Автор Тема: Об отношении к теории  (Прочитано 11947 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Об отношении к теории
« Ответ #45 : Февраля 07, 2014, 15:42:01 »
MrLf, Ну идея понятна... Через теорию получить секрет новой музыки... Я не буду тут писать трактаты, просто убежден, что путь обречен. Мелодии может и будут "изобретены", только кто это будет слушать? Как там у Гете? "Только от сердца должна идти речь")))
Человек не может представить того, чего нет...? выглядит странно. Так как люди что только не сделали на этом свете, чего не было.  В том весь и секрет творчества, что мысль, идея, мечта под действием воли человека принимает материальные формы. Так мечта о том, чтобы не портились продукты летом в жару, породили холодильник. По своей сути это ледяной погреб, который делали еще до электричества. Так мечта завоевать серлце любимой заставляла поэтов писать ей стихи, которых до него не было. Но были другие поэты до него, которые это дедали.
Озарение, творческий экстаз, духовный опыт и откровения вот те предметы, которые могут дать результат. Для этого надо слушать лучшие образцы мировой музыки (в своем жанре). Великие произведения воспитывают систему отсчета и критерии оценки свого самообразования.
Сделать что новое (чего не было) в принципе невозможно, так как даже Бог создал человека по подобию своему. Мы по большому счету привносим свою крупицу в общий котел. И появляясь на свет учимся у предыдущих поколений, и этот опыт становится стартовой площадкой.
Теория музыки как предмет может стать помощником в этом деле.  Не более. Плюс она необходима для технических деталей, например, для фиксации музыки, для создания оркестровок и тд)

А вот в занятиях музыкой все решает слух (эмпирические знания) и вкус (культурное развитие в среде, на традициях).

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Об отношении к теории
« Ответ #46 : Февраля 07, 2014, 16:49:00 »
Человек не может представить того, чего нет...? выглядит странно. Так как люди что только не сделали на этом свете, чего не было...

Сделать что новое (чего не было) в принципе невозможно, так как даже Бог создал человека по подобию своему.
Взаимоисключающие параграфы ;)

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Об отношении к теории
« Ответ #47 : Февраля 07, 2014, 16:58:12 »
Дмитрий Малолетов,
Раз "даже Бог создал человека по подобию своему", то и музыка создаётся по опыту предыдущих поколений.
Если "в занятиях музыкой все решает слух", то возможности музыканта резко ограничиваются его личными слуховыми скиллами, тем, что он успел усвоить. Если помогает теория, к его услугам квинтэссенция опыта всех предыдущих поколений. Чтобы впитать опыт всех предыдущих поколений слухом, нужно прожить 100 жизней. Даже Моцарт не мог слышать всей музыки, сочинённой до него. Следовательно, и Моцарту теория необходима.

... и добавил:

Отсюда понятно, что чем меньше теории, тем проще, примитивнее музыка. Чайковский передаёт привет Полу Маккартни.

... и добавил:

HugePen, тема начата в 2004 году :)
« Последнее редактирование: Февраля 07, 2014, 17:03:27 от MrLf »

Оффлайн Jamiro

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3105
  • .
Re: Об отношении к теории
« Ответ #48 : Февраля 07, 2014, 20:12:19 »
Странно, почему идет обсуждение «или-или».
Я вот скажу про себя: все, что я когда-либо делал, в том числе и за деньги по заказу других людей, всегда делалось только на основе слуха и так скажем «слуховой интуиции». Видимо, за какое-то время слушания разного накапливается определенный багаж, и ты знаешь, что вот на такой аккорд круто (ну, с твоей точки зрения, понятно) звучит вот то-то и то-то. И соответственно при данной ситуации примерно то же и играешь, что слышал ранее и тебе нравилось. Вот, скажем, на чистом звуке для меня есть несколько ориентиров, для такого попсового или околорокового аккомпанемента: это Петруччи с альбомов Дримтятра времен его эндорсмента с Ибанез, это Вайтснейк и это (не смеяться) саундтрек к Старкрафту :)
Я вот когда в последнем проекте работал как наемник, у меня даже звук был нечто среднее между петруччевским в «Change Of Seasons», вайтснейковским «Is This Love», а партии — всякие арпеджио и прочее — чуть ли не впрямую фразамы тырил со Старкрафта. Всем нравилось вроде :)

Разумеется, всей музыки не послушаешь и каждый музыкант ограничен только своим кругозором. Когда я понемногу касался теории (я ж даже занимался ей чуть-чуть), то пришел к выводу, что теория позволяет расширить кругозор, скажем так, не слушая. Было это вот как. Я вот обыгрывал доминанту вот так и вот эдак и мне вроде как все нравилось и устраивало. Условно говоря, 200 ликов на доминанту :)
А потом преподаватель мне показывает лад, которым можно обыграть ту же доминанту и тут я понимаю, что такого я не слышал, но звучит клево. И начинаешь что-то уже сочинять по новым лекалам. Тут, впрочем, тоже понадобился слух: ведь можно было просто тупо пробежаться по гаммочке туда-сюда, а можно придумать фразу. Фраза — это структура, динамика и звук, а все это лично мне больше неизвестно откуда взять, кроме как от предыдущего опыта. Слухового опыта.
Да и без какого-то музыкального развития сложно будет объяснить человеку, что вот полууменьшенная гамма на альтерированый септ — это круто. Послушайте всякие блюзы: народ гоняет тупо блюзовую гамму в одной тональности, как будто смены аккордов не происходит. Если человек дальше этого не видит, то любое отклонение от этого будет звучать для него как не вписывающиеся в общую картину ноты, атональные и вроде как совсем не из этой оперы.

Вот как-то так.
« Последнее редактирование: Февраля 07, 2014, 20:15:41 от Jamiro »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Об отношении к теории
« Ответ #49 : Февраля 07, 2014, 20:42:03 »
А потом преподаватель мне показывает лад, которым можно обыграть ту же доминанту и тут я понимаю, что такого я не слышал, но звучит клево. И начинаешь что-то уже сочинять по новым лекалам.
Я толкую точно о том же, теория именно так и должна работать.
Фраза — это структура, динамика и звук, а все это лично мне больше неизвестно откуда взять, кроме как от предыдущего опыта. Слухового опыта.
То же самое. Теория может работать и здесь. Только преподаватель должень объяснить понятие музыкальной формы. Искать форму тоже можно, "теоретизируя". Т.е. можно посмотреть в свои черновые ноты, и подумать, где остановиться, а где продолжить мелодическое движение. Если речь не об импровизе, конечно, а о теме/вариации.

А слух для контроля нужен, естественно.

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Об отношении к теории
« Ответ #50 : Февраля 07, 2014, 23:45:14 »
Jamiro, обсуждение не совсем "или-или" ;D Началось со спорных утверждений вроде "Соответственно, изучение ладов нужно начинать не с изучения теории лада, а с изучения себя." или "Соответственно, чем лучше все объяснено, тем меньше чувству остается место..." Если следовать таким советам — много ли хороших музыкантов можно воспитать?
Цитировать
Уход в область интеллектуального понимания нарушает эмоциональный баланс и лишает способности играть о том, что на самом деле волнует. Интеллектуальное понимание - средство контроля. Чем больше человек (музыкант) в музыке полагается на интеллект и анализ, тем больше он страшится своей эмоциональности и избегает ее.
Если человек всю жизнь собирается играть блюз или панк-рок, то может быть такие советы и пригодятся, т.к. в такой музыке эмоциональная составляющая на первом плане. Но покажите мне хоть одного человека, который на одних лишь эмоциях смог бы отыграть концерт с Чиком Кориа, с Маклафлином, например? Ну а что — пусть играет себе то, что его волнует, и все будут довольны такой "музыкой" ;D

Ну а в общем — мы имеем какое-то странное понимание теории и её противопоставление практике. Иногда проскальзывают даже такие мнения (не в этой теме), мол, "знание теории убивает индивидуальность". Типа, без знаний будешь как Пол Маккартни или Хэтфилд, а со знанием как какой-то ботан со скрипочкой. Тоесть, люди делают неверные логические выводы: "Хэтфилд не знает теории и он успешный музыкант => чтобы стать успешным музыкантом нужно не знать теорию музыки". Но ведь это всего лишь знания, как они могут помешать?! Любое знание можно применить на практике, и знания о музыке в том числе. Скажем, повару тоже необязательно знать химический состав продуктов и законы физики. Но именно эти вещи помогут правильно сварить яйцо или пожарить картошку. Да, к этому можно прийти методом проб и ошибок, но не быстрее ли просто 1) понять почему, 2) запомнить какие-то вещи? Это сделает работу более эффективной, а конечный продукт более качественным и вкусным. Не этого ли хочет каждый музыкант?

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Об отношении к теории
« Ответ #51 : Февраля 08, 2014, 00:06:51 »
____А потом преподаватель мне показывает лад, которым можно обыграть ту же доминанту и тут я понимаю, что такого я не слышал, но звучит клево. И начинаешь что-то уже сочинять по новым лекалам.
Я толкую точно о том же, теория именно так и должна работать.____

Вот вот именно... Услышал (не важно как преподаватель сыграл или на пластинке), понравилось, сделал для себя пометку, что понравилось (то есть слух услышал, а культура сказала - ДА), потом начал изучать "почему и отчего" - теория. И в развитии пошел дальше образца, добавив к этому зданию свой кирпич (или даже целый этаж).

На счет логических противоречий - читайте внимательно - Изобретают холодильник, (которого не было), но на основе ледяного погреба, который был. То есть все новое создается на основе опыта (не из ни откуда), но при этом к этому опыту добавляется еще один элемент, в результате появляется новое качество. Так птица, которая летает по небу, взятая за образец,   роджает мечту и усилием многих поколений, превращается в железную птицу, которая по небу перевозит пассажиров.

Так что все было. И крылья, и ледяные погребы... Подсказки дает жизнь. Она рождает идею. Далее идет творческий акт. Мы реализуем мечту в металле или в звуке. Но инстурменты и воздействие разное, Музыка обращена не к разуму, как в науке (люди не могут разумно ответить почему им нравится Лунная соната и нет каких-то количественных криетиев оценки). Поэтому музыка воздействует на людей разных культур, языков, образования...

И последнее... На счет Чайковкского и МАккартни... Хоть и смешан английский фолклор (чем занимались в Англии трубодуры со времен их воцн с норманами) с профессиональным жанром классики, можно их даже сопоставить. Так как хорошую мелодию можно упаковать в разные формы и хуже она не становится.   Слушаем, наслаждаемся! Музыка - мальчишек 19 лет, не знающих нот. Оркестровка, исполнение - лондонский симфонический оркестр - (100 человек с консерваторским образованием).


London Symphony Orchestra- Play the Music of The Beatles




Не научат книги по теории сочинять музыку! Точно также как и теория литературы не научит писать книги и стихи. Теория, открывшая вам новый звукоряд (который окажется далеко не новым, так как до вас люди дошли до серийной додекофнической музыки и все тропы освоили),  это только схематический каркас, который без наполения личным ничего не значит. Так как на одной гаромнии и ладе может быть написано тысячи песен. И только некторые из них становятся гениальными. И сделать выбор, какие ноты извлечь в мелодии, и где сделать паузу, вложить в это энергетический посыл, знания теоретического звукоряда ну никак не помогут. Так как это совсем разные категории.
« Последнее редактирование: Февраля 08, 2014, 10:49:21 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Об отношении к теории
« Ответ #52 : Февраля 08, 2014, 09:30:10 »
Не научат книги по теории сочинять музыку! Точно также как и теория литературы не научит писать книги и стихи.
Научат, и ещё как. Так же как и психология научит разбираться в побуждениях людей, к примеру. Только не следует понимать книги по теории музыки как шестимесячные курсы гениальности или что-то в этом роде. Это просто необходимая часть знаний.
Так как на одной гаромнии и ладе может быть написано тысячи песен.
Вот именно этому теория и научит.
А "энергетический посыл" и "наполнение личным" — это то самое закатывание глаз, о котором я уже говорил.
Закатывать глаза никто не запретит, если нравится. Но теорию лучше знать.

... и добавил:

Ну а в общем — мы имеем какое-то странное понимание теории и её противопоставление практике.
Думаю, это от чисто бессознательного желания оправдать собственную лень :)
Закатывать глаза легче, чем изучать что-то.
« Последнее редактирование: Февраля 08, 2014, 09:57:51 от MrLf »

Оффлайн maximilian

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3937
    • borkhes точка livejournal точка com
Re: Об отношении к теории
« Ответ #53 : Февраля 08, 2014, 12:25:46 »
Итак, крамольные мысли.

Зачем вообще нужна теория музыки? В моём понимании, образно: есть двадцать аккордовых последовательностей, которые звучат хорошо. Найти принцип, по которому они составляются, чтобы построить двадцать первую, которая тоже звучит хорошо. Т.е. для того, чтобы сыграть то, что не слышишь изначально.
Получается, что ничего нового таким образом, придумать не получится. Ну просто потому, что теория музыки обобщает предыдущий опыт. Эту 21ю последовательность уже кто-то сыграл, когда выводил правила, её формирования.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Об отношении к теории
« Ответ #54 : Февраля 08, 2014, 12:41:42 »
Эту 21ю последовательность уже кто-то сыграл, когда выводил правила, её формирования.
Возможно, её сыграли задолго до того, как кто-то выводил правила, т.к. правила выводятся из сыгранного, а не наоборот. Здесь вопрос в том, что не нужно ждать, пока она случайно попадётся под ухо (интуицию, вдохновение, что угодно), чтобы о ней узнать. Теория даст её найти интеллектуальным путём.

А что касается чего-то эпохально супер-пупер-нового, то здесь нужен талант и везение. Можно лежать на печи и ждать припадка у себя таланта, а можно изучать теорию, развивать слух и технику — тут уж кто как хочет.
« Последнее редактирование: Февраля 08, 2014, 12:50:35 от MrLf »

Оффлайн maximilian

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3937
    • borkhes точка livejournal точка com
Re: Об отношении к теории
« Ответ #55 : Февраля 08, 2014, 12:58:43 »
MrLf, увы, у меня достаточно много знакомых филологов, литературоведов и прочих "специалистов" по довольно тонким материям, но прямой зависимости между образованием и талантом я у них не наблюдаю. Люди могут разложить текст любого писателя, знают методы работы с текстом и т.д. и т.п. , ну а по факту - с трудом находят куда б статью написать, не говоря уже о каких-то более серьёзных произведениях. Да и то, что они пишут - сейчас напомнило приведённый выше пример об игре "сложных аккордов" заради "показать себя".
Например, показали мне как-то статью в КП, вроде и тема актуальная и построена логично, а слова такие, что без бутылки не разобраться.  :hitrez:
Теория не заменит чувства стиля, слуха и всего того, чем пользуется хороший читатель или слушатель. Собственно об этом и идёт спич последние страницы.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Об отношении к теории
« Ответ #56 : Февраля 08, 2014, 13:00:28 »
А есть ещё мания "выделить главное". Чтоб затем вцепиться в него, а остальное выкинуть. Так проще. "Слух главное? В топку теорию". Это проще, но, к сожалению, не правильнее.

... и добавил:

Теория не заменит чувства стиля, слуха и всего того, чем пользуется хороший читатель или слушатель.
Теория это всё поможет развить.

Оффлайн maximilian

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3937
    • borkhes точка livejournal точка com
Re: Об отношении к теории
« Ответ #57 : Февраля 08, 2014, 13:14:13 »
MrLf, как уже сказали, для того чтобы слышать и использовать тяготения t-d-s, совершенно не обязательно знать как они называются. Вы под теорией понимаете образованность, если проводить аналогию с языком, то то, что вы называете теорией - это знание грамматики и прочих теоретических дисциплин. Но для того, чтобы хорошо говорить на языке, не обязательно уметь проводить морфологический анализ слов и знать как называется то или иное языковое явление. Можно просто быть практиком. В то же время, знание грамматики и словообразования не делает для человека язык родным.
Так и ваша муз. теория, без пропускания через уши - мертва.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Об отношении к теории
« Ответ #58 : Февраля 08, 2014, 13:22:48 »
Но для того, чтобы хорошо говорить на языке, не обязательно уметь проводить морфологический анализ слов и знать как называется то или иное языковое явление. Можно просто быть практиком.
Это заблуждение. Потому что здесь не хватает важного дополнения — на бытовом уровне.

Оффлайн maximilian

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3937
    • borkhes точка livejournal точка com
Re: Об отношении к теории
« Ответ #59 : Февраля 08, 2014, 13:27:09 »
MrLf, нет, это не заблуждение. Это факт. Никто не занимается словообразованием с учебником подмышкой.
Пойдём от противного: на каком уровне этого будет не достаточно?