bottle, то, что прозвучало ранее, и есть реальные причины, а вся эта редукционистская мифология про олигархов - выдумки. Экономические интересы разнообразны, и в нормальных условиях у одной индустрии редко есть право вето.
Что касается императивного мандата - в том-то и дело, что существует он во всяких белоруссиях, Венесуэлах и Нигериях в основном, и существовал в Мексике во времена монополии одной партии. Хотя встречается кое-где в Швейцарии и каких-то штатах в США. Но практически никогда не применяется, и на то есть причины.
Почему его любят всякие автократии - потому что они вообще любят снижать значимость и автономию выборных должностей.
При всей кажущейся привлекательности идеи, на деле она создаёт две проблемы. Первая - процедура. Если ты разрешаешь отозвать депутата относительным большинством, то возникает риск, что любая небольшая группа может это сделать. Если абсолютным - то где набрать столько избирателей. Притом чтобы это правда было нормальным голосованием, тебе нужно провести не просто голосование, а провести кампании нормальные, где есть агитация, разные точки зрения и тп. Это и денег стоит, и времени требует.
Вторая проблема состоит в том, что при массе определений термина «демократия», современное понимание этого слова - представительная демократия. То есть избиратели выбирают представителя, который уже использует своё суждение о прекрасном, и вполне может (и даже должен) менять своё мнение в процессе обсуждения и достижения компромиссов с другими такими же. Задача представителей именно в этом, а не в исполнении списка «наказов». Этот представитель должен иметь возможность принимать непопулярные в моменте решения в том числе, если считает нужным и важным.
Можно спорить, насколько это хорошо, правильно и «демократично», но пока практика показывает, что истина где-то посередине - автономия и discretion избранным должностным лицам нужны, но важно не делать срок их полномочий слишком длинным.
... и добавил:
bottle, хотя нет, в Штатах это довольно популярная процедура, я проверил, был неправ, сорян.
In 2011, there were at least 150 recall elections in the United States. Of these, 75 officials were recalled, and nine officials resigned under threat of recall. Recalls were held in 17 states in 73 different jurisdictions. Michigan had the most recalls (at least 30). The year set a record for number of state legislator recall elections (11 elections) beating the previous one-year high (three elections).