Возвращуюсь к первому вопросу: существуют ли
учебные программы, которые могут помочь в освоении ладов от простого к сложному? Не таблицы, не перечисления всех мозможных альтераций, а постепенное наращивание понимания на конкретном музыкальном материале.
По моему представлению - существует более общий метод. И в общем Сатриани его описал (там в цитатах было). Ступени, интервалы - сольфеджио. Пока я отвечал, Алексей опередил )
Насчет фонизма ладов. Просто определение фонизма подразумевает окраску интервалов, аккордов вне лада - типа, просто акустическое звучание, без взаимодействия с другими участниками процесса. Поэтому я сначала отнёсся скептически. Но потом подумал, что звучание лада определяется интервалами, которые образуются относительно тоники, поэтому, хотя мы не слушаем лад, как интервалы и аккорды, акустически, то хотя бы в рамках этой частной вечеринки (у Тюлина, который ввел у нас этот термин вроде не было про фонизм лада) можно допустить понятие "фонизм лада", имея ввиду потенциальный фонизм интервалов, которые в него входят.
... и добавил:А далее (объясняю сам себе вашу мысль) музыкант , чувствуя краску аккорда выбирает на свой вкус подходящую краску , например, одного из тех трех ладов.
Так оно по сути и есть, хотя могут быть еще тонально-функциональные факторы, которые будут навязывать выбор, но этим можно пренебречь на определенном уровне мастерства.
На формирование быстрого и уверенного узнавания 12ладовых портретов уходит примерно 1,5-2 года.
Хотя такой ответ не утешителен для тех, кто хотел иметь формальный способ выбора, чтоб не слышать, а автоматом.
В приципе такой алгоритм тоже можно сформулировать, типа, "выбор гамм для глухих".
Но тогда вместо слуха понадобятся мозги
