Автор Тема: Песня: от мелодии до законченного произвдения :)  (Прочитано 4245 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Demiurg-HG Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 392
  • Репутация: +16/-5
Вообщем, насколько я понимаю, что существую вполне конкретные правила построения различных муз. форм.
Всякие "каданции", коды, куплеты, части и прочее.

Попытки анализировать существующие песни привели меня к некоторым выводам, но удвл. результата я не получил.

Обычно структура выглядит следующим образом:
[вступление] [куплет 1] [припев] [проигрыш] [куплет 2] [припев] [припев] [завершение + "соло"]

Что я заметил (правила не строгие):
1) Разные части нередко играются в разных тональностях.
2) Куплеты играются на одну мелодическую или аккордовую последовательность.
3) Припевы играются также на одну муз. последовательность, но в иной тональности, или аккордовой последовательности.
4) Повтор припева играется либо с добавлением солирующего инструмента, либо в иной тональности, либо на "сдвинутой" вверх аккордовой последовательности.
5) В проигрыше - "приоткрывается" тема, либо осуществляется ее "закрепление".
6) В завершении - осуществляется полное раскрытие темы. Т.е. обыгрывается мотив. Аккордовая последовательность фиксированная, либо ускоряется, либо замедляется. Соло "идет" вверх или вниз, в зависимости от настроения музыки.
7) Я могу быть не прав :)))

Чего я так и не понял:
1) как делать связки частей...
2) как строить аккордовые последовательности, чтобы они звучали законченно? Тут что-то есть про кадансовые обороты и коды. Но как толком применить - я не понял. :(
« Последнее редактирование: Мая 17, 2008, 14:20:32 от Demiurg-HG »

Оффлайн ibanez27

  • Меценат
  • *****
  • Сообщений: 765
  • Репутация: +172/-73
Re: Песенная форма - какие правила?
« Ответ #1 : Апреля 16, 2008, 21:52:19 »
Со временем многие музыканты наоборот не могут избавиться от стандартов вбиваемых годами.Так уж инженерно к музыке подходить не стоит

Оффлайн Demiurg-HG Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 392
  • Репутация: +16/-5
Re: Песенная форма - какие правила?
« Ответ #2 : Апреля 16, 2008, 22:52:00 »
Ну да, инженер... :)

Приемами то все равно лучше овладеть? Чем вообще ничего не знать, не так ли?

Оффлайн ibanez27

  • Меценат
  • *****
  • Сообщений: 765
  • Репутация: +172/-73
Re: Песенная форма - какие правила?
« Ответ #3 : Апреля 16, 2008, 22:57:31 »
Понимаеш,это рано или позно может в творческий кризис вылиться, если конечно не писать намеренно музыку по системе-в этом случае нужно овладевать но все это и звучать будет искуствено.

Оффлайн faceless

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 161
  • Репутация: +18/-5
  • sex, drugs & jungle
Re: Песенная форма - какие правила?
« Ответ #4 : Апреля 17, 2008, 02:02:31 »
Demiurg-HG, главная отличительная черта песенной формы (помимо наличия вокала) - двухчастная структура: куплет-припев. Части, как правило, имеют весьма контарстную форму - куплет более спокойный, повествовательный, припев - более "громкий", "восклицательный" (у Nirvana, да и вообще в гранже, например, очень характерна предельная контрасность частей - во многом за счёт этого стиль и был таким популярным в начале 90-ых). Остальное: соло проигрыши, коды - необязательные "украшательства", их введение чётко не рагламентированно, хотя существуют определённые стереотипы (соло, например, обычно вставлют перед последним припевом, а сам последний припев иногда играют на терцию выше, чем до этого) - просто больше слушай, и поймёшь, как структурируют песни.
Законченная аккордовая последовательность? Это как раз последовательность, заканчивающаяся "кадансом" (если не углублятся, то это - гармонический оборот заканчивающийся тоническим (завершение произведения, как правило, или конец "квадрата" (квадрат - опять же, если не глубляться, завершённый гармонический оборот длительностью 2^n тактов)) или доминантовым аккордом (например, при переходе в параллельную тоналность (тоже весьма распоространнённый приём - например, куплет в миноре, а припев- в мажоре))).
Вот, насколько я это знаю.)
P.S. www.7not.ru - про песни, вроде, ничего нету, зато про музыкальную теорию в целом - как раз то, что нужно.)

Оффлайн ibanez27

  • Меценат
  • *****
  • Сообщений: 765
  • Репутация: +172/-73
Re: Песенная форма - какие правила?
« Ответ #5 : Апреля 17, 2008, 10:47:35 »
faceless, А как ему быть если встретяться песни вообще без припева? :)

Оффлайн Demiurg-HG Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 392
  • Репутация: +16/-5
Re: Песенная форма - какие правила?
« Ответ #6 : Апреля 17, 2008, 13:17:45 »
faceless,
Про каданс - не понял, слишком много скобок :)

ibanez27,
Я задам еще один вопрос на форуме ;)

Оффлайн faceless

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 161
  • Репутация: +18/-5
  • sex, drugs & jungle
Re: Песенная форма - какие правила?
« Ответ #7 : Апреля 17, 2008, 22:19:03 »
"Када́нс (фр. cadence, от итал. cadenza — «падение») — гармонический оборот, завершающий какое-либо музыкальное произведение и сопровождаемый ритмической остановкой. Также иногда называется каденцией, но этот термин чаще используется в значении сольной каденции.

Каданс — важнейшее композиционное средство не только завершения, но и членения музыкального произведения на разделы. По различным признакам кадансы делятся на:

1.

Совершенный, содержащий аккорды в основном виде и завершающийся тоническим трезвучием первой ступение в мелодическом положении основного тона;
Несовершенный, не отвечающий какому-либо из условий совершенного;
2.

Полный, завершающийся тоническим трезвучием;
Половинный (полукаданс), завершающийся доминантовым или (реже) субдоминантовым аккордом.
Прерванный, завершающийся переходом аккорда доминантовой функции не в тоническое трезвучие, а в какой-либо другой аккорд, чаще всего в трезвучие VI ступени;
3.

Простой автентический, содержащий аккорды только доминантовой и тонической функции;
Простой плагальный, содержащий аккорды только субдоминантовой и тонической функции;
Сложный, содержащий аккорды доминантовой и субдоминантовой функции, а также кадансовый квартсекстаккорд;"
- Википедия :)

Оффлайн Mr Mojo Risin

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 801
  • Репутация: +85/-48
Re: Песенная форма - какие правила?
« Ответ #8 : Мая 08, 2008, 18:40:34 »
Во-первых, смотря какой стиль. Во-вторых, никаких правил в большинстве стилей нету.

Оффлайн Mr Mojo Risin

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 801
  • Репутация: +85/-48
Re: Песенная форма - какие правила?
« Ответ #9 : Мая 08, 2008, 18:40:49 »
Это ж музыка, в конце концов!

Оффлайн Demiurg-HG Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 392
  • Репутация: +16/-5
Re: Песенная форма - какие правила?
« Ответ #10 : Мая 08, 2008, 19:38:31 »
Mr Mojo Risin,

Я придерживаюсь иного мнения.
Например, возьмем живопись.
Есть такая штука, правило золтого сечения.
Если его осознанно нарушит мастер/профессионал/мэтр - значит он специально и полностью осымсленно это сделал.
Если правило нарушает делает нуб - то получается треш.

faceless,
Цитировать
Совершенный, содержащий аккорды в основном виде и завершающийся тоническим трезвучием первой ступение в мелодическом положении основного тона;
Допустим, мы играем в Ля-минор, значит должно завершиться аккордом Ля-минор? (первым обращение, т.е. [A-C-E])?
Что значит "содержащий аккорды в основном виде" и "первой ступение в мелодическом положении основного тона"

Оффлайн G-Man

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1392
  • Репутация: +841/-132
Re: Песенная форма - какие правила?
« Ответ #11 : Мая 09, 2008, 12:29:40 »
Не надо следовать за модой расположения частей в песне.Ты творец,тебе решать,что и как делать.У каждого стиля принято делать определённые вещи.Например,если взять хэви,то практически у всех песен имеется форма куплет-припев-куплет-припев-соло-куплет-припев.Взяв альтернативу а-ля Линкин Парк или Корн,можно увидеть опять же у всех песен форму куплет-припев-куплет-припев-мост-припев-припев-припев.Но это не значит,что надо за этим следовать

Оффлайн Demiurg-HG Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 392
  • Репутация: +16/-5
Re: Песенная форма - какие правила?
« Ответ #12 : Мая 09, 2008, 13:13:20 »
G-Man,
Я этого не отриацаю, и опять таки, курпными блоками оперировать проще.
В конце концво можно заимствовать классические формы и прочее.
В принципе даже за время (с момент создания топика) какое-то осознание пришло.

Но остается все таки теоретические вопросы. Или вопросы, на которые, на мой взгляд, отвечает теория:
 - как добиться целостности произвдения (ритмической, мелодичекой и т.п.).
 - как добиться законченности произведения.

Опять таки, я не отрицаю, что ради эксперемента можно делать не цельный и не законченный произведения, дабы вызывтать у слушателя какие-то ощущения. Но если, скажем в альбоме будет 10 не цельных и не законченнх композиций, то грош им цена.

Оффлайн Грибов Игорь

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 2
  • Репутация: +0/-0
Re: Песенная форма - какие правила?
« Ответ #13 : Мая 09, 2008, 15:24:26 »
Сколько песен существует, столько существует и правил построения.Существуют песни где циклы типа припев/куплет/вступление/инструментальная часть/акапелла и тд  Иногда повторяются.

Правил-песенных форм(вариантов построений)-миллионы, и их число только будет расти.

И это признак Здоровья искусства.

Оффлайн sbe77

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3358
  • Репутация: +5140/-39
  • http://sbemaster.ru/
    • -=SBE MASTER=-
Re: Песенная форма - какие правила?
« Ответ #14 : Мая 09, 2008, 15:30:27 »
Эх, если бы все кого мы хорошо знаем и кого-то слушаем/ценим ориентировались  только на "стандарты".... Материал сам подскажет что с ним делать и как. Не редко у одних и тех же исполнителей со временем  возникают переделки.