Первые орудия, освоенные предками человека, были ударными — палки и камни, которыму по чём-нибудь или ком-нибудь били. Ритм и темп.
Послушайте, какими звуками общаются приматы. Есть, конечно, некоторый набор звуков разной высоты, но всё же большую часть они не воют непрерывно, а голосят сериями недлинных звуков с паузами. Опять ритм, опять темп.
Настал момент, когда человек выделил из используемым им предметов особый их класс, единственным назначением которых было издавание звуков посредством ударов по ним — там-тамы, барабаны, бубны, погремушки. Ритм и темп. И в весьма вспомогательной роли высота звука — ударные инструменты разного размера.
Спустя многие тысячи (сотни тысяч) лет после изобретения ударных инструментов человек совершил невиданный доселе научно-технический прорыв — изобрёл лук. Получился предмет двойного назначения: 1) оружие; 2) щипковый музыкальный инструмент. Дёргаем тетеву, издаём ритмичный(!) звук. При этом, лук можно поджимать рукой, и будет меняться высота звука. Но всё равно главное ритм.
И тут кто-то додумался (а скорее всего случайно заметил), что тетиву можно не дёргать, а елозить по ней чем-нибудь и получать протяжный неритмичный звук. Где-то, наверное, в это же время (плюс-минус) человек придумал свистелки, гуделки, в общем, дуделки — духовые инструменты. Вот только на этом этапе высота звука обрела ценность, не зависящую от ритма. Первичными, как ни крути, были ритм и темп.