Не совсем понятно, при чём здесь Щелкунчик и гамма? Там прекрасная мелодия на сказочный арпеджированный аккомпанемент триолями. Никакой какофонии! В том, что мелодии или сопровождение строятся на гамме или содержат её элементы, ничего удивительного нет, так происходит повсеместно. А при наложении щелкунчика на щелкунчика - художественная ценность этого произведения улетучится и начнётся какофоничный хаос, так как все пласты музыкальной ткани смешаются, продуманная гармония исчезнет, а мелодия и аккомпанемент войдут в конфронтацию сами с собой!
Вот я и говорю: Чайковский смог вставить проход по гамме вниз так, чтобы вышло круто. Смог бы, я думаю, и политемп сделать круто.
Я к чему вообще, важно не только какой приём использован, но и в каком контексте и как использован. И обсуждаем мы тут приём как таковой, а уж куда его встроить и как это будет звучать — это уже другая тема.
Африканская полиритмичная музыка вон очень даже круто звучит.