А что плохого в том, чтобы воспринимать модальную музыку через функциональный подход? Ну, будет ладовая переменность, модуляции, уплывание тоники, но ведь это всё рождает интересные эффекты.
Ну, так в том то и дело - все что "будет" - это элементы модальности в тонально-функциональной музыке - модализмы. Так модальность никуда не могла исчезнусть с приходом функциональности. Как раз тональность имеет сильный, "устойчивый" центр, дающий сквозное ощущение тоники и ощущение движения к ней (либо от нее). Если присутствует ладовая переменность, "самопроизвольное" уплывание тоники - это признак усиления модальноости. И дело не в теоритических изысканиях - главное музыка сильно отличается и это я чувствовал с детства, когда старший брат крутил на магнитофоне британский рок (грубо говоря замешанный на модальных гармониях), американскую эстраду (вытекающую из функционального джаза). Собственно гармония традиционного джаза против гармонии рока это функциональность vs модальность (опять-таки упрощая, но надеюсь на понимание - невозмжно здесь оговорить все нюансы и исключения).
Ну, а вникать в модальность я стал не потому что вычитал это у холопова или еще у кого, а именно из-за потребности обяснить себе слуховые ощущения. А так же, когда видел, что законы функциональной гармонии не работают и почему-то в той гармонии, которая мне нравится. И, наоборот, I VI ii V меня раздражали своей определенностью и предсказуемостью.
Еще интересный пример на модальность vs функциональность. Есть известная народная тема "Широкие рукова" или "Greensleeves". Так вот она существует в двух версиях - в модальной и функциональной. И вот, когда люди анализируют с функциональной позиции модальный вариант, то там концы с концами не сходятся - доминанта становится тоникой, появляются "странные" ноты и тд. Это отдельная тема, на форуме у нас был прецедент.
Я это к тому, что функциональный слух "исправил" оригинальную тему, введя мажорную доминанту и поправив модальные нотки. А с другой стороны модель может не подойти - тогда нужна другая модель.
Но можно сравнить, чтобы понять, что модальность и функциональность - разные вещи и их по хорошему надо различать (хотя они могут сосуществовать в одном произведении и даже одновременно на разных уровнях). При чем там, где работает модальность выявляется красочность гармонии, а где функциональность - динамика, движение, целеустремленность. И эти вещи друг друга замещают - то есть не может быть 100% и того и другого.
Насчет остального - во многом (по нюансам) с вами согласился бы, просто тема сложная и если писать на форуме, то всегда будут упрощения, неточности. Я знаю, что ко многим моим фразам можно придраться, поспорить. Например, можно организовать ситуацию, чтобы понять как работает финалис - в одноголосной мелодии. (Кстати у Середы там есть пример "во поле березка стояла", которую заканчивают на разных нотах и они превращаются в тонику). Но я поэтому и написал, цитирую себя: в эпоху сформировавшейся тональности и
"гомофонно-гармонического стиля". То есть в реальности "популярной модальности" всегда (в 99%) есть вполне осязаемая тоника (либо временный устой), а не финалис. Ну вот пример модальной музыки Сатриани - там же бас-бурдон всегда дает тоническую опору, чтобы удержать слушателя в рамках лада.
В том посте моя задача была попытаться показать, как практика для меня является критерием истины. Может быть не очень убедительно, но у меня сейчас просто нет возможности подолгу обдумыватть фразы и аргументы...
Собственно в этом посте я продалжаю эту тему - практика заставила меня все это осмысливать.
Еще одна причина, заставляющая меня горячо участвовать в этой теме - вопиющие непонимание многими этого важного аспекта (дискуссия, которую пытается организовать уважаемый
MrLF на классик форуме - лишний раз подтверждает это - либо там рассуждают в рамках написанного Холоповым (который, разумеется, не писал о живой модальности популярной западной музыки), либо вообще "выстрелы в молоко", вызывающие улыбку.
Вопрос в том, объективны ли сами эти два явления - функциональность и модальность?
Ну, сами ладовые тяготения не совсем объективны - физически их не существует. Но если считать их объективными с сточки зрения психики, то для меня функциональность и модальность вполне объективны, так как я услышал это до того, как вообще начал заниматься музыкой. Я думаю, что многие немузыканты могут ощутить разницу в красках функциональной гармонии и ладовой, только не знают в чем дело. И мне странно, когда музыкант (пусть и любитель) пишет "Мне говорили, что отличие якобы в том, что у современной эстрадной модальности есть вполне осязаемая тоника". А послушать - не судьба? образцов тонны.
Конечно, чем сложнее музыка, тем больше там нюансов. Но для обсуждения надо брать базовые, простые примеры.
Поэтому мне странно, что вы ставите существование двух основных принципов организации ("вертикальный" и "горизонтальный") под сомнение. Как бы получается, разговор зрячего со слепым - и доказать ничего не удастся.
PS А потом приходит еще некто и пишет "попса как правило представляет собой примитивное топтание в 2 - 3 тональностях". Люди! Прекратите слушать русскую попсу! Если послушаете хорошую западную поп и рок-музыку, то обнаружите там обилие красивых ладовых оборотов, отнюдь не примитивных.