Автор Тема: Модальная составляющая в гармонии  (Прочитано 11122 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #60 : Февраля 13, 2013, 12:48:43 »
Здесь все так же как в СВит хом Алабама, только минор в тонике...
А по-моему, это уже совсем другой характер. В принципе и гимн СССР можно в минор переложить ))

А вот второй пример - оно самое.

Цитировать
Можно на первую блюзовую ступень играть дорийский минор и не будет противоречий.
Только вот наоборот нельзя )))

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #61 : Февраля 13, 2013, 13:00:06 »
Наоборот нельзя понятно, так как мажор на минор ложится трудно)))) А в данном случае дорийский минор скорее больше расширенная минорная пентатоника....

Второй пример связан с дорийским минором при выходе из блюзовой тоники.... Получается на тонике играем блюзовый лад и его "опевания) ))), а на остальные ступени дорийский минор....

Оффлайн keifer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1585
  • Репутация: +142/-26
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #62 : Февраля 13, 2013, 20:29:47 »
MrLf, Вроде как все учел.)

Закину-ка сюда еще вещицу, очень в тему модализма на мой взгляд.

Air-Kelly watch the stars
Вступление - тема как бы отдельная E D E D C Bb Am G, единственное, что сам могу только объяснить - E миксолидийский оборот. И предположу модуляцию в Am, но что за оборот C Bb Am - сказать не возьмусь (думал, фригийский , но мешает в Bb одна нотка) Может, кто подскажет...позже понял, что обманулся, там E D E D F Eb A
Гармония куплета миксолидийская G/B D A, мелодия соответствует, очень простая.
Теперь по восприятию - несмотря на явную очевидность тоники A (половина рока сыграна на таких гармошках), у меня нет ощущения устоя. Мое сознание воспринимает ее скорей, как субдоминанту к воображаемой блюзовой тонике E7, как-то так  :crazy: В итоге ощущение "подвешенности" гармонии в пространстве. И это не смотря на добавление дополнительных 2-х тактов A (форма там 10-тактовая) То ли вкупе с мелодией это так работает...
Гравитацию тоника обретает ближе к концу песни, ее дает наглый повторяющийся семитоновый блюзовый ход.
Вот я и думаю, это модальный прикол такой, оставить тонику как-бы за пределами гармонии? :) Ваши мнения?

... и добавил:

Да, еще интересный там момент, когда A начинает обыгрываться быстрыми арпеджио, на мой слух это арпеджио A Bm C D, на 2-й заход A Bm Em Em, если грубо. Тоже что-то модальное...
« Последнее редактирование: Февраля 13, 2013, 22:03:05 от keifer »

Оффлайн noble

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +31/-11
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #63 : Февраля 13, 2013, 21:28:05 »
keifer, можно я тоже рискну? ))) Давай рассмотри гармонию вступления E D E D C Bb Am G в тональности Соль - мажор. Что тогда мы имеем?
E  D  E   D  C          Bb                                             Am     G
VI V  VI  V IV     III(по одноименному соль - минору)  ii       I
Имеет такая точка зрения право на существование?

Оффлайн keifer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1585
  • Репутация: +142/-26
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #64 : Февраля 13, 2013, 21:33:53 »
noble, На Gdur должен быть Em тогда. Да и не хочет как-то последний аккорд быть тоникой. :)

... и добавил:

А, кстати, я наврал кажись про Am во вступлении. уж не мажорный ли там A? Смутила вертушка на него в минорной пентатонике.

... и добавил:

Еще раз послушал внимательно вступняк. Понял, что и Bb наврал. Сейчас у меня получается так: E D E D C(или это F?) Eb A G
« Последнее редактирование: Февраля 13, 2013, 21:50:19 от keifer »

Оффлайн keifer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1585
  • Репутация: +142/-26
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #65 : Февраля 13, 2013, 22:16:04 »
Не совсем так. Дорийского в бридже (припеве) там всё-таки нет, есть только "соблазн" ;D.
В мелодии нет, а оборот дорийский.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7782/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #66 : Февраля 13, 2013, 22:34:41 »
.
« Последнее редактирование: Февраля 22, 2013, 11:41:06 от MrLf »

Оффлайн keifer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1585
  • Репутация: +142/-26
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #67 : Февраля 13, 2013, 22:53:07 »
Да и оборот получился не дорийский, а всего лишь субдоминанты одноимённого мажора...
Субдоминанта одноимённого мажора - для меня просто термин непривычный. Если строго по науке, то может и так.
В чистой науке важна точность, а на практике конечно сплошные разночтения, каждый думает, как ему проще, при условии, что не перевирается сам материал.

... и добавил:

А вообще, если призадуматься, то, раз уж произошла модуляция в Em, субдоминанта из одноименного мажора получается притянута за уши. Ну разные ведь тональности-то.
« Последнее редактирование: Февраля 13, 2013, 23:57:51 от keifer »

Оффлайн keifer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1585
  • Репутация: +142/-26
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #68 : Февраля 14, 2013, 00:36:04 »
Для меня в приоритете в модуляциях оперировать категориями новой тональности, не привязываясь к функциям предыдущей. Так проще и понятней. Зачем искусственно усложнять?

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7782/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #69 : Февраля 14, 2013, 00:45:56 »
.
« Последнее редактирование: Февраля 22, 2013, 11:40:46 от MrLf »

Оффлайн keifer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1585
  • Репутация: +142/-26
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #70 : Февраля 14, 2013, 00:50:27 »
С другой стороны, "новая тональность" - это тоже искусственное усложнение. В данном случае, куплет и припев вполне логично воспринимать как нечто единое, хотя бы потому, что они короткие. А раз единое - это не сопоставление тональностей, а их взаимопроникновение, мажоро-минор. А значит, сыграть аккорды из одноимённого мажора - вполне.
Они конечно короткие, но очень разные, весьма четко их на куплет-припев разделяю. И тональность поэтому тоже, контрастные они, во. :)

... и добавил:

Как будто разного цвета карандаши
« Последнее редактирование: Февраля 14, 2013, 00:52:36 от keifer »

Оффлайн keifer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1585
  • Репутация: +142/-26
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #71 : Февраля 14, 2013, 00:56:33 »
Да, контрастные. Но идея запользовать аккорды одноимённой тональности тоже ведь хороша :).
Запатентуй  :)

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #72 : Февраля 14, 2013, 01:47:36 »
MrLf, Идея использовать ступени из мажора на минор хороша, только она на этих ступенях должна давать мажорное отклонение... (В аврнжировке надо это отклонение как-то показать). А когда на ступени мажорной все равно звучит минор это другая трактовка - ладовое "раскращивание" минора (или модализм). Ваша трактовка выглядит математически логично, но по музыке в припеве  мажоро-минора не ощущается.

Доказательство: сыграйте вариацию (или импровизацию) припева и на аккорд A (которую вы считаете мажорной ступенью) сыграйте E мажорную гамму и посмотрите что получится)))) А потом сыграйте на аккорд A (в припеве) в соло дорийский минор... Результат очевиден.
Объяснить любую гармонию можно разными способами. Но вот как люди поймут это объяснение это уже другое дело... Из вашей трактовки, если бы я играл в вашей группе гитаристом и вы бы принесли эту песню, и сказали бы мне, что в припеве мажорные ступени, то я бы это понял как отклонение в мажор и в соло я бы мыслил на этих ступенях по мажору и следовательно я бы цеплял мажорный лад, выходя из минора... А он в этом месте будет явно выбиваться (если за эталон брать оригинал). А вот в конце, где кадансовый оборот, вот там уже можно говорить о мажоре.
Вот сделал примерный набросок как это звучало бы в мажоро-миноре
http://www.guitar-club.net/Sound/BeatlesDMm.mp3

А если бы вы сказали, что припев - модуляция в одноименный дорийский минор, то стало бы понятно, что я в миноре, только со своей субдоминантой и ладом... И играл бы соло по этому ладу.  А в конце модуляция в запев (Eмиксол.) понятно, что уже на модуляции я могу играть по мажору предвосхищая его появление.
Пример игры отрезка в дорийском миноре
http://www.guitar-club.net/Sound/BeatlesDor.mp3

Второй вариант звучит более точно к оригиналу. Тем более абсолютно не логично с композиционной точки зрения в припеве опять уходить в мажор, так как цель припева как раз  создать контраст и отклонить слушателей от миксолидийского риффа. Тут минор нужен чтобы слушатель "отдохнул" от мажора, дабы на контрасте подчеркнуть появление ключевого лейтмотива песни.

Поэтому при объяснении гармонии нужно исходить даже не из того как "мне кажется" (у каждого могут быть свои тараканы в голове))), а скорее из того, как другие люди поймут его и по каким принципам будут строить свое мышление при игре этого произведения.... И если объяснение вводит человека в ступор (если он конечно понимает о чем идет речь)))) или, чего хуже, заставляет фальшивить, то понятно, что в объяснении где-то кроется ошибка. При правильной трактовке все понятно, играется легко и все звучит.
« Последнее редактирование: Февраля 14, 2013, 03:28:16 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #73 : Февраля 14, 2013, 09:33:11 »
Более того, там бас на аккорд A использует Соль бекар - лад очевиден (да и ре диезу неоткуда взяться, если на протяжении всей песни (кроме B7) был ре бекар).
Так что, ноты, к чему здесь настойчиво призывали, не помогли - надо слышать.

... и добавил:

Цитировать
А в конце модуляция в запев (Eмиксол.) понятно, что уже на модуляции я могу играть по мажору предвосхищая его появление.
Что интересно, что F#m есть и в дорийском Ми и в миксолидийском, и в натуральном - ладовая модуляция очень естественна. При это проявление функциональности происходит там же, где она встречается в старомодальности (клаузулы-каденции). Так что измом называть вещь не поворачивается - вполне себе модальная песня целиком основанная на ладах - с отсутствием классической функциональности, да и, тем более, "расширенной тональности". Другое дело - наше "не адекватное" восприятие.
Из книги Сырова В.Н.
(нажмите чтобы показать/спрятать)
« Последнее редактирование: Февраля 14, 2013, 10:57:31 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #74 : Февраля 14, 2013, 11:05:20 »
MrLf, Рассмешили)))) Значит если  в мелодии образцется пауза, то на этом лад прекращает существование? А мажорную ступень можно трактовать как угодно, вплоть до мажорной субдоминанты (то есть маодуляция в мажор)? А как вы будете играть соло, импровизацию, или какой-то ход в басу, или как будете делать аранжировку (клавишные партии)? По мажорной E мажорной гамме? )))))

eye, Я согласен, что аккорд F#m относится к дорийскому и по музыке так оно и есть.... Но так как его можно рассмотреть как II - V, то можно сыграть красивый джазовый пассаж))))) Он хорошо ляжет и тем самым предвосхитит появление мажора... Это чисто для расширения импровизационной линии. Этого можно и не делать, если играть строго по оригиналу....

MrLf, Лад чувствуется по двум-трем нотам, даже если в них явно не берутся характерные для него ступени. Так как аккорды это тоже ступени лада взятые гармонически и они четко в звучании обозначают лад....