Набиваю потихоньку жопочасы, и пришёл к такому вот небольшому открытию: импровизация неплохо выходит из постоянного совмещения мелодии и вертушек. Причём, очень важно преодолеть психологический барьер, когда тебе постоянно в своём соло хочется повторить мелодию акомпанемента. Он сразу становится виден, когда ты начинаешь играть вертушку - создаётся ощущение, как будто бы она не ложится, но потом понимаешь, что она очень даже звучит - просто твой мозг был слишком зациклен на акомпанементе и начинал вместо соло пытаться скопировать мелодию акомпанемента с некоторыми вставками.
Неплохая формула - играем вертушку, потом какую-то мелодию, потом вертушку и так далее.
Причём на "пафосных" отрезках металл-рифов используем пентатонические вертушки, а на лирических припевах - мелодические. Из того, что наиболее понравилось мне, это примитивные такие вертушки, которые легко можно модифицировать и играть от разных нот, на примере ля минора приведу пример:
Пентатоническая:
-----------------
---------------
---7--5-----5---
---------7-----
Мелодическая:
------------------------
------------------
-------5---4---5
-----5-------------
В этой мелодической вертушке можно менять первую ноту (5) на любую другую несколько раз за вертушку, оставляя при этом центр 5-4-5-, из-за чего она выходит ещё более мелодичной. В первой 7 играется сдёргиванием, остальное экономным, во второй всё играется ПШ.
Собственно, вот эти две вертушки можно играть от любых нот, которые в пределах пентатоники в первом случае и цепляют ноты гаммы во втором случае, в разных местах грифа, что-то к ним добавлять и т.д., в общем вариантов получается уйма. И неплохо это звучит - кажется, как будто скоростной запил, а по факту не напрягаешься, и ложится очень хорошо на минус. Ну и соединять их гаммовыми мелодиями либо пентатоническими пафосными закидонами с легато и хаммерами.
Но пока для меня остаётся недостижимой нормальная импровизация по свипам. Обыграть тупо арпеджио каждый аккорд я могу, но чтобы это арпеджио ещё и мелодию создавало и разные арпеджио мелодически соединялись - достаточно трудно.