Голосование

Следует ли продолжать выкладывать материал в данной теме?

Да, конечно, было бы круто!
384 (95.5%)
Нет, никому это не не интересно...
5 (1.2%)
Мне это вообще фиолетово.
13 (3.2%)

Проголосовало пользователей: 401

Автор Тема: Гатри Гован. Техника  (Прочитано 77933 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн sterile_space Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
  • Репутация: +284/-2
Гатри Гован. Техника. Физическое состояние.
« Ответ #30 : Января 24, 2011, 10:08:52 »
Физическое состояние.

Удивительные вещи создавались гитаристами с физическими недугами. К примеру, вспомните Тони Айомми (англ. Tony Iommi) – человека, который придумал все эти демонические риффы из репертуара Black Sabbath.  В результате несчастного случая на производстве он потерял кончики пальцев на ладовой руке, что для многих бы музыкантов поставило под сомнение будущую карьеру в качестве гитариста. Однако Тони решил сделать себе кожаные протезы, заменившие ему кончики пальцев, переключился на струны меньшего калибра и продолжил сочинять отличную музыку.

Или взять того же Леса Пола (англ. Les Paul), этого Леонардо да Винчи от гитары, который фактически изобрёл многодорожечную звукозапись и цельнокорпусную электрогитару, не говоря уже о том, что в своё время ему покорялись вершины популярных чартов, и он же разработал классическую гитару Gibson, носящую его имя. Собственно игра Леса часто затмевалась его другими заслугами в области музыки, однако если взять на себя труд и ознакомиться с его инструментальными записями 1950-х годов, то можно услышать гитариста с великолепной техникой, дерзким чувством юмора и идеями, некоторые из которых на десятилетия опередили своё время. Известна история о том, что однажды Лес в автомобильной аварии сломал правую руку, после чего врачи сообщили ему, что о карьере гитариста можно позабыть раз и навсегда. Не падши духом, он настоял на том, чтобы руку поставили под нужным углом так, чтобы она была зафиксирована гипсом в игровом положении, после чего как ни в чём не бывало продолжил свой музыкальный путь!

Ну, и конечно, стоит вспомнить случай Джанго Рейнхардта (англ. Django Reinhardt), который вместе со Стефаном Граппели (англ. Stéphane Grappelli) стал одним из ярчайших представителей направления цыганского джаза, и чья пламенная игра на акустике по сей день продолжает вдохновлять армию подражателей. В результате пожара в таборе пострадали два пальца на ладовой руке Джанго, которые высохли и стали практически непригодными для игры, за исключением, разве что, постановки нескольких аккордов на грифе, и, тем не менее, судя по любой его записи, звучит он много искуснее, чем большинство гитаристов со здоровыми пальцами.

Что я хочу всем этим сказать – нет ничего невозможного, если посвятить себя музыке. Однако следует заметить, что упомянутые выше гитаристы были исключением. Все они обладали художественным видением и творческой фантазией, достаточными для того, чтобы сотворить нечто уникальное, и все они ощущали необходимость продолжать делиться вновь создаваемой музыкой с остальным миром, невзирая на препятствия, возникающие на их пути. Такие люди – редкая порода, и, конечно же, большинство из нас прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что нашу игру на гитаре могут серьёзно осложнить и гораздо менее значительные травмы (особенно если сравнивать с тем ужасом, который был описан выше). Другими словами, игра на гитаре приносит больше радости, если соблюдать определённые меры предосторожности. Далее приведена подборка основных советов по такой вот элементарной технике безопасности.
« Последнее редактирование: Апреля 29, 2012, 15:25:30 от sterile_space »

Оффлайн Wayman

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1639
  • Репутация: +729/-46
ждем с нетерпением)

Оффлайн Biven

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1741
  • Репутация: +293/-0
  • "Стёклышко"
sterile_space, отлично) есть из чего выбрать. Гатри объективный чел)

 "Однако не стоит забывать о том, что подобный подход не сработает на гитарах с нефиксированными устройствами тремоло, поскольку на таких инструментах прикосновение к поверхности бриджа может привести к внезапному повышению гитарного строя." - это если давить при мьюте...а так я сам недавно на флойде играл и никуды не уходило ничего  8)

Оффлайн sterile_space Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
  • Репутация: +284/-2
Переменный штрих. Упражнения. Часть 1.
« Ответ #33 : Января 24, 2011, 12:19:07 »
Переменный штрих. Упражнения. Часть 1.

Как бы то ни было, давайте рассмотрим несколько упражнений на медиаторную технику, чтобы на практике опробовать всё, что обсуждалось выше. Пример 1.1 должен помочь вам войти в курс дела. Это гамма «до мажор», и несложно заметить, что всё упражнение может быть сыграно строго по схеме «каждый палец на свой лад». Кстати, в данном упражнении я отметил направление штриха, чтобы продемонстрировать, как это обычно обозначается. Прямоугольный символ означает удар вниз, а стрелка, обращённая вниз, символизирует удар вверх. Если такие обозначения кажутся вам нелогичными, то имейте в виду, что изначально они были призваны изображать разные концы скрипичного смычка. Скрипач начинает удар вниз с прямоугольного конца смычка («колодки»), а удар вверх он совершает от острого конца, рискуя при этом угодить смычком кому-нибудь в глаз. Данная символика покажется более осмысленной, если взглянуть на неё под таким углом!

Начинайте выполнять первое упражнение очень медленно, так чтобы можно было пристально следить за всеми действиями медиаторной руки – к примеру, у неё может появиться искушение сделать два удара вниз подряд, что полностью нарушит весь ритм переменного штриха. Здесь действительно необходимо следовать правилам, иначе в конце концов выйдёт так, что вы будете отрабатывать совсем не то, что нужно, и столкнётесь с проблемами позднее, когда попытаетесь нарастить скорость. Постарайтесь играть так, чтобы громкость всех нот была одинаковой, и каждая нота звучала чисто и с нужной длительностью. В особенности это касается последней ноты на каждой струне.



Тем временем, в Примере 1.2 используются ноты до-мажорной гаммы, расположенные более интересным образом, по принципу гаммообразной секвенции. Обратите внимание на три первых такта. Можно заметить, что вместо того, чтобы просто идти от самой низкой ноты к самой высокой и обратно, гамма уже разделилась на несколько групп, по четыре ноты в каждой. Другими словами, на каждую долю приходится четырёхнотная мини-гамма, причём каждая последующая группа начинается с более высокой ноты по сравнению с предыдущей (во второй части упражнения, конечно же, используется обратный принцип). Это хорошее упражнение для медиаторной руки, которой придётся освоить множество переходов со струны на струну. Да и звучит это интереснее чем то, что было приведено в Примере 1.1!

Хочу обратить ваше внимание на ноты с пометкой «3?». Возможно, вы предпочтёте прижимать эти ноты безымянным пальцем, тем самым весьма дерзко пренебрегая священным принципом «каждый палец на свой лад», тогда как, отдавая предпочтение мизинцу, вам придётся задействовать большую площадь кончика пальца, поскольку нужно будет последовательно прижимать струны «соль» (третья) и «си» (вторая), перекатывая палец от одной струны к другой. Попробуйте по очереди использовать обе аппликатуры. Первая позволяет легче добиться чёткой артикуляции обеих нот, которые в этом случае обычно звучат чище, но иногда просто не остаётся выбора, и приходится прижимать смежные струны одним и тем же пальцем, так что лучше проработать оба варианта.



Пример 1.3 представляет собой вариацию предыдущего упражнения, только на этот раз вам придётся идти вверх и вниз по ступеням гаммы группами из трёх нот:



В этом упражнении ноты сгруппированы в триольной ритмике, поэтому начало каждого трёхнотного блока попадает на новую долю такта. При этом в Упражнении 1.4 используется та же идея с «тройками», только на этот раз сгруппированы шестнадцатые ноты (т.е. на каждую долю приходится по четыре ноты), поэтому сейчас рисунок мелодии не столь очевиден для слушателя, – особенно если вы попробуете акцентировать ноты, выпадающие на каждую долю! Надеюсь, что это упражнение звучит не столь монотонно и предсказуемо, как Пример 1.3:

« Последнее редактирование: Мая 04, 2012, 11:32:54 от sterile_space »

Оффлайн anDDRew

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1239
  • Репутация: +928/-27
  • котавр
Вот так - тот опыт, что я копил, и собирал по кусочкам то там то тут, то, до чего доходил своим умом, методом проб и ошибок - все в одной статье. Вот повезёт же кому-то. :)

sterile_space, спасибо, полезная книжка. Я наконец-то дорос до способности ставить плюсы, счас поставлю ).
 

Оффлайн kuzma7126

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 283
  • Репутация: +63/-5
  • https://vk.com/avkuzmin24
sterile_space, прочитал перевод. Плюсанул! Хорошим делом занимаетесь :)

Оффлайн sterile_space Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
  • Репутация: +284/-2
Переменный штрих. Упражнения. Часть 2.
« Ответ #36 : Января 24, 2011, 13:24:48 »
Переменный штрих. Упражнения. Часть 2.

Вот ещё один вариант того, как заставить простое упражнение звучать не столь очевидно. Если сравнить Пример 1.5 и Пример 1.3, то можно заметить, что ноты по-прежнему сгруппированы по трое, но на этот раз ноты в группах, приходящихся на каждую чётную долю, следуют в обратном направлении:



И вот ещё одна вариация. Пример 1.6 должен напомнить вам Пример 1.2, но только на этот раз здесь отсутствуют все фрагменты, ранее приходившиеся на чётные доли. Кстати сказать, в этих примерах я настойчиво рекомендую вам внимательно следить за нотной записью. Даже если вы не слишком уверенно читаете нотный текст, думаю, вы не будете спорить с тем, что нотация демонстрирует структуру музыкальных фраз гораздо нагляднее любых табулатур.



Конечно, кроме троек и четвёрок есть и другие вещи. В Примере 1.7 можно увидеть группы из шести нот, отделяющиеся друг от друга более широкими интервалами между концом одной группы и началом другой. В некоторых местах (например, в середине первого такта) вам придётся перескочить через струну, так что эти моменты следует прорабатывать особенно тщательно.



А теперь попробуем кое-что позаковыристей. В примере 1.8 ноты сгруппированы по пять в восходящем движении, однако вместо того, чтобы втискивать по пять нот в каждую долю, здесь сохранена более привычная ритмика 16-х нот. Следовательно, каждая новая группа из пяти нот начинается на одну 16-ю ноту позднее предыдущей, чем создаётся интересный ритмический эффект. Вам придётся здорово напрячься, чтобы успешно справиться с этим заданием!



А вот ещё одно применение той же идеи. Если снова обратиться к Примеру 1.6, то можно заметить, что в Примере 1.9 используется аналогичный принцип, но только на этот раз применительно к группам из пяти восходящих нот – т.е. сейчас некоторые из прежних групп отсутствуют полностью, что усиливает чувство движения мелодии:

« Последнее редактирование: Мая 04, 2012, 00:14:39 от sterile_space »

Оффлайн Biven

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1741
  • Репутация: +293/-0
  • "Стёклышко"
sterile_space, да, вообщем то не навязывает ничего) и правда, повезло ж сей час начинающим то :crazy:

Оффлайн CSX

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 140
  • Репутация: +99/-2
  • Всё сам! Вот этими самыми руками!
О! Не видел эту тему. Респектище брату по разуму!!! :) Я как раз сейчас на оллгитар.инфо пытаюсь переводить первую книгу.
Плюсовать пока не умею, поэтому буду благодарен, если кто-то сделает это за меня :)

Есть такие места, на которые при чтении особо внимания не обращаешь, а когда переводить начинаешь, то порой приходится очень здорово напрячься. Вроде и смысл понятен, а по-русски всё равно коряво выходит. Больше всего времени занимает именно придание переводу нормального русского литературного вида.

+ zillion

Мешает проклятый перфекционизм и засевшая в недрах мозга Нора Галь с плёткой.

Оффлайн sterile_space Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
  • Репутация: +284/-2
Переменный штрих. Упражнения. Часть 3.
« Ответ #39 : Января 24, 2011, 16:34:00 »
Переменный штрих. Упражнения. Часть 3.

А теперь перейдём к интервалам. Пример 1.10 – это до-мажорная гамма, сыгранная восходящими терциями, что можно представить и как восходящее движение трёхнотными группами, но без средних нот в каждой группе:



Кстати сказать, чтобы совладать с аппликатурой правой руки в этом упражнении, хорошо бы сначала зациклить первые шесть нот. Добившись уверенного и комфортного исполнения этих нот, вы с радостью обнаружите, что аналогичная формула межструнных переходов используется и во всех последующих шестинотных группах.

Как правило, терции звучат довольно приятно и мелодично. Увы, то же самое нельзя сказать про интервалы из Примера 1.11. Данное упражнение демонстрирует восходящие квартовые интервалы, и, как нетрудно заметить, та самая аппликатурная проблема, которая впервые дала о себе знать в Примере 1.2, на этот раз встала в полный рост. Полагаю, что для успешного выполнения данного упражнения лучше придерживаться принципа «каждый палец на свой лад»; если вы попробуете применить любой другой подход, то к тому времени, когда вы доберетесь до пятой ноты, у вас попросту закончатся свободные пальцы. При всём этом, вам, возможно, захочется сделать исключение для ноты с пометкой «3?». По крайней мере здесь можно обойти ту самую проблему со свободными пальцами.

И это отличное упражнение на развитие точности работы ладовой руки. Самое сложное тут – исключить наслоение нот друг на друга, иначе хорошего звука добиться не получится. Каждая предыдущая нота должна затихнуть к началу следующей, при этом медиаторная рука будет слишком занята и вряд ли сможет здесь чем-то помочь, поэтому основная ответственность по глушению нот ложится на пальцы, прижимающие струны. Это упражнение может показаться ерундовым, но попробуйте зациклить первые две ноты, играйте их медленно, перенося давление кончика пальца со струны «ми» (шестой) на «ля» (пятую) так, чтобы во время исполнения каждой из этих нот одна и только одна струна касалась лада. Если слегка прижать указательным пальцем обе струны (как при малом баррэ) и попробовать пошевелить им в ближайшем к ногтю суставе, то можно получить общее представление о том, каким должно быть само движение. Следующим шагом является отработка этого движения последовательно каждым пальцем. Мизинец сначала будет упрямиться, но спустя какое-то время и он поймёт, что от него требуется. Вполне возможно, что, поработав немного над этой аппликатурной головоломкой, вы также обнаружите, что и некоторые из ваших собственных фраз начали звучать чище и чётче.



Кварты имеют более резкое звучание по сравнению с терциями и придают музыке определённое напряжение, что может привлечь соло-гитаристов, интересующихся джаз-фьюжном и похожими стилями. С другой стороны, я не сомневаюсь, что вы будете озадачены, услышав точно такие же приторные звуки, как в Примере 1.11, но раздающиеся из фургона с мороженым!

Следующие три примера демонстрируют остальные интервалы до- мажорной гаммы:



Вероятно, квинты из Примера 1.12 покажутся вам резковатыми, как и кварты, в то время как мелодическое движение секст из Примера 1.13 по характеру напомнит скорее терции, а септимы в Примере 1.14 слушать будет так же тяжело, как и играть! Вообще, более широкие интервалы исполнять труднее, однако звучат они интереснее. Вряд ли вам захочется играть их везде и всегда, но знание таких интервалов определённо поможет обогатить звуковую палитру, которой вы пользуетесь в своей импровизации.

А теперь давайте вернёмся обратно к терциям и посмотрим, что будет, если их соединить. В Примере 1.15 на каждую долю приходятся три ноты, идущие вверх или вниз по терциям:



Сейчас самое время небольшого ликбеза по музыкальной терминологии: данное упражнение демонстрирует использование диатонических трезвучий. Трезвучие – это простейший класс аккорда (содержащий лишь три разноимённых ноты), а диатоническими такие трезвучия называются, поскольку все они в данном упражнении составлены из нот одной и той же базовой гаммы. Кстати, тема трезвучий более детально будет освещена позднее. А сейчас просто обратите внимание на то, как мелодично и стройно они звучат, и не забывайте следить за межструнными переходами! И вы на самом деле извлекаете все эти ноты переменным штрихом, так ведь? Это я так, для контроля…

Трезвучия я организовал таким образом, чтобы ноты в них попеременно шли то в восходящем, то в нисходящем порядке, потому что, на мой взгляд, звучит это лучше, однако никто не запрещает вам переделать данное упражнение так, чтобы ноты всех трезвучий следовали в одном направлении, тем более что пара дополнительных упражнений на звукоизвлечение вам точно не повредит.

В Примере 1.16 та же самая идея получает дальнейшее развитие. Три интервала в терцию вместе дадут нам ноты диатонического септаккорда, который звучит немного более изощрённо.



Кстати, ко всем вышеописанным упражнениям полезно применить разную ритмическую основу. Я записал упражнение 16-ми нотами, а вы попробуйте поработать с триолями и наоборот.
« Последнее редактирование: Мая 04, 2012, 12:00:27 от sterile_space »

Оффлайн PsyCho23

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 400
  • Репутация: +50/-2
отлично).....подпишусь

Оффлайн CSX

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 140
  • Репутация: +99/-2
  • Всё сам! Вот этими самыми руками!
2 sterile_space
Первую же :) Первую часть Creative Guitar

Оффлайн sterile_space Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
  • Репутация: +284/-2
Переменный штрих. Упражнения. Часть 4.
« Ответ #42 : Января 25, 2011, 06:34:55 »
Переменный штрих. Упражнения. Часть 4.

Ну а сейчас можно дать передышку ладовой руке. Всё, что от неё требуется в Примере 1.17, – это держать на грифе аппликатуру аккорда. На этот раз можно не беспокоиться о глушении нот аккорда – здесь необходимо больше сосредоточиться именно на медиаторной руке.



Из всех упражнений, что были прежде, это может похвастаться наивысшей концентрацией межструнных переходов. На самом деле, оно, возможно, покажется вам легче, если рассматривать каждую пару нот как единое целое. Попробуйте сосредоточиться на первой и третьей ноте в каждой доле, а ноты между ними должны играться на автомате, сами собой. В данном случае проконтролировать себя можно, попробовав безошибочно сыграть упражнение максимальное число раз подряд. Это хороший способ определить, насколько успешно усвоено предлагаемое задание. Вы обнаружите, что увеличение количества безошибочных повторов даётся ничуть не легче, чем наращивание скорости.

Пример 1.18, [...] является вариацией той же самой идеи. На этот раз здесь нет удвоений самых низких и самых высоких нот, так что базовый шаблон теперь стал короче. Чтобы не запутаться в штрихе, лучше всего сосредоточить внимание на том, что третью струну («ре») нужно атаковать ударом вниз, а первую (верхнюю «ми») – ударом вверх.



Возможно, вы замечали, что в некоторых источниках подобные упражнения называются арпеджио. Арпеджио – это по сути аккорд, в котором ноты играются не разом, а последовательно одна за другой. Предыдущие четыре упражнения фактически и были основаны на арпеджио, хотя это задание заставит вас немного попотеть! Известно, что до-мажорный аккорд состоит из трёх нот – «до» (C), «ми» (E) и «соль» (G) – поэтому для этого упражнения я взял определённую часть грифа (лады 7-10, как всегда!) и расположил в этой области каждую из нот C, E и G так, чтобы были задействованы все шесть струн. Теперь, когда ваша медиаторная рука благодаря Примерам 1.17 и 1.18 без труда справляется с межструнными переходами, можно вновь уделить внимание ладовой руке. Чтобы правильно играть арпеджио, необходимо глушить каждую ноту после того, как она прозвучит положенное время, – делайте это так же, как с восходящими квартами в Примере 1.11:



А вот что выйдет, если немного перетасовать ноты. Пример 1.20 – это, по сути, предыдущее упражнение, но переделанное так, чтобы можно было пропустить некоторые ноты и играть более широкие интервалы.



Думаю, освоившись с данным упражнением, вы обнаружите, что играть его легче, чем простое арпеджио в Примере 1.19. Да к тому же и звучит оно лучше!

Примеры 1.21 и 1.22 станут настоящим испытанием вашего умения переходить со струны на струну. Они построены по следующему принципу: берём все ноты, которые можно сыграть в позиции «каждый палец на свой лад», и разбиваем на серии диагональных форм. Кстати, чтобы проследить логику этого упражнения, лучше смотреть в табулатуру – ноты на стане здесь мало чем помогут! То, что вы в результате услышите, будет звучать просто чудовищно, однако это вовсе не значит, что в музыке нельзя использовать отдельные фрагменты данного упражнения, – к примеру, в композиции “The Animal” со знаменитого альбома Стива Вая (англ. Steve Vai) “Passion And Warfare”, имеется очень похожая фраза.

« Последнее редактирование: Мая 04, 2012, 12:04:00 от sterile_space »

Оффлайн CSX

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 140
  • Репутация: +99/-2
  • Всё сам! Вот этими самыми руками!
2 sterile_space
Да хоть всё цитируйте, я только рад.  :)

По поводу FAQ'а. Сам я сейчас заниматься этим не буду, свободного времени не так много и я сосредоточен именно на том, чтобы книгу перевести. Но я не против любого использования своих переводов где угодно. Желательно, конечно, чтобы была ссылка на мой сайт где-нибудь в выходных данных, но не обязательно даже это.

Оффлайн Dodiezminor

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 434
  • Репутация: +161/-2
Спасибо обоим переводчикам.
Ну, и Гатри тоже молодец. :)