конечно считать, безусловно. но, вопрос опирался ли автор на этот самый лад? (может подсознательно, и тут вопрос про результативные лады?)
... и добавил:
и всетаки добавлю ... тема (идея) многое перемолоть может, в том числе и лад
Может быть так, что автор не знает лада вообще. Или не знал именно этого лада (фиг знает, мелодический мажор, скажем). Ему просто понравилось созвучие на слух. Это созвучие можно объяснить тем-то и тем-то с точки зрения теории, но автор об этом и понятия не имеет.
Ну вот, например: человек без любого образования, но со слухом, знает только лишь одну минорную пентатонику, и то по боксам, и вдруг открывает для себя новую ноту, которую он никогда раньше не играл. Ему в кайф такое звучание. Потом его старший товарищ ему говорит: "ааа, так это ты нашел дорийскую сексту!". Или: "ааа, так это ты по минору добавил мажорную терцию!". Такое.
По сути, если мы говорим об обычной гитаре, да к тому же настроенной, очень немного звуков будут в ином контексте звучать совершенно мимо. Ну, два звука. Иногда, может, вообще один. Просто потому что речь идет об интервалах в полутоны, а длина волны каждого полутона в любом случае математически будет как-то кратным длине волны другого полутона (только кратность будет не всегда очевидна на слух). Но и то: можно поверх практически любого аккорда сыграть хроматическую гамму или нечто хроматическое не вполне по гамме, но гаммоподобное. Так часто играют Джон Петруччи, Алекси Лайхо, например. Вот и Виктор Вутен срывает покровы:
https://www.youtube.com/watch?v=PHdo1qWNWI4Идея? вполне
А вот еще другое бывает: ноты без определенной высоты (бычки, палммьют, скрипы, пальцами и медиатором, рейк, и т.п.); ноты на расстроенной гитаре; недотянутые бенды. Вот такое да, уже может ни в какой лад не уложиться. По крайней мере, в привычный нам, характерный для европейской музыки лад. Тогда уже да, идея решает. Хотя опять же, внимаааательно послушать тех, кто бендит, - есть много тех, кто не попадает. Даймбег Дэррел регулярно неточно интонирует бенды и пальцем, и рычагом. Джон Петруччи, Марти Фридман, когда вытягивают ноту и потом играют на вытянутой ноте вибрато, очень часто интонируют выше или ниже высоты нужной ноты, и я подозреваю, что делают это сознательно. Марти Фридман вообще абсолютный гений бендов, и он тянет кота за ноты часто не точно в ноту, создет диссонансы, причем акцентирует этот прием на сильные доли, чем его усиливает.
Идея? тоже да