Полтора месяца назад я тут писал о первых впечатлениях после покупки клавиатуры M-Audio Code 25. Кому интересно, поделюсь опытом после полутора месяцев использования.
Поначалу, основной проблемой была тугость клавиш. Все полтора месяца я каждый день понемногу занимался кистевым эспандером (обычный резиновый бублик который продается в любом магазине стпорттоваров). Этот бублик просто лежит у меня на столе, и я периодически беру его в руки и несколько раз сжимаю каждой рукой. От этого или нет, точно сказать не могу, но к клавиатуре руки у меня привыкли, и тугость клавиш уже не так ощущается. За исключением этого момента, особых технических претензий к клавиатуре у меня нет.
Видимо все дело в том, что игра на классической гитаре требует от гитариста ювелирной точности микродвижений пальцев правой руки, а тут приходится этими же пальцами с силой дубасить по клавишам, и из-за этого у меня возник диссонанс между ожиданиями и реальными ощущениями от клавиатуры. В любом случае, как мне кажется, работа по преодолению сопротивления мощных пружин клавиатуры является бессмысленной в музыкальном отношении, если только человек не привык к механическому фортепиано. Другими словами, при выборе клавиатуры очень важен предыдущий опыт игры на музыкальных инструментах, и если этот опыт сводится к игре на классической гитаре, то лучше покупать клавиатуру с очень мягкими клавишами.
В процессе игры на клавиатуре у меня возникла еще одна проблема, уже не связанная с данной конкретной клавиатурой. Дело в том, что на гитаре и на баяне я могу сыграть любую знакомую мелодию "без подбора". На фортепианной клавиатуре у меня это не получается. Дело в том, что на гитаре или на баяне, чтобы сыграть ноту, отстоящую от предыдущей на определенный частотный интервал, нужно сдвинуться по грифу гитары или по клавиатуре баяна в определенном направлении на определенное расстояние. То есть частотным интервалам соответствуют геометрические расстояния, которые запоминаются на уровне подсознания, и поэтому играть можно не глядя на клавиатуру, и даже не зная аппликатуру: достаточно помнить мелодию. Единственно, если играю с кем-то, нужно запомнить первую ноту, с которой начну играть, а остальные ноты просто извлекаются по отношению к первой ноте. Сама же первая нота принципиального значения не имеет, она нужна лишь для того, чтобы попасть в одну тональность с остальными.
На фортепианной же клавиатуре из 12 нот октавы 5 нот выделены во второй, менеее удобный ряд, прочем сделано это неравномерно. В результате, если я "нащупал" первую ноту мелодии, то отложить от нее интервал до следующей ноты вслепую не получится: отсутствует прямая зависимость между частотным и геометрическим интервалами. Поэтому каждую новую мелодию приходися "подбирать" и запоминать последовательность нажатия клавиш. И если я хочу сдвинуть мелодию на пол тона, тон, или на любой другой частотный интервал кроме октавы, мне приходится по новой подбирать эту же мелодию и запоминать новую последовательность нажатия клавиш. Об интуитивности не идет и речи.
Сейчас я пытаюсь набивать на клавиатуре партию бас гитары. Мелодия совсем простая, но я постоянно промахиваюсь при игре на пол тона, и приходится делать запись маленькими кусками и вручную править свои ошибки в секвенсоре. Естественно, правильность ритмики от этого страдает. Интересно, смогу ли я со временем играть на фортепианной клавиатуре любую мелодию с любой ноты без предварительного подбора, или же это приципиальный непреодолимый недостаток фортепианной клавиатуры? Кому-нибудь из гитаристов удавалось освоить фортепианную клавиатуру. так, чтобы не приходилось каждую новую мелодию подбирать?
Вот сейчас я набираю этот текст на компьютерной клавиатуре вслепую - когда-то освоил метод слепой печати. Я не помню, где на клавиатуре какая буква, но мое подсознание это помнит, и стоит поставить руки на клавиатуру, пальцы сами бегут куда надо и печатают нужный мне текст, даже если до этого они никогда именно этот текст не печатали. Точно так же я играю на гитаре и на баяне - я не помню где какая нота, я помню лишь мелодию, а пальцы сами знают как ее сыграть, даже если именно эту мелодию они никогда раньше не играли. Я ожидал, что если я могу это делать на двух музыкальных инструментах, я смогу это делать и на фортепианной клавиатуре. А тут - облом. Кто-нибудь с подобной проблемой сталкивался? Мне интересно понять, проблема во мне, или все же в неравномерности фортепианной клавиатуры, делающей игру на ней слишком неинтуитивной?