Автор Тема: Функции аккордов в ненатуральных ладах  (Прочитано 2477 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн hardtobepsd Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 2
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Здравствуйте!
Изучаю составление последовательностей аккордов, а в частности функции аккордов в последовательности и сейчас имею 3 вопроса на которые не могу найти ответа, буду рад если найду их здесь, или хотя бы направление как их найти.
1) Остаются ли те же функции у аккордов к примеру во фригийском и дорийском ладу:
  • (T) Тоническая — аккорды на 1, 3 (медианта), 6 (медианта)
  • (S) Субдоминантовая — аккорды на 4, 6 (медианта), 2 ступенях
  • (D) Доминантовая — аккорды на 5, 7, 3 (медианта) ступенях
2) В этих же ладах правило то же T-S-D или иное? некоторые говорят, что S и D меняется местами по функции, но в каких случаях я так и не смог разобраться
3) В каких случаях возможен ход D-S? некоторые говорят, что в определенном контексте это уместно и приводят достаточно неплохие песни с таким ходом, но как понять, в каком случае этот ход можно использовать?

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Функции аккордов в ненатуральных ладах
« Ответ #1 : Августа 05, 2022, 08:51:06 »
hardtobepsd, если максимально кратко, то:

1) Нет, функции T-S-D характерны только для функциональной мажоро-минорной системы. Дорийский, фригийский и т.п. лады - это модальная система, там нет этих привычных функций

2) Не совсем понятно, что за "правило T-S-D" имеется в виду. Но, как уже сказал вышел, T-S-D там нет

3) Возможен в любых случаях, где автор посчитает нужным. Просто ход S-D увеличивает неустой, "напряжение" в музыке, что само по себе звучит более привычно; а доминанта сама по себе стремится разрешиться в тонику. А ход D-S звучит более непривычно от того, что вместо ожидаемой тоники у нас снова субдоминанта - в итоге то самое "напряжение" с одной стороны уменьшается, но и нет привычного разрешения (кстати, ничто не мешает дальше сыграть S-T, что тоже встречается довольно часто)
« Последнее редактирование: Августа 05, 2022, 08:53:34 от rocknrollplayer »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Функции аккордов в ненатуральных ладах
« Ответ #2 : Августа 05, 2022, 10:00:11 »
Изучаю составление последовательностей аккордов, а в частности функции аккордов в последовательности и сейчас имею 3 вопроса на которые не могу найти ответа, буду рад если найду их здесь, или хотя бы направление как их найти.
Советую исходить не из правил, а из собственного вкуса и слуха. Все строгие правила находятся в рамках классической гармонии, которая излагается в традиционных учебниках по гармонии. Классическую гармонию полезно изучить, чтобы понимать происходящее (это требует пояснения, но все уже пережевано на форуме).
Но забудьте "так нельзя" - давно всё можно.

Цитировать
1) Остаются ли те же функции у аккордов к примеру во фригийском и дорийском ладу:
Как уже было сказано, в чистой модальной системе по факту их нет. Но есть нюансы.
1. В модальной системе есть функции устоя-неустоя, которые могут субъективно оцениваться как классические  SDT
2. Помимо "чистых" функциональной и модальной систем, есть взаимное проникновение. Поэтому в рамках классической функциональной системы есть всякие проявления модальной - "плагальные" обороты, нарушение следования функций, параллелизмы, всякие фригийские обороты, неаполитанские аккорды, дорийские субдоминанты и тд. И, наоборот в модальных гармониях могут, например, присутствовать функции в заключительных каденциях.

Если хотите "прикрутить" функции к ладам (иногда это работает), то они располагаются на тех же ступенях, что и в классическом мажоро-миноре - типа, "минорная доминанта", "двойная субдоминанта". То есть доминантовую функцию выполняют аккорды на 5 и 7 ступенях этих ладов, субдоминантовую - на 2 и 4. Но это немного "не те" функции.

Цитировать
Изучаю составление последовательностей аккордов,
Изучайте гармонические обороты, пользуясь ступеневым анализом. А функциональным - по мере необходимости, если функции присутствуют.

... и добавил:

hardtobepsd,  прочитал  внимательнее заголовок темы и возник вопрос, что подразумевается под "ненатуральными ладами"? Ведь диатонические лады и есть натуральные. Хотя по вопросу понятно, что речь о натуральных ладах.
« Последнее редактирование: Августа 05, 2022, 12:24:14 от eye »

Оффлайн зет эйч ю кей

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2379
Re: Функции аккордов в ненатуральных ладах
« Ответ #3 : Августа 05, 2022, 14:25:28 »
Цитировать
Ведь диатонические лады и есть натуральные

так ведь натуральными из них только два называются

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
« Последнее редактирование: Августа 05, 2022, 15:11:50 от eye »

Оффлайн зет эйч ю кей

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2379
Re: Функции аккордов в ненатуральных ладах
« Ответ #5 : Августа 05, 2022, 15:23:30 »
про "два" - это я полностью неправ, конечно. В моем источнике (бумажная книжка Чак Шер "Импровизация на бас-гитаре и контрабасе", 1997, издательство Guitar College) на странице 40 вообще натуральным называется только А

в целом, я на этой странице и закончил свой путь в теорию.

Цитировать
Натура́льные лады́ (от лат. natura «природа, естество») в советском учении о гармонии — диатонические лады (ладовые звукоряды), присущие традиционной и народной музыке.

ладно, хорошо.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Функции аккордов в ненатуральных ладах
« Ответ #6 : Августа 05, 2022, 15:53:41 »
Цитировать
в советском учении
а, кстати, да, интересно выяснить.
В принципе эти лады складываются из natural notes, то есть из белых клавиш/звуков, поэтому есть обоснование, почему их можно назвать натуральными.  Но прямого утверждения, что diatonic modes = natural modes  в англоязычных источниках я пока не нашел.

Оффлайн hardtobepsd Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 2
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Функции аккордов в ненатуральных ладах
« Ответ #7 : Августа 05, 2022, 16:12:39 »
Всем большое спасибо!
Получил примерно то, чего и ожидал, что жестко к правилам привязываться не стоит, больше опираться на слух.
"Насчёт ненатуральных ладов" - я имел ввиду все лады кроме натурального мажора и натурального минора
Про гармонические обороты со ступеневым анализом обязательно поищу информацию ;)

Оффлайн 20/20

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1460
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Функции аккордов в ненатуральных ладах
« Ответ #8 : Августа 05, 2022, 16:34:33 »
3) В каких случаях возможен ход D-S? некоторые говорят, что в определенном контексте это уместно и приводят достаточно неплохие песни с таким ходом, но как понять, в каком случае этот ход можно использовать?

Песен с таким оборотом пруд пруди. В основе - фрагмент стандартной блюзовой схемы.
TTST
SSTT
DST(D)


https://youtu.be/FdbsZp3pznA?t=147

https://youtu.be/aAOj2eQQ14A?t=53
« Последнее редактирование: Августа 05, 2022, 16:36:33 от 20/20 »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Функции аккордов в ненатуральных ладах
« Ответ #9 : Августа 05, 2022, 17:56:28 »
Про гармонические обороты со ступеневым анализом обязательно поищу информацию ;)
https://guitarplayer.ru/guitar-theory/garmoshki-garmonicheskie-oboroty-posledovatelnosti/

https://guitarplayer.ru/guitar-theory/garmoshki-3-garmonicheskie-oborotyposledovatelnostiprogressii/

... и добавил:

а, кстати, да, интересно выяснить.
В принципе эти лады складываются из natural notes, то есть из белых клавиш/звуков, поэтому есть обоснование, почему их можно назвать натуральными.  Но прямого утверждения, что diatonic modes = natural modes  в англоязычных источниках я пока не нашел.
Вот здесь похожая трактовка: https://www.beyondmusictheory.org/the-diatonic-modes/
(нажмите чтобы показать/спрятать)
"Опять же, обратите внимание, что все лады имеют одинаковые ноты (белые клавиши на фортепиано), потому что они являются инверсиями ионийского лада или мажорной гаммы. По сути, это означает, что для каждой тональности у нас есть семь различных натуральных ладов, которые сопутствуют ей"
Но источник не особо убедительный. Хоть бы написал не "for each tonality", а "for each key".
« Последнее редактирование: Августа 05, 2022, 23:35:01 от eye »

Оффлайн зет эйч ю кей

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2379
Re: Функции аккордов в ненатуральных ладах
« Ответ #10 : Августа 06, 2022, 12:27:04 »
Цитировать
"ионийского лада или мажорной гаммы"

жульничество. слоны плюс конфеты.

Цитировать
"По сути, это означает, что для каждой тональности у нас есть семь различных натуральных ладов, которые сопутствуют ей"

здесь я уже не так смел, но сдается мне - не все звуки полагающегося набора уместны. На долгой дистанции возникает та же проблема, что хроматическая "гамма". если играть все разрешенные ноты, получается слишком пресно, момент смазывается и не возникают фразы.

как мне представляется, если в элементарной теории еще возможны какие-то введения, то нужно запостулировать термин "фраза" (например) на ту же полку, что эти все "гаммы" и "пентатоники".

Оффлайн 20/20

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1460
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Функции аккордов в ненатуральных ладах
« Ответ #11 : Августа 06, 2022, 12:46:39 »
"Опять же, обратите внимание, что все лады имеют одинаковые ноты (белые клавиши на фортепиано), потому что они являются инверсиями ионийского лада или мажорной гаммы. По сути, это означает, что для каждой тональности у нас есть семь различных натуральных ладов, которые сопутствуют ей"

Э-э-э... Источник привносит путаницу. Аффтар, очевидно, идентифицирует гаммы, образовавшиеся в результате "инверсии", с ладами. В то время как при использовании натурального лада гамму (вверх или вниз) гонять вовсе не обязательно, разве что фрагментарно и не слишком часто. Иными словами, играя "модальный лад" (в понимании аффтара источника) волей неволей остаешься в натуральном звукоряде ("ионизированном"). В тональной музыке при использовании "западно-европейской" гармонии можно, конечно же, использовать "модализмы", чтобы обогатить мелодическую линию. Ну или "модализировать" гармоническую цепочку, скажем, обозвать  назвать последовательность

G - F - C - G
I-VIIb-IV-I
и, соответственно, песню соль-мажорной, в то время как с точки зрения тональных тяготений  :lupa: она будет как бы в до-мажоре, иными цифрами

V-IV-I-V

а если в ней, будет, встречаться, скажем, фа-диез, то он - в силу неизбежности не отменяемых природой звука внутриладовых тяготений - будет рассматриваться как модализм, а не как признак обычного статистического половоззрелового соль-мажора.

Однако подозреваю, что моя попытка обратить внимание на то, "что вокруг чего вращается", будет встречена в штыки, поскольку это  как если бы Аристотелю пытались втолковать учение Коперника  :)
« Последнее редактирование: Августа 06, 2022, 13:14:12 от 20/20 »

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8451
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Функции аккордов в ненатуральных ладах
« Ответ #12 : Августа 06, 2022, 13:21:45 »
Ну или "модализировать" гармоническую цепочку, скажем, обозвать  назвать последовательность

G - F - C - G
I-VIIb-IV-I
и, соответственно, песню соль-мажорной, в то время как с точки зрения тональных тяготений  :lupa: она будет как бы в до-мажоре, иными цифрами

V-IV-I-V
Так вы примените музыкальные приёмы, чтобы утвердить тональность Соль-мажор. Как уже неоднократно приводили в пример определение лада по финалису или через использование педальной ноты. В этом и суть - не просто записать, а подтвердить музыкальными приёмами Соль-мажор и размыть До-мажор, например.

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Функции аккордов в ненатуральных ладах
« Ответ #13 : Августа 07, 2022, 14:36:57 »
В тональной музыке при использовании "западно-европейской" гармонии можно, конечно же, использовать "модализмы", чтобы обогатить мелодическую линию. Ну или "модализировать" гармоническую цепочку, скажем, обозвать  назвать последовательность

G - F - C - G
I-VIIb-IV-I
и, соответственно, песню соль-мажорной, в то время как с точки зрения тональных тяготений  :lupa: она будет как бы в до-мажоре, иными цифрами

V-IV-I-V

Не совсем понял, при чем здесь соль-мажор и до-мажор, если эта последовательность в соль миксолидийском?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Функции аккордов в ненатуральных ладах
« Ответ #14 : Августа 07, 2022, 15:31:57 »
Не совсем понял, при чем здесь соль-мажор и до-мажор, если эта последовательность в соль миксолидийском?
да, вот тут то нам и пригодилось бы различие в понятиях тональность и Key.
Даже можно правило вывести - если тональность и "кей" совпадают, то имеет место обычный мажоро-минор (не обязательно функциональный), а если нет - то включился какой-то другой "режим" ключа и мы имеем дело с модальностью.

... и добавил:

Если ключи постоянно меняются, то имеет место модуляция (или отклонение при сохранении общей тональности) - либо тональная, либо ладовая.
Как отличить тональную от модальной? - смотри пункт №1

... и добавил:

Цитировать
Не совсем понял, при чем здесь соль-мажор и до-мажор, если эта последовательность в соль миксолидийском?
Она может быть в чем угодно - вне контекста.
« Последнее редактирование: Августа 07, 2022, 15:45:04 от eye »