"Сустейновый" аккорд - это перл, конечно
Какой еще "сустейн" sus - это от suspended, после этой "оговорочки по фрейду" дальше можно не слушать.
Да-да, надо говорить по-русски правильно - саспендовый! Тогда урок, так и быть, дальше послушаем.
Вообще, это модно - аккорд саспендолить двоечкой
В sus-aх отсутствует терция (в нее задержанный тон стремится разрешиться)
Не обязательно стремится разрешиться. Первоначально - да, термин возник как "задержание", но в дальнейшем он стал просто использоваться для обозначения безтерцовых структур.
https://en.wikipedia.org/wiki/Added_tone_chordа в add-ах терция есть, просто мне они чаще встречались как надстроечные аккорды, отстоящие от основного тона больше, чем на октаву - add9, add11, add13.
Необязательно, секунда прекрасно звучит и между примой и терцией. К тому же необязательно их брать одновременно - фактура может быть арпеджионная и тд.
Вообще, в буквенных обозначениях аккордов нет строгих правил (такие ситуации и приводят к войнам в нетолерантных сообществах, так как люди получают информацию разными путями, из разных источников).
Но, думаю, в последнюю очередь надо видеть там указание к голосоведению (может быть только намек), за исключением слэш-бас. Я, например, предпочитаю ставить add2 и add4 в трезвучиях и 9, 11 в септаккордах (иногда и аккордах с секстой). Хотя иногда пишу add9, если хочу, чтобы добавленный тон был взят вверху.
Вики:
The use of 2, 4 and 6 rather than 9, 11 and 13 indicates that the chord does not include a seventh unless specifically specified. However, this does not mean that these notes must be played within an octave of the root, nor the extended notes in seventh chords should be played outside of the octave, although it is commonly the case. ("Использование 2, 4 и 6 вместо 9, 11 и 13 означает, что аккорд не включает в себя септиму, если не указано иное. Однако это не означает, что эти ноты должны воспроизводиться в пределах октавы от примы, или что надстройки в септаккордах должны воспроизводиться вне октавы, хотя это обычно имеет место.
Думаю, что этот момент не должен быть камнем преткновения и жарких споров.
но вот с точки зрения классической гармонии такое нагромождение - одновременно звучащие прима, секунда и терция аккорда - является "диссонансом кластерного типа" (как если бы сесть задом на клавиатуру фортепиано).
Во-первых, при чем здесь классическая гармония? Там вообще буквенными обозначениями для аккордов в современном виде не пользуются.
Во-вторых,
В-третьих, то что "задом" - не соглашусь. C,d,e,g - прекрасно звучит. Особенно в переборах. Но и не только. И не только на гитаре.
https://youtu.be/P0QzbCyy-OU?t=52https://youtu.be/Ju5IZE1XaIQ?t=229В-четвертых, довольно сложно взять на гитаре в одной октаве 1,2,3 ступени. Бас, скорее всего окажется ниже. Но все-таки секунда может быть "внутри" аккорда рядом с терцией. Это прекрасно звучит.
Но даже, если взять все вместе - тоже отлично звучит:
Aadd2 = x(0)
7600
Am add2 = x(0)
7500
Tr 08 Aadd9-Amaj9-A69-amaj9.mp3 (281.46 КБ - загружено 91 раз.)
Сам я отнюдь не против "диссонансов" (для меня многие из них благозвучней иных "консонансов"), но и у них должна быть своя эстетика.
Тогда к чему все эти разговоры? Эстетика есть, ее в наше время хоть отбавляй.