Я вот тут подумал, если у попова непонятно и запутанно, то что тогда скажут о Холопове?
По теме.
Да не надо считать где там какая ступень повышена\понижена.
Основой европейской музыкальной системы является натуральный (Ионийский) мажор.
Все остальные натуральные лады производные от него.
Если взять семь неальтерированных мажорных тональностей, и выучить знаки при ключе, то не понадобидтся считать где там какая ступень пониженная.
Натуральный эолийский минор- это тот же мажор, на шестой ступени которого поставили тонику.
Фригийский минор - от третьей ступени. и тп.
Эолийский соль минор - VI ступень Cи бемоль мажора.
Соответвенно знаки (миb и сиb) остаюца.
Ну есчо надо выучить про мелодический и гармонический миноры ( #VI ,#VII при восходящем движении) и (#VI всегда) соответсвенно.
И все. Никаких проблем с тональностями не должно быть.
Есть хорошее упражнение.
играем все 7 ладов одной тональности. Играем сначала лад, потом несколько видов движений и фигураций, потом арпеджио соответсвующего аккорда. Все очень просто и понятно.
З.Ы.
А Попов замечательный преподаватель, сам у него не учился но многие люди, чьему мнению я доверяю отзывались о нем очень хорошо.
Книги его тоже не читал. Мне как то они не понадобились)