Автор Тема: Краски тональностей  (Прочитано 21201 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Attitude

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7576
  • Репутация: +796/-190
  • I'm listening!
Re: Краски тональностей
« Ответ #30 : Января 05, 2006, 02:18:59 »
Цитата: SKAR
мой преподаватель по гитаре бас-гитарист джаз-роковой группы "Модест" рассказывал...

Та, котороая сейчас в Гамбурге живёт?

sun

  • Гость
Re: Краски тональностей
« Ответ #31 : Января 05, 2006, 03:00:36 »
а музыка светится и это факт.
долго пытался увидеть и получилось. Только играть в это время ее сложно.

Оффлайн Семь нот

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 20
  • Репутация: +0/-2
  • Зарегистрированный
Re: Краски тональностей
« Ответ #32 : Января 05, 2006, 04:17:09 »
Цитата: Greeboss
Читал на днях теорию, и встретил такое высказывание, что мажорные тональности принимают светлые и блестящие оттенки в тонах с диезами, а в тональностях с бемолями – строгие и мрачные.
До-Соль-Ре-Ля мажор и т.д. всё светлее и светлее.
До-Фа-Си бемоль-Ми бемоль мажор и т.д. всё строже и мрачнее.
Но эта прогрессия не продолжается до бесконечности. Дойдя до тональности Фа-диез мажор (6 знаков при ключе), восхождение прекращается. Блеск тонов с диезами, доведённый до жесткости, внезапно стирается посредством незаметного переливания оттенков с мрачной краской тона Соль-бемоль мажор (6 бемолей при ключе). С этой точки восходящая прогрессия начинается снова, но уже приближаясь постепенно к основному тону До мажор, который можно характеризовать следующим образом (смотрите схему).
Я хочу спросить, как могут одни и те же интервальные величины между ступенями в мажоре (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон) создавать разное настроение?
Можно ли такое различие красок мажорных тональностей с разными знаками при ключе объяснить лишь следствием небольшого изменения абсолютной верности интервалов (Темперация. Настройка инструментов, в том числе и гитары, по темперированным интервалам) и  звуковысотным расположением определённой тональности в системе других ладов (на гитаре это очень наглядно видно: гамма Ре-мажор, соответствующая тональности Ре-мажор, находится в 5 позиции, т.е. на два лада (один тон) выше, чем До-мажор)?
И почему в этой схеме не даны минорные тональности? Их выразительность менее разнообразна по сравнению с мажорными тональностями? Разве Ля-минор создаёт одинаковое настроение с Ми-бемоль минором или с До-диез минором?


Все дело в формуле (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон) тоесть в ее вариации!!! а точнее от вариации интервалов между нотами (тон полутон), например гаммы ДО-мажор!!! ДО-мажор имеет торжественное настроение, если эту гамму играть с ноты ДО (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон)!!! А если сыграть гамму ДО-мажор не с ноты ДО а с ноты РЕ  получим (тон, полутон, тон, тон, тон, полутон, тон) соответственно другое настроение, другие краски если хотите!!! и таких ладов, (со своим настроением и своими окрасками) построеных от каждой ступени,  в гамме ДО-мажор, семь!!! (миксолидийский, локрийский, дорийский, и т.д.).

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2694
  • Репутация: +165/-46
Re: Краски тональностей
« Ответ #33 : Января 05, 2006, 10:03:22 »
Цитата: Семь нот
Все дело в формуле (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон) тоесть в ее вариации!!! а точнее от вариации интервалов между нотами (тон полутон), например гаммы ДО-мажор!!! ДО-мажор имеет торжественное настроение, если эту гамму играть с ноты ДО (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон)!!! А если сыграть гамму ДО-мажор не с ноты ДО а с ноты РЕ  получим (тон, полутон, тон, тон, тон, полутон, тон) соответственно другое настроение, другие краски если хотите!!! и таких ладов, (со своим настроением и своими окрасками) построеных от каждой ступени,  в гамме ДО-мажор, семь!!! (миксолидийский, локрийский, дорийский, и т.д.).

Да мы совсем не об этом говорим. Мы говорим об отличиях звучания, особом настроении родительских мажорных тональностей, которые все без исключения имеют формулу тон, тон, тон, тон, тон, полутон: что до-мажор, что ре-мажор, что до-диез мажор, что ми-бемоль мажор. Различие лишь, скажем так, "в позициях на грифе", т.е. каждая тональность имеет своё звуковысотное соотношение с другими тональностями.  Плюс влияние небольшой неточности строя интервалов в разных тональностях. А все эти миксолидийские и локрийские лады само собой звучат совсем по другому, чем родительский мажор, так как у них не только "позиции" (звуко-высотное положение) и тоники разные, но и комбинация интервалов внутри таких ладов.

Оффлайн De Niss AG

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 637
  • Репутация: +0/-4
  • Не владеющий вопросом
    • http://www.aguitar.ru
Re: Краски тональностей
« Ответ #34 : Января 05, 2006, 13:49:54 »
Цитата: Greeboss
Пусть будет так. Но отсюда выходит одно: нашему слуху наиболее привычны до-мажор, ля-минор, соль-мажор и ми-минор. Но это не объяняет того, что соль мажор создаёт весёлое настроение, а до мажор - твёрдость, яркую решимость.

Не знаю, я лично этой твердой решимости до-мажора и веселого соль-мажора не слышу.

Возможно, это есть на гитаре из-за выбора конкретных форм аккордов... Все-таки C в 0-й, 3-й и 8й позициях создают разное настроение из-за разного набора составляющих их нот.

Но на фоно что до-мажор, что соль-мажор играй... Разве что общее смещение высоты звучания произведения скажется...

Цитировать
И это не объясняет того, что диезные тональности звучат более светло и радостно, чем бемольные (которые звучат более "мрачно, тяжелее", чем диезные), и все они создают разное настроение.

Как раз объясняет. Тот же С#dur и G#dur звучат выше, чем хорошо здакомые нам Cdur и Gdur. А всё, что звучит выше (колокольчики) мы воспринимаем как более легкое. И наоборот, то, что звучит ниже (гитара в пониженном строе) воспринимается как более мрачное по отношению к оригиналу.

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2694
  • Репутация: +165/-46
Re: Краски тональностей
« Ответ #35 : Января 05, 2006, 14:08:41 »
Цитата: De Niss AG

Как раз объясняет. Тот же С#dur и G#dur звучат выше, чем хорошо здакомые нам Cdur и Gdur. А всё, что звучит выше (колокольчики) мы воспринимаем как более легкое. И наоборот, то, что звучит ниже (гитара в пониженном строе) воспринимается как более мрачное по отношению к оригиналу.

Ты так говоришь, что у меня сложилось такое впечатление. Есть некие соль мажор и до мажор. И всё, что находится выше их, звучит светлее и ярче, легче. Но тот же ми-бемоль расположен выше до мажора. Однако до мажор характеризуется как твёрдый, а ми бемоль - величественный. Тот же ре-бемоль мажор опять же выше до мажора, однако он, согласно той характеристике на 1 странице, звучит более важно, весомо.
Или тот же ми-мажор находится ниже на полтора тона, чем соль мажор. Но соль-мажор радостный, а ми-мажор - сияющий, т.е. более светлый, яркий. Так что я с этим не согласен.

Оффлайн Hermit

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4971
  • Репутация: +1351/-164
Re: Краски тональностей
« Ответ #36 : Января 05, 2006, 14:11:41 »
Так из теория я понял, что при равномерно-темперированной настройке,
все ноты разные, если вы поняли о чем я....))

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2694
  • Репутация: +165/-46
Re: Краски тональностей
« Ответ #37 : Января 05, 2006, 14:28:41 »
Так и я говорю, что из-за этой самого зонного строя, который является каким-то приближением к 12-звуковому равномерно-темперированному строю, одни и те же по названию интервалы (терции, кварты, сексты) в разных тональностях несколько изменяют свою величену и нигде не являются чистыми, абсолютно точными интервалами, а от тональности к тональности эти неточности (соотношение "теоретического чистого, абсолютного интервала" и существующего практически, несколько видозименённого (немножко выше или ниже)) изменяются. Т.е. говоря отвлечённо и не руководствуюясь математикой, в фа мажоре большая терция от тоники совсем немножко выше, чем "эталонная, чистая" большая терция. А в ре-мажоре большая терция от тоники, допустим, неможко ниже, чем величина "эталонной, чистой, идеальной" большой терции. Возможно, отчасти этим объясняется разное настроение, создаваемое различными мажорными тональностями.

Оффлайн Xenon

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1481
  • Репутация: +3/-14
  • C++ Гитарист :)
Re: Краски тональностей
« Ответ #38 : Января 05, 2006, 14:31:17 »
Так, получается, лады тоже свой какой-то окрас имеет? Нет табличка аналагичной для дорийского, ионийского и т.д. ладов?
PS. э-э-э а чем Eb отличается от D#?

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2694
  • Репутация: +165/-46
Re: Краски тональностей
« Ответ #39 : Января 05, 2006, 14:36:45 »
Цитата: Xenon
PS. э-э-э а чем Eb отличается от D#?

Названиями. Эти тональности энгармонически равны. :bighi:

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2694
  • Репутация: +165/-46
Re: Краски тональностей
« Ответ #40 : Января 05, 2006, 14:43:55 »
Цитата: Xenon
Так, получается, лады тоже свой какой-то окрас имеет? Нет табличка аналагичной для дорийского, ионийского и т.д. ладов?

А с ладами (дорийский, миксолидийский, локрийский), производными от родительского мажора это различие больше, чем очевидно. Ведь некоторые из интервалов этих ладов отличаются друг от друга на целый полутон, а не на какую-то сотую или десятую часть. Естественно, что кобинация различных интервалов (именно целых интервалов, а не небольших неточностей в величинах этих интервалов) полюбому создаёт разное настроение.
Такой таблички для производных диатонических ладов под рукой у меня нет, но можно будет поискать, как будет свободное время.

Оффлайн Hermit

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4971
  • Репутация: +1351/-164
Re: Краски тональностей
« Ответ #41 : Января 05, 2006, 15:13:57 »
Цитата: Greeboss
Названиями. Эти тональности энгармонически равны. :bighi:


Так в том-то и дело, что я так понял в натуральном строе это две
разные ноты, а лад делится на два НЕравных "полутона".

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2694
  • Репутация: +165/-46
Re: Краски тональностей
« Ответ #42 : Января 05, 2006, 17:48:38 »
Цитата: Hermit
Так в том-то и дело, что я так понял в натуральном строе это две
разные ноты, а лад делится на два НЕравных "полутона".

Не согласен с тем, что D# и Eb - ноты, разнящиеся не только по названиям, но и по высоте. Соответственно, D# мажор и Eb  мажор не могут создавать разное звучание, настроение. Оно идентично в обоих случаях.

Оффлайн Hermit

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4971
  • Репутация: +1351/-164
Re: Краски тональностей
« Ответ #43 : Января 05, 2006, 18:09:43 »
В равномерно-темперированном строе - да, почти да.

Оффлайн Hermit

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4971
  • Репутация: +1351/-164
Re: Краски тональностей
« Ответ #44 : Января 05, 2006, 18:11:45 »
Что-то лень думать. Попозже...Обновлю свои знания на эту тему, почитаю, проверю, потом уточню что я имел в виду.