о это моя любимая тема
я играю только на чистом звуке, поэтому всякие рокерские штуки в расчёт не берём (я их никогда не умел делать и не стремлюсь)
начинал конечно с пентатоники. постепенно добавлял хроматизмы... потом добавлял уже не атональные хроматизмы, а входящие в лад (в миноре приоритет отдавал дорийскому).
дальше я уже совсем забыв про пентатоники гонял гаммы.
потом когда я почувствовал, что ограничиваюсь ступенями одного лада с посторонними хроматизмами, я начал добавлять ноты, не являющиеся ступенями обыгрываемого лада. короче теперь моя импровизация ничем не ограничивается и у меня нет нот, которые я бы не смог сыграть - в любой тональности.
смешиваю импровизационные стили: атональный и ладовый. в итоге получается приятная джазовая импровизация а-ля пэт мартино (до операции)
всё придумываю на ходу, заученных фразировок в моей жизни мало было, поэтому расстаться с ними проблемой не было))) я сам ощущаю когда надо добавлять мелодики, когда мало нот, когда зациклился на одних и тех же нотах и т.д. и т.п.
т.к. музыку я играю довольно монотонную, то обыгрывать каждый новый аккорд мне потребности нет. хотя под классический, стандартный боп (в котором просто необходимо знать гармонию) - тоже можно постараться, но мне это надо предварительно обдумать... легко конечно когда идут простые транспоцизии на полтона вверх или на полтора... другое дело, когда изменение тональности ведёт за собой и изменение обыгрываемого аккорда. импровизация в таком случае мне тоже под силу
честно скажу ни какие пособия по джазовой импровизации на меня не подействовали, точнее я в них даже не вникал и не мог дочитать дальше 2-5-1. меня всегда бесила эта аккордовая последовательность. все равно импровизация сводится к ля-минору (если 2-5-1 в до-мажоре).
остаётся работать над чистотой извлечения. техника у меня очень странная, переучиться врядли возможно - пик держу тремя (!) пальцами, рука всегда касается струн, вроде бы лежит, но вроде и не давит на струны - фиг её знает...
п.с.: майлз каждому новенькому в своём составе говорил: "не знаешь чё играть - играй пентатонику" )))
я не чувствую той паники у металлистов и блюзеров типа "надоели пентатоники с тритонами и бендами". эти же "пентатоники с тритонами и бендами" в бибопе, например, звучат довольно необычно, так что вся проблема в музыке которую ты играешь
не устраивает импровизация - меняй стиль музыки
не устраивает стиль музыки - не импровизируй
просто есть стили, где импровизация далеко не всегда необходима...