О "методе" вскользь написано выше.
1) Выбрать материал для съема по уровню развития слуха. (Иначе можно нажить кучу комплексов и впасть в депрессию).
2) Прослушать материал много, много раз. Чтобы мелодия (и другие элементы) вошла в ваше "нутро" как кровь и плоть. Чтобы вы внутренним слухом ее пропевали и пропитались ей полночтью.. (Для чего это делать подробно написано в этой статье (для журнала Music Box лет пять назад)
http://www.guitar-club.net/1school/Maloletov33.htm )
5) После этого приступить непосредственно к съему. Для этого в первую очередь берем инструмент и ищем тонику на басовой ноте (5-6 струне) и от него, от баса, откладываем аккорд. Если материал простой, то как правило человек почувствует центральный аккорд (или тон) куда тяготеют все другие. Эта тоника является началом отсчета в системе координат. Центральный аккорд может быть мажорным или минорным (зачастую бывают запутанные случаи с переменной тоникой). Поэтому надо начинать съем с простых тональных вещей, где при прослушивании сразу ощущается логика разрешений. Снимать "непонятку" или атональную фактуру имеет смысл после того, как освоен навык съема простых мелодий-попевок. Идем дальше....
6) Далее лично я снимаю аккорды или басовые функции аккомпанемента какого-то отрезка (например первого предложения 8 тактов). Под предложением можно понимать крупную законченную фразу. Этот пункт можно пропустить и сразу приступить к съему мелодии аккорды подобрать потом. Но все же более логично снимать материал начиная с крупных конструкций, двигаясь к более мелким деталям. Иногда сам аккорд аккомпанемента подсказывает какие там ноты в мелодии. Зная функции аккордов (чувствуя аккомпанемент) легче подбирать мелодию, так как аккомпанирующий каркас будет плотно держать в системе ладовых тяготений). После того как будет пойман (уловлен слухом) общий каркас песни (композиции) вы уже априори будете находиться в четкой ладовой структуре, даже если не знаете теории. Все это на ощущениях. Теория музыки это по сути словесное описание элементов музыки, ее строительного материала.
7) после этого снимаем мелодию в самых общих чертах. Без мелизмов (украшательств), без анализа технических приемов и все, что отвлекает от звуковысотной стороны. Нужно тупо подобрать ноты мелодии, запомнить их и выграть на грифе гитары в удобной аппликатуре. Так по частям идет анализ мелодии-гаромнии дальше, до конца. Лучше если все что сняли будете пропевать не только внутренним голосом, но и в реальный голос. Интонирование мелодий на сольфеджио (у классиков) очень важный момент. Самостоятельно трудно себя заставить петь, но делать это крайне полезно.
После того, как основной каркас мелодии понятен и осознан идет работа над исполнительскими деталями и штрихами (о чем говорил Павел в видео). То есть сначала до этого пункта мы искали ответ "ЧТО" играется. Когда на вопрос "ЧТО" ответили, то дальше идет поиск ответов на вопрос "КАК". По всем параметрам как по гармонии/мелодии (почему эти аккорды автор взял, как работают связи), так и по исполнительству (слышать кульминации-спады, технические приемы, динамические оттенки и тд)
9) Важный пункт - закрепление. К сожалению в жизни невозможно свои наработки положить в сейф и сказать, что это навсегда. Без тренировки навыки теряются. Эта слуховая "мышца" должна работать и повторять старые наработки.
Таким образом, каждый отвоеванный кусочек материала, от простого к сложному накапливается и закрепляется в сознании. Встретившись с какой-то песней у вас будут наработаны "шаблоны" от которых вы будете отталкиваться.
Очень полезно начинать съем и делать тренировку в виде игры и забавы, не превращая это в некую обязаловку и рутину. Мне кажется наиболее целесообразно начинать со съема не гитарных композиций, где масса отвлекающих факторов (технические приемы, специфические мелизмы-украшательства). Поэтому снимать вокальные мелодии в песнях - самое простое и понятное занятие. Это хороший старт, чтобы постепенно переходить к съему сложного материала, например гитарных импровизаций и пассажей. Особо надо обращать внимание на ритм. Синкопированность мелодии на фоне общего метро-ритмиского грува должны сниматься точно. Быбает, что человек все внимание сосредотачивает на звуковысотной стороне, забывая, что ритм это может быть даже важнее в музыке... Так как музыка может быть без мелодий (типа рэп или какой-то эмоциональный скэт), а вне ритма музыки не будет вовсе. Но это отдельная тема)))
В рамках техники, как было сказано, крайне полезно анализировать игру мастеров. Что в данном топике отражено хорошо. Но осталась за кадром чисто музыкальная составляющая. Мне кажется при съеме на слух должны охватываться все элементы этой темы.
Примерно такое мое видение... Если кто-то имеет свой опыт, то было интересно послушать. Возможно что-то взять для себя на вооружение.