Прошу подсказать: где взять побольше теории о полиритмии и полиметрии?
Мне кажется, было бы неплохо, прежде чем начнется (если) обсуждение всяких "поли" нужно бы разобраться в базовых понятиях. Есть ощущение, что не у всех есть понимание.. Ниже я набросал определения так, как я это понимаю.
Базовая пульсация - последовательность одинаковых импульсов-долей, относительно которой фиксируются музыкально-временные события. Импульсы могут быть реальными - звучащими, но чаще они мысленно подразумеваются субъектом, "чувствуются". Это иногда вносит некоторую неопределенность в формирование пульсации у слушателя (хуже, если у исполнителя). Поэтому пульсация обычно как-то задается, хотя бы намеками.
Одни и те же ритмы могут представляться в более мелкой или более крупной пульсации.
Скорость пульсации называется темпом.
Пульсация эластична - она может быть жестко механистичной, но темп может и меняться, как незначительно, так и в широких пределах. Как намеренно, так и непроизвольно ))
Ритм (в контексте данной темы) - это ритмический рисунок, которые образуют события во времени - их принято записывать соразмерно базовой пульсации так называемыми длительностями.
Метр - сочетание сильных и слабых долей в базовой пульсации. Метр - своего рода линейка, на которой имеется разметка в виде пульсации с выделением некоторых импульсов как более важных для измерения ритмов. Сопоставьте визуально со школьной линейкой или строительным метром.
Размер - просто способ записи метра, в котором обозначены наиболее удобные для замеров единицы-длительности, соразмерные с пульсацией.
Например, размер (в длину) спичечного коробка. примерно, 5/см - в знаменателе единица измерения, в числителе количество этих единиц. Так же размер метра может быть 2/4 - в знаменателе то, чем меряем (здесь четвертями), числителе количество единиц измерения (две).
Метры (и, соответственно, размеры ) могут быт двудольные, трехдольные, простые и сложные, переменные, составные - см. ЭТМ.
Теперь о "поли". Эта приставка означает что-то существующее в одновременности.
Полиритмия - в общем случае это одновременное звучание различных ритмов. В этом ничего необычного нет, так как многолосная музыка, как правило сочетает разные ритмы.
Но обычно говорят о полиритмии, когда некая ритмическая (ритмо-мелодическая) фигура в рамках одного размера воспринимается отдельно от основного ритма и намекает на иной метр. Например, это может быть мотив из повторяющихся трех восьмых с акцентом на первую, который исполняется внутри двудольного метра. Возникает некое смещение акцентов. В некоторых случаях при сохранении основного метроразмера это смещение может создать иллюзию другого метра , который звучит "поперек". Как следствие мы имеем временную полиметрию.
Вообще деление длительностей не кратно пульсации (триоли, например) несет в себе элемент полиритмии. А в случае, когда триоли образуют параллельный метр , то и полиметрию и даже "модуляцию" в другой размер, если новый метр уже воспринимается основным.
Полиметрия - это одновременное существование разных метров. Это явление может возникнуть и на фоне основного метра внутри одного размера, но бывают случаи, когда партии выписываются в разных размерах.
Так же в одной партии разные голоса могут подчиняться разным метрам.
Понятное дело, что при полиметрии неизбежна полиритмия.
Полиметрия обычно строится на основе одной (единой) пульсации.
Но возможны существование поли-пульсации. Например, когда играет метроном и ученик ))) И соответственно поли-темпы... Теперь, когда вы будете загонять вперед барабанов, говорите просто, что вы используете поли-темп, а кто не понимает - лох.
Кстати, драйв, кач, свинг - явления, которые возникают в следствии определенных форм взаимодействия пульсаций разных партий и уровней.
Изложенное выше не является официальной теорией - можно не соглашаться, спорить, уточнять.