На счет Ницше я так и не понял каким таким образм его сверхчеловек упраздняет субъекта, вообще вся его критика Канта относится только к Канту. По моему сам сверхчеловек и есть субъект, попытки Ницше определять и "вырываться за границы" субъектности - просто шарлатанство, он понятия не имеет откуда субъектность берется откуда берется сознание, и на каком этапе неосознанное становится осознанным. Это по сути сейчас не знает никто и попытки психологов и философов рассуждать на эти темы просто смешны. Скажем так Ницше перебунтовал все, что только можно ..но от этого его человеческая природа не перестала быть таковой, хотя добиться психического расстройства у себя, в принципе, возможно, что он и доказал. Но с таким же успехом можно просто биться головой об стену до потери способности соображать)) зачем только обволакивать простой идиотизм в такие "высокие смыслы", а уж тем более заявлять, что мол он победил субъектность. Можно сколько угодно заявлять что нет никакого "Я" и объявлять сознание болезнью, от того ничего не изменится ровно до тех пор, пока ты не понимаешь что это такое .. современные исследования в области искусственного интеллекта говорят о том, что нет доказанного факта - что сознание является проявлением вычислительных процессов. И вот нейронную сеть тоже можно назвать высокоорганизованной материей, в некоторых случаях (как то в шахматах, в Го) ИИ бьет человека безальтернативно. но ИИ никогда не напишет музыку .. т.к. тут как и с сознанием непонятно, где она начинается.
И вот способность к самоосознанию есть свойство человеческой природы, только вот экзистенциально оно, так что Ницше может что-то там и упразднил но нам на это экзистенциально наплевать,
Если нет единого понимания субъекта и объекта, то этот концепт, как по мне, не может иметь универсальный характер.
Единого понимания и быть то не может. В зависимости от концепции у нас будет по разному рассматриваться и субъект и объект и их соотношение. Если человек материалист, то его представление будет одно, для экзистенциалиста другое. По сути ведь это просто вопрос терминов
... и добавил:https://youtu.be/dukHQ8j1p24... и добавил:Само же «"мышление", как его себе представляют теоретики познания, не имеет места вовсе; это—совершенно произвольная фикция, достигаемая выделением одного элемента из процесса и исключением всех остальных, искусственное приспособление в целях большей понятности»246.
Ницше практически удалось осуществить переход к интегральному мышлению, предполагающему глубокие структурные сдвиги в соотношении между сознанием и бессознательным, между образным и логическим мышлением, между эмоциональными и рациональными факторами.
Вообще, он так веселит, со своим примитивным бунтарным всеотрицательством, что напоминает этакого мальчика в детском саду которому не нравится распорядок дня и необходимость вовремя есть и ограничивать себя в сладком. Что конечно же в конце концов приводит к кариесу, Буд-то он что-то понимает таки в теории познания .. раньше он был мне чем-то интересен, Нечто свезжее, новое но новое не всегда есть удобаваримое.