / никель / железо) сплав для стержневых магнитов в структуре катушек, чтобы функционировать в большей степени как датчики обычного Strat чем хамбакеры Gibson . В то время как хамбакеры Gibson использовали один стержневой магнит под катушками датчика, Wide Range имеют индивидуальные резьбовые с пропилом CuNiFe магниты, напоминающие регулируемые винтовые полюса хамбакера Gibson. В катушку датчика было намотано примерно 6800 витков медного провода вокруг полюсных наконечников и сопротивление Wide Range около 10 кОм.
Было три «официальных» переиздания звукоснимателя, один производится в Японии с использованием керамических магнитов, один в Мексике с помощью AlNiCo . Несмотря на почти идентичный внешний вид, все коструктивно отличаются от первоначального, 1970-х годов. Нынешние мексиканские переиздания , как и хамбакеры Gibson представляют собой стержневой магнит под катушкой, к которому примыкают шесть винтовых полюсных наконечников внутри каждой катушки. Это просто обычные хамбакеры размещенные в более широком корпусе, свободное место заполнено воском. Японское переиздание хоть и не звучит в точности как оригинал, но по крайней мере тонально похоже, правда слегка «погорячее». Звучание мекса больше похоже на стандартный хамбакер Gibson. Самое «свежее» переиздание, выпускается в настоящее время исключительно для подписного Jazzmaster Lee Ranaldo , " повторяя " спецификации Ranaldo, но, кажется, сделан по аналогии с мексиканской версией.
Есть несколько производителей звукоснимателей, делающие современные замены на основе оригинального дизайна, а именно Джейсон Лоллар, Кертис Новак, и Telenator в США. Telenator -единственная компания в мире, которая предлагает настоящие CuNiFe резьбовые магниты в одной версии своих датчиков. Creamery из Манчестера, Великобритания делают их по оригинальной конструкции из кастомно произведенных деталей. Также у Oil City Pickups из Лондона, Великобритания, также доступна подобная версия звукоснимателя.
Звучание датчиков Wide Range описывается как «жирное» но более ясное и читаемое чем хамбакеры Gibson. Комбинирование с бриджевым датчиком Telecaster дает ровный, теплый, но при этом «кусачий» звук. Среди любителей этих звукоснимателей:
Keith Richards из The Rolling Stones,
Graham Coxon из Blur,
Wes Borland из Limp Bizkit/Black Light Burns,
Rich Robinson из the Black Crowes,
Ryan Adams,
Win Butler из Arcade Fire,
Alex Kapranos из Franz Ferdinand,
Lúcio Maia из Nação Zumbi,
Roy Buchanan,
Billy Gibbons из ZZ Top,
Thom Yorke,
Jonny Greenwood из Radiohead,
Kim Ralls,
Dave Grohl из Foo Fighters,
The Edge из U2,
Lee Ranaldo из Sonic Youth
... и добавил:А теперь поподробнее о Telenator с их собственным рассказом:
"Telenator на данный момент является единственным производителем CuNiFe датчиков в мире! Каждый датчик - ручной работы с использованием наших собственных кастомно изготовленых никель/серебро корпусов, Делрин катушек, CuNiFe резьбовые магнитоводов, стальной с покрытием нижней пластины и ручной намотки катушек по винтажным спецификациям.
![](https://s23.postimg.cc/lsbmonafv/Limited_Edition_Cu_Ni_Fe_Bottom.jpg)
Мой новый красивый Telecaster Thinline звучал потрясающе , но на нем стояло переиздание widerange датчиков. Я чувствовал себя удрученным. Это не звучало вообще как Fender Telecaster Thinline который я покупал в 70-х. Та гитара была просто супер, пока обстоятельства не заставили меня продать ее в 1979 году. Годы спустя, я приобрел новый Thinline , чтобы попытаться повторно отхватить немного старой славы. Мой новый Thinline замечательно выглядел, но его widerange ( WRHB ) просто не звучали как надо .
Пообщавшись с людьми, интересующимися темой, в интернете, я понял, что у меня только два выхода: или купить комплект винтажных WRHB, или сделать свои собственные. В тот момент я обратился к своему другу и неординарному гитарному технику - Майку , и попросил его помочь. Майк имел опыт в намотке кастомных датчиков. Одно цеплялось за другое , и вскоре у нас была армия друзей как в режиме онлайн , так и прямо в своем собственном окружении, все готовые помочь решить какие-то из проблем, с которыми мы столкнемся. Было много работы , но было и очень весело . Любой, кто знает меня лично, знает что я никогда не сдам назад, если проект действительно стоящий! Мы получили кастомные катушки датчиков . Вручную отшлифовали и нарезали алнико 5 магниты, изменили пластину основания современных датчиков, чтобы все сочеталось в сборе под блестящей хромированной крышкой. После восьми месяцев экспериментов, получилась окончательная версия. Когда были сыграны первые несколько аккордов, все присутствующие сидели в оцепенении. Мы поняли, что «поймали» звук оригинальных датчиков WRHB .
Это мог бы быть очень хороший конец истории . Но так как этот наш проект засветился на паре гитарных форумов , несколько человек заинтересовались в получении этого звука у себя. Не имея намерения стать производителями датчиков, мы договорились сделать ограниченный выпуск 30 звукоснимателей для тех, кто поддерживал проект с самого начала. За это время несколько человек упомянули, что это позор, магниты должны быть с резьбой, как в оригинальных винтажных датчиках, которые использовали CuNiFe - магнитный материал, который может быть легко обработан и нарезан под резьбу. Поиск показал, что CuNiFe просто не доступен в нужных формах и реалистичных количествах. С тех пор мы находим небольшие партии CuNiFe и теперь предлагаем ограниченный выпуск всего 30 датчиков с использованием этого редкого сплава."
... и добавил:Кстати пример звучания Telenator датчиков тут:
http://www.telenator.com/cunife-wide-range-humbucker/