Переменный штрих. Часть 2.
Есть ещё один очень важный момент: само движение медиаторной руки должно исходить от запястья. После всех моих разглагольствований на тему эффективности, минимуме движений и карандашей будет неудивительно, если вы решите, что наиболее экономичный способ игры медиатором опирается на движения большого и указательного пальцев, работающих как при письме. На самом деле на эту область кисти уже и без того возложена важная задача удержать медиатор достаточно крепко, чтобы предотвратить его выскальзывание, а также варьировать силу хвата с целью получения разного тембра и громкости звука. Не слишком осмотрительно ждать, что пальцы смогут справиться с движением медиатора на больших скоростях с учётом того, что им приходится решать другие важные задачи, поэтому лучше оставить это на долю ближайшего соседа пальцев – запястья.
Да, «и вот ещё что…» (я просто обязан был куда-нибудь вставить эту фразу Коломбо!). Подумайте об эффективности вашей техники – о том, можно ли на неё рассчитывать во всех ситуациях или только во время занятий? На концерте вам, скорее всего, придётся играть стоя (если только вас зовут не Роберт Фрипп (англ. Robert Fripp)) и, возможно, немного двигаться, поэтому важно, чтобы медиаторная рука была каким-то образом зафиксирована на гитаре. Я советую увязать этот вопрос с техникой глушения струн ребром ладони – если какая-то часть медиаторной руки уже и без того почти всю свою гитарную жизнь проводит в контакте с неиспользуемыми струнами, то у вас есть необходимая опора, и теперь вы можете носиться по сцене, как цыплёнок на концерте Оззи (англ. Ozzy Osbourne), и при этом продолжать чётко играть каждую ноту (известно, что во время концертов Осборна зрители неоднократно бросали на сцену различных мелких животных, особенно после нашумевшего эпизода с откусыванием головы летучей мыши - прим. переводчика).
С равным успехом можно попробовать положить ладонь на сам бридж. Благодаря этому можно добиться поразительных результатов, если вы стремитесь получить фирменный эффект Эла ДиМеолы (англ. Al Di Meola) под названием «мьютола», особенно если играете вы на инструменте с сочетанием фиксированного бриджа и струнодержателя на манер гитар Gibson, где наклонённый к деке отрезок струн между бриджем и струнодержателем позволяет руке занять хорошее, удобное положение.
Однако следует помнить о том, что подобный подход может не сработать на гитарах с системами по типу «плавающее тремоло», поскольку на таких инструментах прикосновение к поверхности бриджа может привести к резкому повышению гитарного строя.
Другой подход к опоре звукоизвлекающей руки при игре на гитаре демонстрирует Майкл Энджело (англ. Michael Angelo Batio), чья медиаторная техника является образцом эффективности (если вы не верите мне, то посмотрите его видео-уроки). Он предпочитает класть кончики пальцев правой руки на поверхность гитарной деки в область, расположенную ниже первой струны (высокой «ми»), что позволяет ему с лёгкостью переносить медиатор от струны к струне, не меняя хвата.
Есть ещё один момент, который стоит обсудить, – это насколько раскрыта ладонь вашей медиаторной руки. Возможно, вам покажется, что сжатая в кулак кисть облегчает движение, однако исполнители вроде Джорджа Линча (англ. George Lynch) (известного по группе Dokken) утверждают, что некоторые пассажи они играют быстрее с отведёнными в сторону неактивными пальцами медиаторной руки. Лично я предпочитаю достаточно закрытый вид кисти, однако важно при этом не слишком сжимать руку (наверное, мне не следовало в предыдущем предложении использовать слово «кулак»…)
При отработке медиаторной техники всегда полезно спрашивать себя о том, достаточно ли универсальна выбранная постановка руки и насколько она соответствует вашим потребностям. Может быть, вам нравится делать медиаторные флажолеты, дающие тот самый визжащий звук, или же вы хотите придать своей игре лёгкий налёт кантри, используя сочетание медиатора и пальцев. Так вот, получается ли у вас свободно переключаться от одной техники к другой без того, чтобы радикальным образом менять положение кисти?
Изложив все эти детали, я просто не могу не упомянуть некоторых выдающихся исполнителей, исповедующих совершенно иной подход. Например, Стив Морс (англ. Steve Morse) держит медиатор большим, указательным и средним пальцами. Мне кажется, что такой хват ограничивает мобильность и по ощущениям несколько неловок, однако это работает в случае с господином Морсом, который не испытывает особых проблем с переменным штрихом. Точно также моя аргументация в защиту остроконечных медиаторов неприменима к Джорджу Линчу, Роббену Форду (англ. Robben Ford) и Пэту Мэтини (англ. Pat Metheny), поскольку все трое предпочитают использовать не острый кончик медиатора, а его боковую сторону. И, конечно же, очевидно, что моя идея с опорой руки не относится к Эдди Ван Халену (англ. Eddie Van Halen), который играет вещи вроде медиаторного тремоло в мелодии из “Eruption” и при этом выгибает запястье правой руки, располагая его достаточно далеко от поверхности гитары и явно ни на что не опираясь. Когда я смотрю записи, где видна рука Эдди, извлекающая звук, я поражаюсь тому, что он вообще может играть, однако сложно поспорить с тем результатом, которого он добился с такой постановкой. Кстати, словно бы для того, чтобы окончательно всех запутать, Эдди пользуется относительно тонким медиатором и держит его между большим и средним пальцами, оставляя указательный палец свободно болтаться. Выглядит это необычно, но когда видишь то, с какой лёгкостью он переключается между медиаторной игрой и тэппингом, то начинаешь замечать определённую логику в столь странном подходе.
Мораль здесь заключается в том, что неукоснительных правил не существует. Я попытался объяснить все те мелочи, которые помогли мне в работе над медиаторным звукоизвлечением, и полагаю, что в основном мои выводы достаточно логичны и обоснованы, поэтому если вы стремитесь добиться выдающихся результатов в медиаторной технике, то, возможно, здесь вы найдёте для себя кое-что полезное. Тем не менее, я признаю, что все люди разные, и если ваша медиаторная рука движется эффективно и расслабленно, то уверен, что не так уж важно, как она при этом выглядит.