Ересь какая-то... Просто бред... Какая разница, импровизация или нет, если качественный переход из одной позиции в другую - просто необходимый навык, даже на относительно ранней стадии владения инструментом?
Для смены позиции нужна подготовка. В семиструнной гитаре, например, это чувствуется заметнее. А в импровизации я не всегда знаю, что я буду дальше играть, иногда бывает, что из за этого сбиваюсь. Но клише я применять не хочу. Подумаешь, выучил фразы и гоняешь их. Такая импровизация - неповоротливая дешевка.
duke, Я говорю сейчас не о гамме, как об абстрактном предмете, а применительно к игре одноголосья. В основном кусок музыки укладывается в одну октаву. Этого достаточно. А если необходимо сделать больше, смотрите на цезуры в нотах. Если их нет, то увидеть смену диапазона и позиции нетрудно по самим нотам.
Просто чудеса Христовы сделать надобно))
Вот вас бы взять ко мне на урок, дать тетрадь в клеточку и нотную тетрадь. И стройте-стройте гаммы пока не надоест. А я бы потом проверил. Не все так легко как кажется. Я вот занялся режиссурой. Тут мне товарищи говорят "типа че там записывать то? Взял и записал". Но не тут то было. Есть куча подводных камней.
У меня построено почти все, что можно было построить из гамм на основе диатоники. Это заняло достаточно много времени, поэтому я не выкладываю в свободное обращение сейчас. Обидно, когда разжевал все да еще бесплатно выкладывать.