Автор Тема: Модальная составляющая в гармонии  (Прочитано 11806 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #15 : Февраля 08, 2013, 11:00:37 »
А ведь музыкальная теория - это разговор не о том, что мы слышим. Это разговор о том, как мы понимаем то, что слышим.
Все-таки первично - "слышим", а потом "объясняем". Очень часто получается так, что разговор идет о том, что мы не слышим, не услышали, а только где-то, например, прочитали. Такой теоретический разговор оказывается бессмысленным.

Цитировать
А слышим мы все одно и то же - узнаваемые шаблоны.
Не уверен, что мы слышим одно и то же, если речь идет о музыкальном, а не физическом слухе. Вот, например, я услышал у Стинга в аккорде G тоникальность, а кто-то слышит там доминанту. И последняя цитата из Бершадской об этом же: "нередко может обнаружиться расхождение в оценке ладовых функций разными субъектами".

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #16 : Февраля 08, 2013, 11:22:00 »
Услышать можно только звук. Тоникальность и доминанту услышать нельзя - они немы, ибо абстрактные понятия.
Вы можете определять на слух ступени гаммы?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #17 : Февраля 08, 2013, 11:41:08 »
Блин, как же сложно с вами... я вообще о другом.
Задам вопрос иначе.
Вы слышите звуки лада? Когда я говорю "слышите", я имею ввиду ощущаете и идентифицируете их различные ладовые краски? Без рассуждений - так же как распознаются глазом цвет.
« Последнее редактирование: Февраля 08, 2013, 11:44:48 от eye »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #18 : Февраля 08, 2013, 11:59:39 »
ладовые краски - это не цветовые переживания.
Ничего в этом опасного нет, это простейшие музыкальные навыки - распознавать звуки по слуху, которые суть ступени лада. Чтобы узнать ступень нужно меньше секунды - никаких "рассуждений" и абстракций в этом нет
Это простейший навык, который развивается (если не сформировался спонтанно) с помощью сольфеджио.
Цитировать
Вряд ли
Без этого вся это теория - мертвое дело. И не только теория... Музыкальный слух - многокомпонентная способность, но в основе лежит ладовый слух.
Займитесь все-таки курсом Бережанского, хотя бы пройдите первые 15 упражнений.

... и добавил:

Цитировать
Ступень гаммы не звучит, она не звук.
Это так же верно, как ноты - это не звуки, а графические символы, До-Ре-Ми - это не звуки, а слоги. Но вы ж понимаете, что за ними стоит...
Ступень - это звук, распознанный относительным слухом.
« Последнее редактирование: Февраля 08, 2013, 12:29:10 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #19 : Февраля 08, 2013, 14:57:15 »
.
« Последнее редактирование: Февраля 22, 2013, 11:44:41 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #20 : Февраля 08, 2013, 21:35:15 »
Услышать можно только звук. Тоникальность и доминанту услышать нельзя - они немы, ибо абстрактные понятия. "Я услышал у Стинга в аккорде G тоникальность" - это метафора. Максимум, что Вы услышали - это сам аккорд G в определённом окружении. И уж потом решили, что он "тоникален".
... так вот. MrLf, если говоря "слышать", мы подразумеваем музыку, а не просто бытовые звуки и музыкальный слух (позволю себе еще цитаты),
(нажмите чтобы показать/спрятать)
то он включает в себя психическую реакцию на звуки и, да, оценку. Но "оценка" эта не сознательная, а бессознательная и мгновенная, основанная на ожидании и прогнозировании, воспринимаемая субъектом как "слышу". Никаких тяготений в природе нет, но мы их слышим. А если не слышим ладовых тяготений, то и музыки не услышим.
Цитировать
"Я услышал у Стинга в аккорде G тоникальность" - это метафора. Максимум, что Вы услышали - это сам аккорд G в определённом окружении. И уж потом решили, что он "тоникален".
Я не могу сказать, что "решил"(то есть совершил интеллектуальное действие), что тот аккорд тоникален. Если бы я просто смотрел на гармоническую схему или ноты я бы именно решил, как и многие здесь
(нажмите чтобы показать/спрятать)
, что это седьмая низкая натурального минора. Мои же рассуждения основывались на том, что я услышал.
Да, это субъективно, но, по моему убеждению, только так можно анализировать музыку - слушая и воспринимая устои и не устои, движение и торможение, функции - ладовые и фонические и тд, и объясняя то, что услышал, то есть воспринял музыкальным слухом.
В этом смысле музыкальная теория и анализ приближается более к психологии, чем к математике.

А если угодно просто рассуждать над нотным текстом, бесстрастно оценивая звуковысотные структуры и отрицая роль слуха (психики) в восприятии лада, да и вообще, по сути, существование ладовых отношений звуков, то для этого создан замечательный инструмент - "ДМК" Косовского. Но мне он не подходит именно потому, что исключает уши из процесса - для меня это скучно и "немузыкально", а главное, такой подход упускает что-то важное, что дано нам в ощущениях.
« Последнее редактирование: Февраля 08, 2013, 21:42:43 от eye »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #21 : Февраля 08, 2013, 23:29:06 »
К сожалению я не смог донести до вас ни одной мысли  ???
Например.
Цитировать
Во-первых, шумовой звук может быть вполне музыкальным, т.к. шумовые эффекты в музыке используются.
Вы сразу ухватились за внешний аргумент - шумовые эффекты используются в музыке. Много чего может быть использовано в музыке. Но вы не восприняли контекста высказывания - в целом наше восприятие музыки основано на ладовом ощущении.
Другой пример.
Цитировать
Во-вторых, заявлять, что звук "вне лада" является "просто шумом" - слишком смело. Вы же сами тут где-то выше писали, что в современной "собачатине" лад может полностью деградировать или что-то в этом роде.
Да лад деградирует, а музыка превращается в не-музыку. Смело- не смело, но я расчитывал, что вы поймете это допущение, так как вроде знакомы с обсуждением на классике. Хотя это, конечно, не гарантирует понимания того, о чем там шла речь...
Другое дело - что считать музыкой. Но это выходит за рамки данной дискуссии - в данном случае мы говорим о "человеческой" музыке - слушабельной (хм, здесь можно опять прицепиться к словам). Понятно, что и для додекафонии можно найти сферу образного применения. Но - помните? - кухарки так и не начали напевать додекафонные серии (смысл этой фразы вовсе не в кухарках, это было бы п0шло).
С другой стороны даже в атональной музыке, где всячески боролись с ладом и тональностью, один из додекафонных композиторов сказал - "мы все еще имеем тонику". Дело в том, что даже ту музыку-немузыку мы воспринимаем через ладовое чувство.
Так же показательны слова  сольфеджиста П.П.Сладкова
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Цитировать
Мгновенность не означает бессознательности, а ожидание и прогнозирование - это узнавание шаблонов, о чём я говорил выше. Всё это вполне сознательные процессы.
То, что ожидание основано на узнавании шаблонов (динамические стереотипы) я согласен, но то, что рефлексы - сознательные процессы, я не согласен. Конечно их можно провести через сознательный процесс - этим и занимаются на уроках сольфеджио, но в конечном счете эти навыки, опыт, привычки и тд,  выводятся из сферы сознательного. Именно так и достигается мгновенность - выработкой рефлексов. Как в фехтовании - если ты подумал, значит ты уже убит. Теннисит не осознает свои действия - он просто бьет по тому месту, где  по его бессознательным прогнозам должен оказаться мяч.
Вы же, насколько я понял, предлагаете (в применении к музыке) этому теннисисту придти на корт с линейкой, транспортиром, знанием всевозможных формул, замерить все и сесть вычислять траектории на бумаге.

Цитировать
Это метафора. А если без метафор, то не слышим, а осознаём, классифицируем услышанное. Тяготения - это ожидание и прогнозирование, т.е. узнавание шаблонов.
Не знаю, какой смысл, вы вкладываете в слово метафора.. может и метафора. Но мы же рассматриваем процесс с позиции музыканта, а не психоголога. По вашему тогда и "внутренний слух" это метафора, так как когда мы слышим внутренним слухом - ничего не звучит... а мы слышим... или вы не слышите? Вообще это тоже развивается....

Цитировать
Можете. Узнавание шаблонов - самое настоящее интеллектуальное действие.
Вот опять вы цепляетесь в первую очередь к словам, игнорируя мысль собеседника. Я имел ввиду сознательные умственные действия - логические, а не основанные на чувствах.
Между тем психологи говорят, что узнавание звука основано на эмоциональном переживании - помните?
Как я сказал выше узнавание функций, ладовых портретов звуков, тяготений переведено на уровень ощущений, рефлексов.

Цитировать
Ничего подобного. Уши не при чём. Различие диатонических ладов в гармонических шаблонах. Насколько я понимаю, эолийский отличается от натурального минора тем, что в нём не будет пресловутых TSD, а будут свои шаблоны, другие.
Вообще не о том. При чем здесь гармонические функции...
К сожалению, вы не поняли ни одной мысли. Я не говорю - не способны понять, мне кажется, просто не захотели понять в угоду привычки спорить и возражать.
Мы попросту тратим впустую время. Объяснять, пояснять и разжевывать каждую мысль, часами тыкая в клавиатуру, невозможно.
В таком случае я бессилен и сдаюсь.   ???
« Последнее редактирование: Февраля 08, 2013, 23:40:45 от eye »

Оффлайн Pitsot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1229
  • unpozorable 8)
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #22 : Февраля 09, 2013, 01:00:49 »
MrLf, не знаю как в фехтовании, в боксе - правильные рефлексы рулят
нарабатывают их сознательно, но в реальном бою - рулит тот, кто быстрее реагирует, не задумываясь

собственно, сольфеджио примерно ту же цель преследует - выработать правильные рефлексы

хотя наверное это оффтоп уже

... и добавил:

TDA, там специально обращалось внимание на то, что речь идет не о функциональности в классическом смысле
никто не исключал "неклассические" функции

инструмент важен, чтобы не путаться в тональностях-модальностях-функциональностях
« Последнее редактирование: Февраля 09, 2013, 01:05:15 от Pitsot »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #23 : Февраля 09, 2013, 14:01:48 »
.
« Последнее редактирование: Февраля 22, 2013, 11:43:50 от MrLf »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #24 : Февраля 09, 2013, 14:41:29 »
MrLf, Я думаю, что вы здесь скоро останетесь один))) Удачи вам в самообразовании..... ))))) 

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8523
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #25 : Февраля 09, 2013, 16:32:30 »
Тут вопрос один возник, а какая тональность будет в примере на картинке (первая часть, вторая для сравнения)?  :) (На картинке даже ноты есть:))

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #26 : Февраля 09, 2013, 16:45:33 »
.
« Последнее редактирование: Февраля 22, 2013, 11:43:36 от MrLf »

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8523
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #27 : Февраля 09, 2013, 16:52:16 »
MrLf, ну это несерьёзно. Неужели ничего не слышите, что можно было бы описать теорией?

Оффлайн Rotten_id

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 49
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #28 : Февраля 09, 2013, 18:39:33 »
Вероятно чушь морожу :pozor:
Rolly,
Первый квадрат рэ дорийский (i-v-ii-i), второй ля эолийский (i-iv-v-i).
Характерная для модальности черта. Отсутствие четкого ощущения тоники.

Или мб это все в c ионийском? (ii-vi-iii-ii | vi-ii-iii-vi)...лады такие лады  ;D

Считаю твой вопрос некорректным. Без мелодии не понять.  ???

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8523
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #29 : Февраля 09, 2013, 19:23:44 »
Rotten_id, ничуть не чушь, тебе слышны какие-то характерные краски, значит какое-то разумное начало тут есть. Собственно я нарисовал сначала второй квадрат, как пример простейшей функциональности, а потом "вывернул наизнанку" и получил первый квадрат.
Между прочим, утверждается, что для (классической) функциональной  гармонии мелодия вторична.