Возьмём простой пример. Большинство простеньких классических рондо, этюдов, вальсов и множество роковых тем начинается с тонического трезвучия.
Я визуально на нотном стане знаю и отличаю расположение нот Ля и До.
Нижнее гитарное ЛЯ (октрытая 5 струна) расположено на нотном стане на второй снизу дополнительной линейке, а До (3 лад 5 струны) - на первой снизу доп. линейке. Я визуально отличаю на нотном стане ля-минорный аккорд от до-мажорного. Так же и с мелодией, записанной нотами. Просто я уже запомнил в пределах основных линеек нотного стана, нижних доп. линеек, и двух верхних доп. линеек, где какая нота находится. Это даже не совсем теория, а зрительная память. Хотя, прежде чем запомнить, нужно выучить расположение (визуальный образ) нот на нотном стане. Это даже не муз. теория, а муз. грамота, алфавит.