За то время, что я здесь тусуюсь такие заходы всегда заканчивались полным разгромом Гуру.
да, "громить" мы умеем, это дает нам чувство превосходства... только в этом никакой пользы и перспективы продолжения, развития. Поэтому я предлагаю в этой теме не громить, а задавать вопросы автору, чтобы понять. Максимально вежливо и доброжелательно - если что - поинтересуйтесь, кто такой В.Косовский. Я думаю, что это большая честь для нашего раздела теории иметь такого пользователя-автора-преподавателя.
Честно скажу, что многим его концепция покажется сложной, в чем-то я тоже до конца пока не могу принять. Но мое уважение к автору заставляет меня прислушиваться, вникать и постепенно противоречия снимаются.
Поэтому, если концепция вам не интересна, то, пожалуйста, просто проходите мимо. Если есть вопросы, критические замечания, несогласие, то попрошу их высказывать, но максимально вежливо и культурно.
Не давать расшифровку абривиатуры, но давать ссылку на трактат это дешевый рекламный прием, расчитанный на увеличение посещаемости ресурса, и увеличение числа скачиваний.
Нет, это не так, поверьте. Это не рекламный трюк и тд. Просто тяжело опять начинать сначала, разжевывая все перед порой ленивыми, безразличными или агрессивными "пользователями".
Хотя я бы сам не так нес свои идеи в массы... Косовский бывает слишком категоричен и нетерпим. Часто не желает понять точку зрения оппонента, хотя бы чтобы "понять и простить".
Теперь по существу. Я воспринимаю ДМК, как детально разработанный
язык для описания звуковысотных структур, то есть гармонии и "ладов" (некоторые общепринятые термины автор категорически не принимает, поэтому беру в кавычки).
Дело в том, что официальная "наука" противоречива уже на уровне базовых понятий - и это понятно - тут замешана и психология восприятия, и неверно понятые и переведенные термины, и искусство, порой не терпящее математичности, и исторические изменения, и консерватизм, и "псевдо термины" и отставание теории от практики, и музыкальная практика, которая часто принебрегает свысока рассуждениями теоретиков, вульгаризируя многие понятия, и школьные представления , вдолбленные в головы, как догмы.
Все это взывает к наведению порядка.
Это очень сложно и сама попытка заслуживает уважения. Хотя меня иногда, когда до меня доходят некоторые идеи автора, посещают мысли, типа, "да он же гений!"
Я считаю, что каждый волен принимать или не принимать чужие концепции, но по-крайней мере полезнее полюбопытствовать, попытаться разобраться, чем огульно ругать и громить.
... и добавил:это тот самый Косовский, который "Азбука ритма гитариста".
Не только азбука.
https://eknigi.org/kultura/183733-rukovodstvo-po-igre-na-plektrgitare-elektrogitare.htmlэто, наверное, первая книга по электрогитаре в ссср.
... и добавил:ДМК ГЛОССАРИЙ Договоримся о терминах
Аббревиатуры:
• ДМК - Диатоническая модальная концепция
• MUS - Музыкальная шкала
• CHR - Хроматическая шкала
• DIS - Диатоническая интервальная система
• DMS - Диатоническая модальная система
• IS - Интервальная структура/интервалъный символ
• MS - Модальная структура/модальный символ
• ККЦ - Квартово -квинтовый цикл
• ККС - Квартово-квинтовая спираль
Автентический
Автентическая смена аккордов - прима предыдущего аккорда является обертоном примы аккорда последующего. (См. плагальный)
Аккорд
• (Специальный термин) Терцовый формат диатоники. Полный аккорд - вся диатоника, представленная в терцовом формате Частичный - часть полного.
• Реальный аккорд - созвучие или его часть в терцовом формате диатоники.
Альтерация
Полутоновое изменение положения звука или ступени в какой-либо шкале (MUS, DMS, DIS). Знаки альтерации: диез и бемоль или плюс и минус (соответственно - вверх и вниз). Звуки/ступени со знаками альтерации называются альтерированными.
Белые аккорды
Аккорды от белых ступеней модальности.
Белые звуки
Те, которые находятся под белыми клавишами фортепиано.
Белые ступени
В DMS это семь ступеней натуральной диатоники, являющейся образующей для данной модальности. Называются также ее чистыми ступенями. (См. черные ступени)
Вертикаль
Система звуков, рассматриваемая в их высотной связи и взаимодействии вне зависимости от связи временной (горизонтальной). Вертикальный - характеристика высотного взаимодействия звуков вне учета горизонтали.
Высотные отношения
Отношения звуков/аккордов, устанавливаемые (как семантические соглашения) в связи с их интервальными связями.
Гармония:
• Свойство реальной системы звуков, проявляющееся при высотном взаимодействии звуков и созвучий. (А также - сама реальная система, рассматриваемая в таком свойстве.)
• Система установленных высотных отношений (гармония: вертикальная, горизонтальная, интервальная, модальная...)
Горизонталь
Система звуков, рассматриваемая в их высотной связи и взаимодействии в зависимости от связи временной (горизонтальной). Горизонтальный - характеристика высотного взаимодействия звуков по горизонтали.
Диатоника:
• Натуральная (чистая) — исторически сложившаяся система, семь звуков которой могут быть получены в непрерывной последовательности чистых (акустических) кварт.
• Альтерированная - имеющая альтерированные (черные) ступени.
• Образующая - образующая основу модальной системы DMS (модальности)
• Собственная - рассматриваемая в собственной модальности (в которой она является образующей).
• Несобственная - рассматриваемая в несобственной модальности (в которой она не является образующей).
Диатоническая модальная система DMS
Или просто модальность - хроматическая система CHR, рассматриваемая в собственных ступенях какой-либо одной из 12 натуральных диатоник, принятой за основу (образующую) этой системы.
В таком виде 12 ступеней системы CHR представляются разделенными на две части: белую из семи белых ступеней образующей основы и черную из пяти ее альтерированных/черных ступеней.
Звук:
• Реальный - элементарная (атомарная) часть реальной музыкальной структуры. Воспринимаемые слухом его физические свойства - звучность (фонизм)
• Номинальный - элемент системы установленных высотных отношений реальных звуков (ступеней). Воспринимаемые ухом свойства этих отношений - функции звуков.
Инвариант
Неизменяемая часть созвучия, составляющая основу его звучности. Инвариантен звук реально присутствующий в каждый момент в зоне времени созвучия или воспринимаемый в таком действии.
Интервал
Расстояние между звуками, выраженное числом ступеней, разделяющих эти звуки, в установленной для них общей системе высотных отношений.
• В системе CHR ( хроматический ) - выражается числом полутонов
• В системе DMS (диатонический) выражаются числом диатонических ступеней различного свойства (большие - б, малые - м, увеличенные - ув и уменьшенные - ум)
• В системе DIS (энгармонично-диатонический) диатоническое выражение с хроматическим значением.
Интервальная система DIS
Система диатонических интервальных отношений с условием октавной и энгармонической эквиваленции. Система хроматических отношений в диатонической форме.
Квартово-квинтовый цикл (ККЦ)
Квартовая последовательность звуков замыкается на 13 члене этого ряда (который энгармонически равен звуку начала отсчета), образуя цикл. В обратном направлении кварты читаются как квинты.
Квартово-квинтовая спираль(ККС)
Это также квартовая последовательность, но не звуков, а модальных ступеней, ряд которых не замыкается на 13 члене (поскольку энгармонизм звуков не означает эквивалентность двух различных его ступеневых представлений), образуя не цикл, а спираль.
Ключ:
• Ключ нотоносца. Знаки альтерации при ключе нотоносца
• Ключ диатоники. Знаки альтерации звуков белой (матричной) диатоники N(C), превращающие ее в диатонику другого имени.
• Ключ модальности. Ключ диатоники образующей данную модальность.
Модальность:
• Собственная для всех диатоник того же имени, что и натуральная диатоника ее образующая.
• Несобственная для диатоник другого имени.
В данной работе под термином модальность всегда понимается диатоническая модальность. См. также Диатоническая
модальная система DMS
Модуляция:
• Модальная - смена модальности.
• Тональная - смена горизонтальной тоники.
• Функциональная - смена функции звука/аккорда
Несобственные альтерации
Для данной диатоники - это альтерации по экспонентам типа: -1, +1Н, -2M,+2U, в которых цифра указывает ключевое отношение той модальности, в которой данная диатоника является собственной, а буква - ее форму в ней.
Номинал
Идеализированный объект, мысленная модель определенного фрагмента музыкальной реальности, ее номинальное, абстрактное отображение: имя, символ, формула и т.п.
Оборот
Последовательность аккордов. (Сравни: прогрессия)
Питч
Высотный параметр звука - свойство, общее для всех звуков октавного соотношения. Всего в шкале MUS 12 различных питчей. Питч-класс образуют звуки одного и того же питча.
Плагальный
Плагальная смена аккордов - прима последующего аккорда является обертоном примы аккорда предыдущего. (См. автентический)
Прогрессия
Последовательность созвучий. (Сравни: оборот)
Система:
• Реальная - часть конкретного музыкального произведения. В качестве элементов реальной системы могут выступать ее звуки и их всевозможные объединения, находящиеся в высотном взаимодействии.
• Номинальная - абстрактная, искусственно созданная, элементами которой являются высотные отношения звуков и созвучий.
Смена
Последовательные функциональные изменения гармоний (аккордов, модальностей, тональностей), переход от одной гармонии к другой.
Собственный аккорд
Полный или частичный аккорд собственной диатоники
Собственные альтерации
Для данной диатоники - это альтерации по экспонентам: М, U, Н, а также в комбинациях: MH, UH и UM. (См. несобственные альтерации)
Собственные диатоники
Это натуральные диатоники и диатоники, имеющие только собственные альтерации
Собственная модальность
Та, в которой активная часть данной реальной системы звуков имеет только собственные альтерации.
Собственные ступени
Ступени в собственной модальности
Созвучие
Реальная система звуков, воспринимаемая как вертикальное гармоническое единство на основе их высотного взаимодействия. Вертикальная гармония. (Сравни; аккорд)
Структура
Внутреннее устройство системы звуков/созвучий в определенном выражении взаимосвязи ее элементов. Нотный текст - отображение реальной структуры. Символы и формулы - номинальное выражение (номиналы) конкретной реальной структуры (интервальной - IS, модальной - MS, тональной, тоникалъной).
Ступень
Место звука/созвучия, определяемое ему в шкале конкретной системы высотных отношений. А также - символ такого места.
Тоника:
• Вертикальная - звук, наиболее адекватно представляющий интервальные отношения звуков внутри созвучия (вертикали).
• Горизонтальная - модальная ступень (находящийся на ней звук и аккорд) наиболее пригодная для ожидаемого завершения всего построения в целом.
Тоникальность:
• Свойство примы интервальной системы быть вертикальной тоникой.
• Интервальная система с примой, способной служить в ней вертикальной тоникой.
Тональность
• Свойство ступени модальной системы быть горизонтальной тоникой.
• Модальная система, имеющая тональную ступень
Формат (шкалы) диатоники
Интервальный порядок расположения ее ступеней или соответствующих им звуков в их последовательности (секундовый, терцовый, квартовый, а также любой другой).
Функция
Свойство звука / аккорда в установленном для него отношении в системе. Его звучность, воспринимаемая в определенном контексте.
Цезура гармоническая
Момент времени, в который происходит смена гармоний.
Черные ступени
В DMS - это пять ступеней с бемолями и пять энгармонически равных ступеней с диезами. Называются также альтерированными ступенями (См. белые ступени)
Черные аккорды
Аккорды от черных (альтерированных) ступеней
Шкала
• (В традиционном понимании) Система упорядочения звуков по высоте. Шкалы: музыкальная - MUS, хроматическая - СHR, диатоническая - шкала системы DMS.
• (Специальный термин) Терцовый формат диатоники. Полная шкала - из всех звуков диатоники, частичная - часть полной.
• Реальная (или аранжированная) - реальная система звуков в терцовом формате диатоники.
Эквиваленция:
• Октавная - отождествление в определенно установленных отношениях всех октавно-кратных (однопитчевых) звуков
• Энгармоническая - отождествление в определенно установленных отношениях всех энгармонически равных (равновысотных) звуков.
Экспонента
Показатель альтераций (изменения интервальной формы) натуральной диатоники.
... и добавил:А здесь оглавление трактата ДМК, чтобы вы могли пробежаться глазами и решить - интересно ли вам это.
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА
2. ХРОМАТИЧЕСКАЯ ШКАЛА (CHR)
3. НАТУРАЛЬНАЯ ДИАТОНИКА
4. ФОРМАТЫ НАТУРАЛЬНОЙ ДИАТОНИКИ
5. КВАРТОВО-КВИНТОВЫЙ ЦИКЛ ДИАТОНИК
6. ДИАТОНИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНАЯ СИСТЕМА (DMS)
7. ДИАТОНИЧЕСКАЯ ИНТЕРВАЛЬНАЯ СИСТЕМА (DIS)
8. ФОРМУЛЫ И СИМВОЛЫ ЗВУКОВЫСОТНЫХ СТРУКТУР
9. ШКАЛЫ НАТУРАЛЬНОЙ ДИАТОНИКИ
10. АЛЬТЕРИРОВАННЫЕ ДИАТОНИКИ
11. ЭКСПОНЕНТЫ ДИАТОНИК
12. ШКАЛЫ АЛЬТЕРИРОВАННЫХ ДИАТОНИК
13. КОМБИНИРОВАННЫЕ И СИММЕТРИЧНЫЕ ДИАТОНИКИ
14. ШКАЛЫ КОМБИНИРОВАННЫХ И СИММЕТРИЧНЫХ ДИАТОНИК
15. ПЕНТАТОНИКИ
16. ЕДИНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ШКАЛ
17. АККОРДЫ НАТУРАЛЬНОЙ ДИАТОНИКИ
18. АККОРДЫ АЛЬТЕРИРОВАННЫХ ДИАТОНИК
19. БЕЛЫЕ АККОРДЫ
20. ЧЕРНЫЕ АККОРДЫ
21. АККОРДЫ СИММЕТРИЧНЫХ ДИАТОНИК
22. СОБСТВЕННЫЕ АККОРДЫ
23. НЕСОБСТВЕННЫЕ ДИАТОНИКИ
24. НЕСОБСТВЕННЫЕ АККОРДЫ.
25. КВАРТОВО-КВИНТОВАЯ СПИРАЛЬ (ККС)
26. ФОРМАТЫ МОДАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
27. РЕАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
28. АКУСТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
29. СОБСТВЕННАЯ МОДАЛЬНОСТЬ РЕАЛЬНЫХ СИСТЕМ
30. ТОНИКА: ТОНИКАЛЬНОСТЬ И ТОНАЛЬНОСТЬ
31. ТОНИКАЛЬНЫЕ И ТОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ЗВУКОВ
32. ТОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ПОЗИЦИИ СОЗВУЧИЙ (АККОРДОВ)
33. ТОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ПОЗИЦИИ МОДАЛЬНЫХ СИСТЕМ
34. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ
35. МОДУЛЯЦИЯ
36. ГАРМОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДМК ДЛЯ СОЛЬФЕДЖИО
37. ГАРМОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДМК ДЛЯ ИМПРОВИЗАЦИИ
38. ГАРМОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДМК
39. ГАРМОНИЗАЦИЯ ПО МЕТОДУ ДМК
40. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДМК ГЛОССАРИЙ