Читал на днях теорию, и встретил такое высказывание, что мажорные тональности принимают светлые и блестящие оттенки в тонах с диезами, а в тональностях с бемолями – строгие и мрачные.
До-Соль-Ре-Ля мажор и т.д. всё светлее и светлее.
До-Фа-Си бемоль-Ми бемоль мажор и т.д. всё строже и мрачнее.
Но эта прогрессия не продолжается до бесконечности. Дойдя до тональности Фа-диез мажор (6 знаков при ключе), восхождение прекращается. Блеск тонов с диезами, доведённый до жесткости, внезапно стирается посредством незаметного переливания оттенков с мрачной краской тона Соль-бемоль мажор (6 бемолей при ключе). С этой точки восходящая прогрессия начинается снова, но уже приближаясь постепенно к основному тону До мажор, который можно характеризовать следующим образом (смотрите схему).
Я хочу спросить, как могут одни и те же интервальные величины между ступенями в мажоре (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон) создавать разное настроение?
Можно ли такое различие красок мажорных тональностей с разными знаками при ключе объяснить лишь следствием небольшого изменения абсолютной верности интервалов (Темперация. Настройка инструментов, в том числе и гитары, по темперированным интервалам) и звуковысотным расположением определённой тональности в системе других ладов (на гитаре это очень наглядно видно: гамма Ре-мажор, соответствующая тональности Ре-мажор, находится в 5 позиции, т.е. на два лада (один тон) выше, чем До-мажор)?
И почему в этой схеме не даны минорные тональности? Их выразительность менее разнообразна по сравнению с мажорными тональностями? Разве Ля-минор создаёт одинаковое настроение с Ми-бемоль минором или с До-диез минором?